Урок по русскому языку "Устная и письменная речь"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формировать представление о том, что такое речь, какую роль она играет в жизни человека.

Задачи:

  1. Наблюдение за особенностями устной и письменной речи;
  2. Развитие умений правильно оформлять предложения в письменной речи;
  3. Воспитание уважения к культурам разных народов;
  4. Использование ИКТ.

Используемый материал: учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 2-класс», фотографии наскальных рисунков в бассейне Лена. Картинки людей в русских и якутских национальных костюмах, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

Яя, Рр, Яя, Рр…

3. Наблюдение над речью.

Какие народы начинаются на эти буквы? (Якуты, русские…)

Сегодня ребята, мы будем много говорить об этих народах.

а) Беседа.

- Давным-давно люди не знали о других народах. Например, то, чем они занимаются, как они выглядят, как они разговаривают. Как вы думаете, когда люди научились читать и писать?

- В древние времена не все умели читать и писать. Эти письмена можно увидеть и сейчас. Они напоминают рисунки. Сохранились на скалах. Поэтому их сейчас называют наскальным рисунком. (Показ фотографий: Ленские столбы, наскальные рисунки – сканированные картины демонстрация слайдов). В те времена по рисункам можно было определить жизнь, занятия народа. Посмотрите внимательно – о чем может рассказать рисунок с изображением коня? А рисунок лося о чем нам сообщает? (Демонстрация слайдов-презентаций)

- Примерно 400 лет назад нашу страну открыли русские. Они изучали природу этой страны, жизнь здешнего народа. Вскоре Якутию соединили с Россией. Русские научили наших предков земледелию, русской грамоте. У якутов умели писать только знатные люди, богачи. Якутские дети учились очень прилежно, поэтому вышли из них грамотные люди. Потом постепенно возникла письменность на якутском языке.

- С тех пор прошло много лет. И всё население Якутии знает русский язык. Объясните мне пожалуйста, почему мы должны изучать русский язык? Мы изучаем русский язык, потому что мы живём в России. Все народы России общаются между собой на русском языке, только так мы можем понять друг друга.

- Мы можем слушать и говорить, читать и писать.

Когда люди говорят и слушают, то пользуются устной речью.

Прочитайте, что об устной речи написано в упражнении 19.

- Расскажите, что вы узнали об устной речи.

Физминутка.

а) Сообщение учителя.

Письменная речь – это речь написанная. Для письма мы что используем? (буквы, разные знаки)

- В древней Руси писали на бересте-березовой коре. Бумаги тогда еще не было. А сейчас мы как пишем? (в тетради, печатаем на компьютере)

в) Коллективная работа над упражнением 20.

г) Рассказы детей о том, когда они пользуются устной речью, а когда письменной. (упр. 21).

4. Давайте вкратце запишем интересными предложениями то, что узнали сегодня на уроке.

5. Итог урока.

Домашнее задание: упражнение 22.

Использованная литература:

  1. Учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 2-класс»
  2. Учебник Ф.В.Габышевой, В.С.Ивановой «Русский язык. 2 класс. Первая часть. Якутск: Бичик, 2004.
  3. Методическое пособие. Поурочные планы. 1 полугодие (по учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык. 2-класс» Учитель, 2003)