Цель: пропаганда здорового образа жизни
ХОД УРОКА
– Здравствуйте ребята! Сегодня у нас не обычный
классный час. Тема нашего классного часа: “В
здоровом теле – здоровый дух”
Конец 20 и начало 21 века характеризуются ростом
заболеваемости и смертности населения.
Современный этап развития нашего общества
связан со снижением продолжительности жизни,
снижением психического состояния здоровья
населения страны. А знаете ли вы? Человеческое
сердце имеет потенциал как минимум на 300 лет
жизни. Легкие – на 200 и примерно столько же лет
все внутренние органы. Средняя
продолжительность жизни человека должна
составлять как минимум 150 лет.
Известно, что уровень здоровья человека зависит
от многих факторов: наследственных,
социально-экономических, экологических,
деятельности системы здравоохранения. Но, по
данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним
фактором, на 15-20% обусловлен генетическими
факторами, на 25 % его определяют экологические
условия и на 50-55 % – условия и образ жизни
человека. Таким образом, первостепенная роль
в сохранении и формировании здоровья все же
принадлежит самому человеку, его образу жизни,
его ценностям, установкам. Вместе с тем
современный человек в большинстве случаев
перекладывает ответственность за свое здоровье
на врачей. В действительности же, укрепление и
творение здоровья должно стать потребностью и
обязанностью каждого человека. В уставе
Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ)
записано, что здоровье представляет собой не
только отсутствие болезней и физических
дефектов, а доброжелательные отношения с
другими людьми, с природой и самим собой.
Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы
становимся на путь творения здоровья… .
Сегодня, сейчас мы определяем наше здоровье в
будущем. Мы сами за него отвечаем! Для
совершенствования и формирования здоровья важно
учиться быть здоровым!
Давайте заполним анкету.
Анкета «Здоровый образ жизни»
Каждый из нас слышал выражение “здоровый образ жизни” и у каждого из нас есть представление о том, что это такое. Для выяснения различий в этих представлениях просим Вас принять участие в нашем опросе.
Инструкция: Вам предлагается анкета, которая состоит из двух частей: части А и части Б.
Часть А включает вопросы двух видов. 2
вопроса представляют собой начало предложений.
Прочтите их внимательно и завершите.
Другие 2 вопроса содержат варианты возможных
ответов, из которых Вам следует выбрать тот
ответ, который Вы считаете верным в отношении
себя. Затем напишите, почему Вы выбрали именно
этот ответ.
Часть Б включает всего 2 пункта.
В пункте 1 представлен список из 15 ценностей.
Прочтите их внимательно и расставьте по порядку
важности для Вас: той ценности, которая для Вас в
жизни является самой главной, присвойте номер 1 и
поставьте его в скобки рядом с этой ценностью.
Затем из оставшихся ценностей выберите самую
важную и поставьте напротив нее номер 2. Таким
образом, оцените по степени важности все
ценности и поставьте их номера в скобках
напротив соответствующих ценностей.
В пункте 2 Вам предлагается список из 12
составляющих здорового образа жизни. Прочтите их
внимательно и выберите тот признак, который Вы
считаете самым главным для здорового образа
жизни. В клетке рядом с ним поставьте номер 1.
Затем из оставшихся составляющих выберите тот,
который, по Вашему мнению, является самым
главным, и поставьте напротив него цифру 2. Таким
образом, оцените важность для здорового образа
жизни всех признаков. Наименее важный останется
последним и получит номер 12.
Часть А
1. Я считаю, что здоровый образ жизни – это ...
2. Считаете ли Вы, что здоровый образ жизни необходим?
а) да
б) затрудняюсь ответить
в) нет
Почему Вы так считаете?
