Интегрированный урок по математике и истории на тему "Математические страницы истории Древнего Египта"

Разделы: Математика


Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет.
Лейбниц

Цели урока:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках истории по теме: «Древний Египет», математике по теме: «Действия с натуральными числами», обобщить и расширить материал как систему знаний.
  • воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; воспитывать внимание, аккуратность, расширять кругозор учеников, воспитывать интерес к истории математике.
  • развивающие: умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение выявлять особенности, закономерности, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; умение применять свои знания на практике.

Оборудование урока:

  • персональный компьютер, проектор, экран;
  • карточки (разного цвета) с дополнительной информацией (см. Приложение 2).

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащимся предлагается разгадать ребусы:

  1. (см. Приложение 1. Слайд 2) и ответить на вопрос: «Кто это?» (Тутмос – фараон Древнего Египта).
  2. (Слайд 3) и ответить на вопрос: «Что это?» (Вычитаемое – компонент при вычитании).
  3. (Слайд 4) и ответить на вопрос: «Что это?» (Нил – река, в долине которой находился Древний Египет).

Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что связывает эти слова?» (Древний Египет).

Учитель обобщает ответы детей и сообщает тему и цели урока. (Слайд 5)

II. Актуализация знаний.

Учащиеся, коротко отвечают на вопрос: «Чем занимались древние египтяне?» (Слайд 6).

Рубрика «А знаете ли вы, что…» (Слайд 7)

Развитие вычислительных навыков (Слайд 8)

Устный счет с ответом на вопрос «Чем знаменательна эта дата?»

  1. 16500:11 (г. до н. э. – Тутмос совершил самые крупные завоевания, захватил Нубию).
  2. 25·30·4 (г. до н. э. – произошло объединение Верхнего (южного) и Нижнего (Дельты) Египта).
  3. 26·76+26·24 (г. до н. э. – построена пирамида Хеопса).
  4. 8·2·125+9 (настоящее время )

III. Обобщение и систематизация знаний.

Начинаем наше путешествие по МАТЕМАТИЧЕСКИМ СТРАНИЦАМ.

Страница первая. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

Учащийся выступает с коротким сообщением. (Слайды 9-10)

Работа в парах.

Задача. (Слайд 11).

Отец родился по окончании второго месяца сезона половодья. Он старше сына на 25 лет и 7 месяцев. Определите число, месяц и сезон рождения сына. (год – 360 дней)

Вывод: Для чего нужен был календарь в Древнем Египте?

Рубрика «А знаете ли вы, что…» (Слайд 12)

Физминутка.

Встали на раз, присели на два.
Повернулась вправо голова.
Логти пальцами задели,
На ладони поглядели.
Привели в порядок мысли
И тихонько сели вместе.

Палец, ладонь, локоть. Для нас, это части тела. А для древних египтян, чем они служили?

Страница вторая. СИСТЕМА МЕР В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.

Учащийся выступает с коротким сообщением. (Слайд 14).

Задача. (Слайд 15).

Вельможа для своей семьи купил ткань длиной 25 локтей и шириной 20 ладоней. Найдите площадь купленной ткани (в миллиметрах).

Вывод: Почему древние египтяне использовали такие меры длины?

Страница третья. СИСТЕМА СЧЕТА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Выступление учащегося с сообщением, с примерами. (Слайды 16-18).

Задание, в котором используются иероглифы для записи чисел (Слайд 19).

Вычислите, используя свойства вычитания:

(357 + 126) – 257
524 – (224 + 35)

Вывод: Удобна ли такая система счета? Близка к нашей системе?

Рубрика «А знаете ли вы, что…» (Слайд 20)

Страница четвертая. ПИРАМИДА ХЕОПСА.

Говоря о Древнем Египте, нельзя не сказать о таких чудесах, как древнеегипетские пирамиды.

Сообщение учащегося о пирамиде Хеопса. (Слайды 21-23)

Задача. (Слайд 24)

Найдите периметр и площадь основания пирамиды (сторона основания 230 м).

Вывод: Хватило ли только знаний арифметики для строительства пирамид?

Рубрика «А знаете ли вы, что…» (Слайд 25)

IV. Итоги урока.

Продолжите предложения:

  • Я даже не подозревал, что…
  • Математика в Древнем Египте служила для… (Слайд 26)

V. Информация о домашнем задании

№ 610; сосчитать свой рост в «ладонях», сезон рождения родителей

(Слайд 27)

Выставление оценок.

Используемая литература.

  1. Виленкин Н.Я. “Математика 5”, учебник, “Мнемозина”, 2004.
  2. Свенциская, Годер “История Древнего мира”, учебник для 5 класса, “Мнемозина”, 2004.
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Древний_Египет
  4. www.krugosvet.ru/…/DREVNI_EGIPET.html
  5. www.newacropol.ru/…/civilization/egipt/
  6. www.egyptius.com