Открытый урок математики в 4-м классе "Единицы длины"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Обобщить знания детей о единицах длины, продолжить работу над заменой мелких единиц длины – крупными, а крупных – мелкими; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи изученных видов.
  2. Развивать логическое мышление, умение творчески подходить к решению примеров и задач;развивать познавательную активность учащихся.
  3. Воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма активность, любознательность.

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки к устному счёту, таблица «Единицы длины»; таблицы с условиями задач, геометрические фигуры, план школы и пришкольной территории, макет школы; памятки; магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок математики. К нам пришло много гостей. Поприветствуйте!

II. Сообщение темы и целей урока.

Наш урок посвящён одному из самых важных событий в жизни школы. Что мы отмечали в начале ноября? Верно. День рождения нашей школы. Но ей уже очень много лет и скоро будет построено новое здание школы. И сегодня на уроке мы с вами давайте станем строителями и попробуем создать макет нового современного здания школы. Вы согласны?

Для этого мы будем учиться применять знания, умения и навыки по теме «Единицы длины» на практике, а так же продолжим работу над решением примеров и задач изученных видов, и будем учиться работать сообща.

За каждый правильный ответ вы будете получать «цветок», чем больше «цветов» вы наберёте, тем выше будет ваш балл за проделанную работу.

III. Устный счёт.

1) Актуализация знаний по теме.

– Какие единицы длины вы знаете? Назовите их в порядке возрастания. (мм, см, дм, м, км)

2) Для начала проверю, готовы ли вы работать быстро и дружно.

Игра «Эстафета» (по 1 ученику от каждого ряда выбегают к доке и записывают пропущенные числа в задании)

1 ряд  2 ряд  3 ряд
1 км = … м 1 м = … дм 1 дм = … см
1 м = …см 1 см = … мм 1 дм = … мм
30 дм = … см 50 мм = … см 60 см = … дм
2 м 06 см = …см 4 дм 7 см = …см 3 км 028 м = … м
184 дм = …м …дм 9600 м = …км …м 1180 см = …м …см

Проверка коллективная; если есть неправильный ответ – сигнал (хлопок).

3) Решение примеров по карточкам с объяснением.

Начнём «строительство» макета школы с фундамента. Сейчас вы будете каменщиками. На доске надо выложить ряд из карточек – «кирпичей» (по принципу игры «Домино»).

По-одному ученики выходят к доске, находят нужную карточку, объясняют решение.

За карточками получается слово «Молодец».

IV. Решение задач на нахождение периметра и площади прямоугольника.

Но фундамент ещё не совсем готов. Посмотрите. Какие фигуры перед вами?

На доске:

Из этих трёх фигур составьте прямоугольник. Он напоминает одну из сторон строительного кирпича. Представьте, что на нашу стройку привезли кирпичи прямоугольной формы. Размер их основания: длина – 30 см, ширина – 10 см.

Задание по вариантам (у доски работают два ученика).

I в. – найдите площадь прямоугольного основания кирпича.
II в. – найдите периметр прямоугольного основания кирпича.

Самостоятельная работа.

I в. II в.
а = 30 см а = 30 см
в = 10 см в = 10 см
S = ? Р = ?
S = а× в Р = (а+в)×2
S = 30×10=300 (см2) Р = (30 + 10)×2= 80 (см)

Молодцы! Теперь фундамент нашей будущей школы готов.

Физминутка (под музыку марша из кинофильма «Высота» дети выполняют гимнастические упражнения).

V. Работа по нумерации с многозначными числами.

А сейчас вы будете бухгалтерами. Ребята, посмотрите на плакат, какой единицей длины пользовались при измерении данных предметов, и прочитайте, заполняя пропуски:

Высота окна – 2 … (м)
Ширина стекла – 7 … (дм)
Общая длина труб – 6 … (км)
Толщина провода – 4 … (мм)
Высота кирпича – 5 … (см)

Используя данные цифры 2, 7, 6, 4, 5 составьте и запишите самое маленькое пятизначное число и самое большое пятизначное число (проверка: 24 567 и 76 542).

