Методическая разработка урока "Генетически модифицированные продукты. Мифы и реальность"

Разделы: Биология


Тип урока – урок-дискуссия.

Цель урока: познакомиться с проблемой генетически модифицированных продуктов, последствиями их производства и применения, углубляя и расширяя основные генетические понятия.

Задачи:

  • Образовательные: Закрепить знания о строении клетки, хромосом. Познакомить с новой отраслью биологии – генной инженерией, ГМ продуктами и современными исследованиями их влияния на здоровье человека.
  • Развивающие: Развивать умения логически мыслить, делать выводы, принимать правильные решения, самостоятельно искать информацию, заполнять таблицы. Развивать интерес к современным исследования, новым наукам. Развивать критическое мышление к достижениям современных наук.
  • Воспитательные: Воспитывать умение воспринимать информацию, анализировать её, с уважением относится к альтернативному мнению, бережно относится к своему здоровью, уметь аргументировано отстаивать свою позицию. Воспитывать толерантность.

Оформление к уроку: Схемы, таблица на доске. Карточки для проверочной работы – на каждый стол.

Ход урока

Учитель: Сегодня тема нашего урока «Генетически модифицированные продукты. Мифы и реальность». Тему эту я выбрала неслучайно, так как очень часто об этом мы слышим с экранов телевизоров, читаем в газетах. И сегодня мы должны разобраться, что же значат «генетически – модифицированные продукты» и сделать выводы. В течение урока мы рассмотрим несколько вопросов и вы должны будете записать свое мнение по отношению к этим вопросам в таблицу и аргументировать ваше мнение. Перепишите таблицу, которую вы должны будете заполнять в ходе урока самостоятельно, с доски себе в тетрадь.

Генетически – модифицированные продукты.

За Показатели Против
  Производители ГМП  
  ГМП необходимы  
  Не наносят вреда здоровью  
  Страны, производящие ГМП  
  Нужно маркировать ГМП  

Для того чтобы начать наш разговор нужно вспомнить некоторые генетические понятия. Для этого ответьте на задания, в карточках, которые лежат у вас на парте. Задания построены по типу заданий в КИМах ЕГЭ. На эту работу отводиться 5 минут. После этого задания мы переходим к основной теме. Для этого нам нужно знать чем занимается такая наука, как генная инженерия? Как получают генетически модифицированные продукты? Для этого мы послушаем сообщения учащихся.

Для чего нужны такие продукты? Многие ученые уверены, что такие продукты выгоднее производить, они не требуют много финансовых затрат. Они могут длительное время хранится без потерь и, несмотря на это, быть пригодными для пищи. Для выращивания таких растений и разведения таких животных не нужно много территории. Обрабатывать посевы таких растений ядохимикатами не нужно. Их не едят насекомые. И многие ученые мира считают, что такие продукты спасут мир от голода. Особенно страны третьего мира, которые уже сейчас страдают от голода. Так как территории, заселенные человеком расширяются, а посевные площади уменьшаются. Поэтому миру грозит голод. Но многие ученые утверждают, что проблема голода- это выдуманная проблема. Заключается она не в дефиците продуктов. А в неправильном их распределении. Совсем недавно стали известны исследования ученых университета Миннесоты (США), которые доказывают, что для выращивания ГМ растений нужно в 2-5 раз больше гербицидов, чем для обычных растений. Также оказалось, многие фермеры разводят такие растения не для стран третьего мира, а для покупателей собственной страны. Такие продукты стоят очень дешево, многие люди не могут позволить купить натуральные продукты, вынуждены покупать ГМП. Как вы думаете, нужно ли производить такие продукты? Можно свое мнение записать в таблицу.  Теперь давайте посмотрим, как обстоят дела с ГМП в России. У нас посевных площадей пока хватает. И достижения отечественной селекции позволяют накормить население нашей страны. Но и в нашей стране можно встретить ГМП на прилавках магазинов. Многие продукты завозят из за рубежа. А в состав таких продуктов могут входить генетически модифицированные компоненты.

