Цели урока:
Развивающие:
Формирование компетенций:
а) информационных;
б) коммуникативных;
в) историко-познавательных
Воспитательные:
- Формирование морально – этической позиции учащегося
Образовательные:
- Выяснить, каковы были причины и цели основных направлений сталинской модернизации, какие подходы и методы применялись к ее осуществлению
- Определить результаты и последствия модернизации для дальнейшего развития страны.
Оборудование урока:
- Карта «СССР в годы первых пятилеток »
- Слайдовые презентации: Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4
- Комплект информационного материала. (опережающее задание группам по темам: «Создание колхозов», «Раскулачивание», «На фронтах пятилеток», « Результаты форсированного развития»)
- Оценочные листы для каждого ученика: Приложение 5
Орг.момент: Класс делится на группы по цветовой гамме
- красный - группа № 1 ( лидерства, превосходства)
- синий - группа № 2 ( холодный, скрытный)
- жёлтый - группа № 3(тёплый, милосердие)
- зелёный - группа № 4( дружелюбие, терпение)
Ход урока
Вступительное слово учителя: Осуществление новой экономической политики позволило к концу 20-х гг. решить задачу восстановления народного хозяйства СССР. Однако этим еще не достигалось главной цели. Нэп, в принципе, создавал предпосылки перехода к назревшим экономическим преобразованиям, однако этот путь предполагал сравнительно длительные сроки выхода на планируемые рубежи. Советское руководство не было уверено в том, что оно обладает таким запасом времени, Поэтому необходима была стратегия, обеспечивавшая кратчайшие сроки осуществления модернизации экономики.
вопрос: Вспомните, что такое модернизация? (слайд №1)
Объявление темы, цели и задачи урока, обращается внимание на рейтинговую систему оценивания.
Учитель: Важными путями осуществления Сталинской идеи скорейшего построения социализма в СССР были: (слайд №3)
Согласно традиционным взглядам большевиков, социализм можно построить лишь на базе крупной индустрии. Необходимость скорейшей индустриализации Сталин мотивировал лаконично: «Если мы за 10 лет не пробежим путь, на который другие страны затратили 50—100 лет, нас сомнут!» Но возникла проблема источников накопления индустриального развития страны. Невозможность использования внешних источников накопления (неурегулированность вопросов с долгами царского и Временного правительств, напряженность в отношениях с западными государствами) оставляла единственную возможность - получить средства для индустриализации за счет мобилизации внутренних ресурсов. В этой связи встал вопрос о распределении бремени индустриального развития между отдельными секторами экономики. С точки зрения наиболее решительных сторонников индустриализации единственно реальным источником получения средств являлись "досоциалистические формы хозяйства", к которым, прежде всего, они относили аграрный сектор.
Именно эксплуатация этого сектора должна была обеспечить высокие темпы индустриализации. Без этого, по их мнению, невозможно было "поскорей достигнуть момента, когда социалистическая система развернет свои естественные преимущества перед капитализмом", что являлось "вопросом жизни и смерти для социалистического государства". В странах Зап. Европы основные процессы модернизации экономики страны проходили поэтапно, а в СССР одновременно.
Проблемное задание: В исторической литературе 1928-1938 гг- называют годами «Большого скачка»; «Великого перелома»; «Индустриального рывка». (слайд 4)
Так ли это? Какова была цена сталинской модернизации? Вам ответить на этот вопрос нужно будет в конце урока.
Учитель: К тому же весь предшествующий опыт преобразовательной деятельности формировал склонность большевистских лидеров к "решительным мерам". Именно таким путем и осуществлялись две важнейшие кампании по перестройке советской экономики - индустриализация и коллективизация
Задание: Н а основе полученной информации составьте конкретизирующую текстовую таблицу «Этапы сталинской модернизации» Приложение 6
Учитель: Коллективизация... Что стоит за этим вполне обычным словом?
коллективизация (запись понятия в тетрадь) (слайд 5)
Историческая справка- Различные формы кооперации в деревне развивались с 1917 г.
Они включали:
- ТОЗы – товарищества по совместной обработке земли, которая оставалась в собственности их членов;
- Артели, где обобществлялись основные земельные угодья;
- Коммуны, общественной собственностью становились также усадьбы и приусадебные участки (артели и коммуны в конце 1920-х гг. объединяли не более 1% всех крестьянских хозяйств)
Учитель: Рассмотрите цели коллективизации: (слайд 6)
а) налаживание канала перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации;
б) ликвидация кулачества как класса;
в) огосударствление сельскохозяйственного производства
г) ликвидация аграрного перенаселения
Вопрос, как коллективизация была связана с индустриализацией?
