Уильям Глассер писал: “Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни”. И мы, педагоги, должны в этом помочь, каждому ребенку.
В Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” большое внимание уделяется новой роли учителя. “Новая школа” требует новых учителей, цитирую “глубоко владеющих психолого-педагогическими знаниями”, “понимающих особенности развития школьников ... ”.
Организация процесса педагогического взаимодействия педагога и школьников в учебной деятельности оказывает непосредственное влияние на развитие индивидуальности, способностей и одаренности субъектов образовательного процесса. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая деятельность осуществляется через межличностное взаимодействие.
При неэффективном взаимодействии происходит нерезультативная передача знаний, возникают конфликты, затруднения в общении, что не способствует полноценному умственному развитию, формированию личности ребенка.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: “все дети являются одаренными” – “одаренные дети встречаются крайне редко”. Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Эта ситуация объясняется тем, что потенциальная одаренность по отношению к достижениям в разных видах деятельности присуща многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Внесем ясность: “одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности” [2, с.5]. Поэтому одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.
Одаренные учащиеся – особая категория субъектов межличностного взаимодействия. Социально-психологические особенности одаренных школьников предъявляют к организации процесса межличностного взаимодействия особые требования. Именно одаренные дети больше всего теряют из-за несоответствующих условий обучения; довольно частые конфликты с учителями сопровождаются отрицательными эмоциями, причины конфликтов часто связаны как с личностными качествами учителей, так и с их профессиональной подготовкой.
Проведенное исследование в данном направлении подтвердило, что специфика сфер субъектов общения, педагогов и одаренных учащихся, может вызвать затруднения в межличностном взаимодействии. На основе результатов исследования была построена классификация психологических особенностей межличностного взаимодействия педагогов и учащихся как субъектов образовательного процecca, при водящих к затруднениям в общении в следующих сферах: эмоциональной, когнитивной, инструментальной, коммуникативной, мотивационно-потребностной, сфере межличностных отношений.
Когнитивная, мотивационно-потребностная сферы педагогов и одаренных учащихся не имеют достоверных различий, поэтому можно говорить о сходстве этих сфер. Наибольшие отличия наблюдаются в сфере межличностных отношений (стиль межличностных отношений). Согласно полученным результатам межличностный стиль педагогов характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, в нем преобладает стремление к доминированию, авторитарности, директивности, с другой стремление к сотрудничеству, партнерскому взаимодействию ..
Проведенное исследование показало, что не только сходство или отличие сфер межличностного взаимодействия обуславливают успешность или неуспешность данного процесса, но и психологические особенности сфер педагога как субъекта межличностного взаимодействия также могут повлиять на данный процесс. Негативные тенденции в большей степени проявляются в эмоциональной, коммуникативной, инструментальной, мотивационно-потребностной сфере педагогов.
Специальная подготовка педагогов к межличностному взаимодействию должна включать формирование основных сфер компетентностей педагогов как субъектов межличностного взаимодействия, что будет способствовать оптимизации этого процесса.
В подготовку педагогов, предлагаю включить и теоретическую подготовку, и систему диагностико-развивающе-психокоррекционных занятий, это бы оказала значительное влияние на конструктивные изменения в эмоциональной, коммуникативной, инструментальной, мотивационно-потребностной сферах педагога. С уверенностью можно сказать, что после проведенной работы у педагогов снизится уровень эмоциональных “помех” в общении, увеличится показатель умения сотрудничать, вырастит частота выбора более продуктивной модели педагогического взаимодействия, уменьшатся негативные проявления в развитии потребностей в межличностном взаимодействии: аффект и контроль, позитивно изменятся показатели, характеризующие коммуникативную толерантность.
Несомненно, эти значимые изменения будут способствовать гармонизации межличностных взаимодействий педагогов с одаренными детьми. Педагоги более адекватно оценят свои профессионально значимые качества, обнаружат скрытые и недоступные ранее для осознания потенциала своего “Я” резервы, раскроют и используют возможности своего саморазвития.
Отработка способов преодоления затруднений, преград межличностного взаимодействия, обучения приемам самоконтроля и саморегуляции, осознание педагогами себя в качестве субъектов межличностного взаимодействия с одаренными учениками, работа по формированию и развитию сфер личности педагога как субъекта общения преодолеют затруднения, преград с учетом их предварительно выявленной природы.
Библиография.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М, “Просвещение”, 2002. – 432с.
- Одаренность: рабочая концепция. М., 1996. – 6 с.
- Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н.С.Лейтеса. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 416 с.
- Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 272 с.
- Самусенко В.Н. Работа с одаренными детьми – одна из идей Новой школы.//Методист.2009. № 4.