Следующая проблема, которую мне хочется с вами обсудить – для чего можно использовать ГМП, так ли они необходимы? Для этого давайте ещё раз послушаем сообщение следующего докладчика( Помидоры кубической формы, чтобы удобнее было укладывать в ящики, другой сорт помидор остаётся зелеными, пока хранятся в прохладном помещении, если температура окружающей среды становится +180С, они начинают краснеть, существует сорт картофеля, который не ест колорадский жук, так как такое растение – яд для насекомого, овцы, которые дают готовый сыр, их нужно 200 штук, чтобы обеспечить всю Россию сыром).

Учитель: Все это конечно, выгодно производить, но влияние ГМП на организм человека совершенно не изучено. Для этого потребуется не один год. Но даже сейчас можно познакомиться с некоторыми «результатами» применения таких продуктов. Например, в Европе , по заказу производителей трансгенной кукурузы, исследовали выросших на ней цыплят и обнаружили в их крови обрывки чужого гена. Этот факт опровергает утверждение, что чужерожные белки полностью разрушаются в желудке и не могут встраиваться в ДНК потребителя. Еще раньше чужеродные гены были обнаружены в молоке коров, которые питались ГМ – кормами.

А могут ли ГМП быть полезными для здоровья человека? Послушаем такую информацию от следующего участника нашего разговора(Бананы, которые могут быть лекарством и защитить человека от гепатита, соя содержащая ген, невосприимчивости к СПИДу, но чтобы защитить человека от СПИДа нужно съедать 100грамм такой сои, существуют помидоры, в которых повышено количество пигмента ликопина, который снижает риск заболевания раком). Но в последнее время медики замечают резкое увеличение больных различными видами аллергией на 30%. Причина –употребление пищевых добавок, в которых содержится ГМ белки. В Австралии были прекращены работы по созданию ГМ гороха, обладающего устойчивостью к вредителям, так как он вызывает сильнейшую аллергию.

У детей, которые с раннего детства употребляли молочные смеси, полученные на основе ГМ сои, также наблюдался всплеск аллергических реакций.

Так стоит ли производить такие продукты? Напишите, пожалуйста, ваше мнение в таблицу.

Несмотря на такие примеры, многие страны выращивают ГМ растения и производят из них продукты. В каких же странах могут выращиваться такие растения? Послушаем следующее сообщение. (Многие страны решились выращивать ГМ растения, особенно много выращивается сои, в том числе ближайшая к нам страна –Китай. Во многих странах этот процесс стал нерегулируемым, так как поля обычных растений и ГМ растений находились рядом и насекомые переносили пыльцу с одного поля на другое). У нас в стране такие продукты производить нельзя, но большинство таких продуктов завозится из за рубежа. Поэтому мы не всегда знаем, что мы едим. А как обстоит дело с этим вопросом в других странах? Все ли покупатели знают что едят? Во многих странах производителей обязывают маркировать ГМП, они должны лежать на отдельных полках. Но производители иногда печатают это настолько мелко, что невозможно прочитать, другие говорят, что не нужно маркировать, так как это пугает людей, так как это ещё наукой не доказано. У нас в стране с 12 декабря 2006 года производители продуктов питания должны особым образом маркировать такие продукты.

Вот такие вопросы мы обсудили с вами. Давайте сделаем выводы из нашего урока и рассмотрим какие аргументы вы записали в своей таблице. Нужны ли такие продукты? Науа всегда будет идти вперёд и ход прогресса нам не остановить, но если последствия для человека ещё не ясны, стоит ли безумно увлекаться этим прогрессом? Если есть альтернатива, всегда нужно ей пользоваться, особенно в питании детей.

Ребята высказывают свое мнение. Обсуждают Делают выводы.

Д.з.

Литература

  1. М.М. Гаппаров, доктор мед. наук, профессор. Е.Ю. Сорокина, кандидат мед наук. Н.В.Тышко, кандидат медицинских наук. Генетически модифицированные продукты. Мифы и реальность. Издательский дом журнала «Здоровье» 2004г
  2. Л.С.Чернин Первые шаги в будущее: Генная инженерия растений. Москва. В.О. «Агропромиздат» 1990г.
  3. Материалы периодических изданий.
  4. Материалы Интернета
    http://blog.artnn.ru
    http://www.rg.ru
    http://www.medportai.ru
    http://www.greenpeace.org