Учитель: На XIV съезде, в декабре 1925 года был взят курс на “социалистическую индустриализацию”, на усиление планово-директивного начала в строительстве социализма. Индустриализация - …(запись понятия в словарь) (слайд 7)
Задание: Посмотрите на данные слайда (слайд 8) и учебника стр. 170. Сделайте вывод о необходимости индустриализации. (слайд 9)
Учитель: Сталин и его сторонники сформулировали конечную цель индустриализации -
превратить СССР из страны, ввозящую машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование; «Догнать и перегнать Америку».
Вопрос: А как Вы думаете, откуда ещё, кроме перекачки средств из деревни в город можно было взять источники индустриализации? (слайд 10)
Учитель: Курс на индустриализацию был провозглашён декабрь 1925 г.на XIV съезде ВКП(б)
Курс на коллективизацию был взят ещё в декабре 1927 года на XV съезде ВКП(б) (слайд 11)
Работа в группах:
Вам предстоит работа в группах. В каждой группе сидят ученики-консультанты, которые получили опережающее задание, познакомиться с материалом учебника по данной теме. Обращайтесь к ним.
Задания:
1 группа: Используя разнообразные источники информации, которые находятся у Вас на столе, достоверно и аргументировано изложите суть исторического факта «Создание колхозов» и выразите к нему собственное отношение.
2 группа: Используя разнообразные источники информации, которые находятся у Вас на столе, достоверно и аргументировано изложите суть исторического факта «Раскулачивание» и выразите к нему собственное отношение.
3 группа: Используя разнообразные источники информации , которые находятся у Вас на столе, достоверно и аргументировано изложите суть исторического факта «На фронтах пятилеток » и выразите к нему собственное отношение.
4 группа: Просмотрите весь информационный материал и докажите, что в конце 30-ых гг. СССР стал высокоразвитой державой, отметив достижения и издержки этой политики.
Учитель: Политика коллективизации проводилась по двум основным направлениям: объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание. Ребята, прослушайте историческую справку:
Историческая справка (слайд 12)
- Летом 1928 г. в сельской местности появились так называемые машинно-тракторные станции (МТС), принадлежавшие государству. МТС обеспечивали колхозы техникой для обработки земли и вывоза урожая, а колхозы за это должны были рассчитываться с МТС частью собранного урожая. Так возникла первая форма контроля над колхозами.
Выступление групп:1 группа ( по ходу рассказа группы на доске вывешиваются даты и на карте отмечаются районы сплошной коллективизации) (слайд 13)
- 7 ноября 1929г- ст. Сталина «Год великого перелома» о новых темпах развития деревни
- 5 января 1930 г.- постановление «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному правительству», начало сплошной коллективизации.
- Карта- районы сплошной коллективизации:Сев.Кавказ, Поволжье, Украина, Казахстан.
- Статистические данные (слайд 14)
Учитель: Обратите внимание на плакаты, фотографии того времени, кинофрагмент и выразите своё собственное мнение. (слайд 15-18)
Вывод: Позиция Сталина отражала тенденцию к безоглядному форсированию коллективизации. В основе этой позиции лежало пренебрежение к настроениям крестьянства, игнорирование его неготовности и нежелания отказаться от собственного мелкого хозяйства. Сталин оптимистически уверял, что на основе колхозного строя наша страна через три года станет самой хлебной страной в мире и выступая перед аграрниками-марксистами он призывает насаждать колхозы, ликвидировать кулачество как класс, не пускать кулака в колхоз, сделать раскулачивание составной частью колхозного строительства необходимо «сломить кулачество», ударить по кулачеству так, чтобы оно не могло больше подняться на ноги...»
2 группа: (по ходу рассказа группы на доске вывешиваются даты )- 30 января 1930 г.- постановление СНК СССР о борьбе с кулацкими хозяйствами, начало массового раскулачивания.