Дополнительное задание:

Мальчики представят первое число в виде суммы разрядных слагаемых, девочки – второе число.

24 567 = 20 000+4 000+500+60+7
76 542 = 70 000+6 000+500+40+2

Коллективная проверка.

– Поздравляю! Первый этаж нашей школы готов.

VI. Работа над составлением и решением задач.

1) Продолжим строительство макета новой школы. Предлагаю побыть немного архитекторами.

На доске плакат: план школы и прилегающей территории.

– Что изображено? Какие геометрические фигуры вы видите?

– Назовите их размеры.

– Предлагаю работать по бригадам – рядами.

– Задание для всех бригад: составить, записать условие и решить задачу:

1-й ряд (1-я бригада) – вычислить периметр и площадь здания школы.
2-й ряд (2-я бригада) – вычислить периметр и площадь игровой площадки.
3-й ряд (3-я бригада) – вычислить периметр и площадь спортивной площадки.

Самостоятельная работа. Проверка с доской – один ученик от каждого ряда записывает решение своих задач:

1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
S = 100×30 = 3 000 (м2)  S = 40×40 = 1 600 (м2)  S = 150×20 = 3 000 (м2)
Р = (100+30)×2 = 260 (м)  Р = 40×4 = 160 (м) Р = (150+20)×2 = 340 (м)

Дополнительное задание: переведите квадратные метры в ары:

3 000 м2 = 30 а
1 600 м2 = 16 а

– Поздравляю! Второй этаж нашей школы готов!

Физминутка (под музыку марша из кинофильма «Высота» дети выполняют гимнастические упражнения).

2) А сейчас вы побываете в роли инженеров-техников. При строительстве любого здания учитывается, чтобы были подведены трубы для подачи и стока воды.

На доске плакат:

Металлические трубы – 30 шт. по 8 м
Пластиковые трубы – 40 шт. по 5 м

Анализ краткой записи задачи.

– Какие вопросы можно поставить к данному условию?

– Как от вопроса будет зависеть решение задачи?

Работа по вариантам:

1-й вариант – решает задачу с вопросом на нахождение суммы.
2-й вариант – решает задачу на нахождение разностного сравнения.

(по одному ученику от каждого варианта решают задачу на доске)

Проверка:

1-й вариант: 8×30+5×40=440 (м) – всего металлических и пластиковых труб.
2-й вариант: 8×30-5×40=40 (м) - больше металлических труб, чем пластиковых.

– Поздравляю! Третий этаж нашей школы готов!

2) Самостоятельная работа.

К концу подходит наша стройка. Осталось возвести крышу. Теперь вы монтажники-высотники. Выполните самостоятельно работу по группам (дети заранее поделены на группы по уровням)

Работа по учебнику:

1-я группа с. 40 № 178 (2-й столбик) – вставить пропущенные числа;
2-я группа с. 48 № 232 (1-й столбик) – сравнить именованные числа.

Коллективная проверка.

– Молодцы! Крыша возведена. Посмотрите, какой получилась наша школа.

На столе у учителя постепенно создавался макет здания новой школы:

VII. Итог урока. Оценивание работы учащихся.

– Понравился вам урок?

– Что нового узнали на уроке?

– Чему учились?

По количеству набранных «цветов» выделяю лучших «строителей», объявляю оценки, все ученики получают свидетельства об активной работе на уроке.

VIII. Домашнее задание по выбору:

с. 48 № 240 или составить задачу на нахождение периметра и площади своей комнаты.

IX. Релаксация.

Сегодня на уроке мы создали макет здания новой школы. Красивая она получилась? Понравилась вам? А сейчас давайте подарим нашей «новой школе» букет цветов – ведь у неё сегодня праздник.

Дети под музыку прикрепляют свои «цветы» к «букету», нарисованному на доске.

– Посмотрите, какой большой и красивый букет у нас с вами получился, благодаря дружной и интересной работе. Спасибо вам за сотрудничество и активную работу на уроке.