Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет.
Лейбниц
Цели урока:
- образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках истории по теме: «Древний Египет», математике по теме: «Действия с натуральными числами», обобщить и расширить материал как систему знаний.
- воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; воспитывать внимание, аккуратность, расширять кругозор учеников, воспитывать интерес к истории математике.
- развивающие: умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение выявлять особенности, закономерности, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; умение применять свои знания на практике.
Оборудование урока:
- персональный компьютер, проектор, экран;
- карточки (разного цвета) с дополнительной информацией (см. Приложение 2).
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащимся предлагается разгадать ребусы:
- (см. Приложение 1. Слайд 2) и ответить на вопрос: «Кто это?» (Тутмос – фараон Древнего Египта).
- (Слайд 3) и ответить на вопрос: «Что это?» (Вычитаемое – компонент при вычитании).
- (Слайд 4) и ответить на вопрос: «Что это?» (Нил – река, в долине которой находился Древний Египет).
Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что связывает эти слова?» (Древний Египет).
Учитель обобщает ответы детей и сообщает тему и цели урока. (Слайд 5)
II. Актуализация знаний.
Учащиеся, коротко отвечают на вопрос: «Чем занимались древние египтяне?» (Слайд 6).
Рубрика «А знаете ли вы, что…» (Слайд 7)
Развитие вычислительных навыков (Слайд 8)
Устный счет с ответом на вопрос «Чем знаменательна эта дата?»
- 16500:11 (г. до н. э. – Тутмос совершил самые крупные завоевания, захватил Нубию).
- 25·30·4 (г. до н. э. – произошло объединение Верхнего (южного) и Нижнего (Дельты) Египта).
- 26·76+26·24 (г. до н. э. – построена пирамида Хеопса).
- 8·2·125+9 (настоящее время )
III. Обобщение и систематизация знаний.
Начинаем наше путешествие по МАТЕМАТИЧЕСКИМ СТРАНИЦАМ.
Страница первая. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.
Учащийся выступает с коротким сообщением. (Слайды 9-10)
Работа в парах.
Задача. (Слайд 11).
Отец родился по окончании второго месяца сезона половодья. Он старше сына на 25 лет и 7 месяцев. Определите число, месяц и сезон рождения сына. (год – 360 дней)
Вывод: Для чего нужен был календарь в Древнем Египте?
Рубрика «А знаете ли вы, что…» (Слайд 12)
Физминутка.
Встали на раз, присели на два.
Повернулась вправо голова.
Логти пальцами задели,
На ладони поглядели.
Привели в порядок мысли
И тихонько сели вместе.
Палец, ладонь, локоть. Для нас, это части тела. А для древних египтян, чем они служили?
Страница вторая. СИСТЕМА МЕР В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.
Учащийся выступает с коротким сообщением. (Слайд 14).
Задача. (Слайд 15).
Вельможа для своей семьи купил ткань длиной 25 локтей и шириной 20 ладоней. Найдите площадь купленной ткани (в миллиметрах).
Вывод: Почему древние египтяне использовали такие меры длины?
Страница третья. СИСТЕМА СЧЕТА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Выступление учащегося с сообщением, с примерами. (Слайды 16-18).
Задание, в котором используются иероглифы для записи чисел (Слайд 19).
Вычислите, используя свойства вычитания:
(357 + 126) – 257
524 – (224 + 35)
Вывод: Удобна ли такая система счета? Близка к нашей системе?
Рубрика «А знаете ли вы, что…» (Слайд 20)
Страница четвертая. ПИРАМИДА ХЕОПСА.
Говоря о Древнем Египте, нельзя не сказать о таких чудесах, как древнеегипетские пирамиды.
Сообщение учащегося о пирамиде Хеопса. (Слайды 21-23)
Задача. (Слайд 24)
Найдите периметр и площадь основания пирамиды (сторона основания 230 м).
Вывод: Хватило ли только знаний арифметики для строительства пирамид?
Рубрика «А знаете ли вы, что…» (Слайд 25)
IV. Итоги урока.
Продолжите предложения:
- Я даже не подозревал, что…
- Математика в Древнем Египте служила для… (Слайд 26)
V. Информация о домашнем задании
№ 610; сосчитать свой рост в «ладонях», сезон рождения родителей
(Слайд 27)
Выставление оценок.
Используемая литература.
- Виленкин Н.Я. “Математика 5”, учебник, “Мнемозина”, 2004.
- Свенциская, Годер “История Древнего мира”, учебник для 5 класса, “Мнемозина”, 2004.
- ru.wikipedia.org/wiki/Древний_Египет
- www.krugosvet.ru/…/DREVNI_EGIPET.html
- www.newacropol.ru/…/civilization/egipt/
- www.egyptius.com