- 2 марта 1930 г.- ст. Сталина «Головокружение от успехов»
- 14 марта 1930 г.- постановление ЦК «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном строительстве», после которого на короткий срок снизились темпы коллективизации
(презентация учащегося «Судьба кулацкой ссылки»)
Вывод: Если подходить к вопросу о раскулачивании с чисто экономических позиций, отбрасывая пока в сторону социальные, юридические, политические, нравственные проблемы, то сразу можно обратить внимание на два момента. Первый! Раскулачивание означало устранение из деревни элемента хотя и содержащего капиталистический потенциал, но обладавшего навыками культурного хозяйствования. Даже брошенные в отдалённые, суровые, необжитые районы, бывшие спецпереселенцы сумели в удивительно короткие сроки создать коллективные хозяйства, оказавшиеся передовыми. Из их среды вышли талантливые руководители коллективного производства. Второй! Сумма расходов по выселению и обустройству выселенных кулаков едва ли покрывалась конфискованным у них имуществом.
А теперь, давайте послушаем тех ребят, которые подготовили страничку « История моей семьи» (сообщения уч-ся)
Учитель: бездумная гонка темпов коллективизации, как уже говорилось, везде приводила к тяжёлым последствиям. В 1932—1933гг. пришел голод. (презентация учащегося «Голод 1932-1933 гг.») На карте отмечаем районы голодомора: Украина, Поволжье, Казахстан (черный цвет)
вопрос: Как вы думаете, почему я отметила чёрным цветом районы голода?
Вывод: Факты массового голода были скрыты от мировой и советской общественности, а сообщения о нём, появившиеся в зарубежной печати, опровергались. Предание гласности информации о голоде расценивалось сталинским руководством как «подрывная деятельность» и сурово наказывалось
Вследствие несовершенства системы статистического учёта начала 30-х годов, неполноты и недостоверности сохранившихся сведений, уничтожению статистической отчетности истинные масштабы данной трагедии могут быть оценены лишь приблизительно.
Учитель: Преодоление кризисной ситуации требовало огромных усилий и времени. Восстановление сельскохозяйственного производства началось в 1935 - 1937 г. Стали увеличиваться урожаи, возобновился рост поголовья скота, улучшилась оплата труда. Сказывались результаты и технического перевооружения сельского хозяйства. В 1937 г. система машинно-тракторных станций (МТС) обслуживала девять десятых колхозов. Однако прирост производства за эти три года не покрыл потерь первых двух лет.
К 1937 г в колхозах состояло. — около 93% . Коллективизация была объявлена завершенной.
3 группа: (по ходу рассказа группы на доске вывешиваются даты: ) (слайд 19-20)
- 1928-1932 гг.- первый пятилетний план
- 1933-1937 гг.- второй пятилетний план(презентация учащегося «Первые пятилетки»
(на карте отмечаются предприятия промышленности)
Вывод: За годы первых пятилеток была создана мощная индустриальная база страны в Западной Сибири и на ДВ, открыты и освоены нефтяные месторождения в Татарии и Сибири, появились новые отрасли промышленности- автомобильная, станкостроения, тракторная, автомобильная, авиационная, сельскохозяйственного машиностроения, химическая. К концу 30-ых гг СССР превратился в одну из немногих стран, способных производить все виды индустриальной продукции и обходиться без импорта существенно необходимых товаров.
4 группа: Докажите, что в конце 30-ых гг. СССР стал высокоразвитой державой, отметив достижения и издержки этой политики
Вывод: Таким образом, благодаря проведению политики индустриализации и коллективизации в СССР сложилась мощная система государственной экономики, малоэффективная в условиях мира, но успешно действующая в чрезвычайных обстоятельствах.
Проверка проблемного задания
Учитель: Писатель В.А.Каверин в нач. 30-ых гг. приехал в Магнитогорск, чтобы описать строительство «социалистического города». Город рос с поразительной быстротой, но по нему бродили умирающие от голода женщины-жёны или вдовы кулаков, работавших на стройках и умиравших где попало. Всё говорило о рабском отсутствии достоинства, в каждом слове господствовал дух напряжённого подчинения. «Ясно видя прямую связь между ростом кладбищ и ростом комбинатов, я как бы старался не видеть эту связь и, стало быть, бродил по строительству с закрытыми глазами».
Главный вывод: В конечном счете поставленная Сталиным задача – построить материально-техническую базу социализма - была достигнута. Но за это пришлось (слайд 14) уплатить непомерно высокую цену ! Вот мысль поэта А.Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».Закрепление: Тест на закрепление нового материала. (взаимопроверка)
Подведение итогов урока.
Рефлексия
(уч-ся, уходя с урока кладут в коробочки цветные квадратики)
- красный- запомнил, могу воспроизвести полностью материал
- синий- запомнил, могу пересказать некоторые моменты
- жёлтый- кое-что запомнил, пересказать не могу