3. Я считаю, что соблюдаю здоровый образ жизни на ... %, потому что я
4. Я хотел бы вести:
a) более здоровый образ жизни
б) такой же образ жизни, как в данный момент
Часть Б
1. Ценности
материальная
обеспеченность (
)
здоровье (
)
семья
(
)
дружба (
)
красота
( )
счастье
других
(
)
любовь (
)
познание (
)
развитие (
)
уверенность
в себе
(
)
творчество
( )
2. Составляющие здорового образа жизни
занятие
спортом
( )
правильное и полноценное
питание
( )
режим
дня (
)
гигиена (
)
не употреблять
наркотики
(
)
не употреблять
алкоголь
( )
не
курить (
)
соблюдение инструкций по
технике безопасности ( )
соблюдение правил дорожного
движения (
)
доброжелательное отношение
к
другим
( )
саморазвитие,
самосовершенствование (
)
– Обратите внимание на надписи. Высказывания великих людей о здоровом образе жизни (оформлено на доске):
- Жизнь требует движения. (Аристотель)
- Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли. (Жан-жак Руссо)
- Великие люди всегда были воздержаны в еде. (Оноре де Бальзак)
- Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации. (Оноре де Бальзак)
- Пьянство – мать всех пороков. (Абу-ль-Фарады)
- Наркомания – это многолетнее наслаждение смертью. (Франсуа Морнак)
- Без физического и душевного здоровья человека долголетия быть не может. (И.И. Мечников)
- Гигиена – залог здоровья. (Цицерон)
Эти надписи являются высказываниями великих
людей, представителей различных времён и
сословий и все они объедены общей темой
«Здоровый образ жизни»
Нужно ли вести здоровый образ жизни? Что даст он
лично тебе?
Как школа влияет на наше здоровье?» и
попытаемся составить модель здорового
ученика.
Для проведения следующей викторины нужен
непрозрачный мешочек и бумажки. На каждой
бумажке цифры от 1 до 10. Участники по
очереди выбирают себе задание, вытаскивая
бумажки из мешочка. Если ученик правильно
отвечает на вопрос, то бумажка остаётся у
него, если нет, то отвечать может любой другой
ученик. Выиграет тот, кто соберёт большее число
бумажек.
1. У детей чаще бывает искривление позвоночника и ног, чем у взрослых. Однако дети реже ломают кости, чем взрослые. От наличия, какого вещества это зависит? Из каких продуктов питания можно получить это вещество? Какой витамин необходим организму для усвоения этого вещества костями? (Это вещество – кальций, он придаёт костям твёрдость. Много кальция в молочных продуктах. Витамин Д способствует поступлению кальция в кости.)
2. Заяц, воспитанный в клетке умирает при первом быстром беге. Может ли такое приключится с человеком? Что такое гиподинамия, чем она опасна? (Безусловно, если нетренированный человек будет участвовать в соревнованиях по бегу. Гиподинамия – малоподвижный образ жизни, опасен тем, что приводит к ослаблению мышечной системы, сердечным заболеваниям и т. д.)
3. В семье два сына. Один из них каждое утро умывается холодной водой, другой – тёплой. Кто из них реже болеет простудой? Почему? (Холодная вода – средство закаливания, поэтому реже простужается первый сын.)
4. Почему, поиграв с животными необходимо вымыть руки, даже не дожидаясь еды? (На шерсти животного могут находиться микробы и яйца глистов. Если не вымыть руки, микробы могут проникнуть во внутрь организма, а яйца глистов, попав в кишечник, вызовут заражение организма гельминтами.)
5. Почему нельзя самостоятельно голодать ради красивой фигуры? (При голодании изменяется обмен веществ, поэтому обязательно нужно наблюдение врача. А красивой фигуры можно добиться, занимаясь физкультурой, правильно питаясь).
6. «Обжора роет себе могилу зубами», – говорит народная пословица. Почему? (Люди с лишним весом имеют много заболеваний, поэтому продолжительность их жизни меньше, чем у людей с нормальным весом.)
7. Весна. Петя «загорает» с закрытым окном. Жарко, а загара нет. Открыл окно, а через час на теле ожог. Полезен ли загар? Чем это можно объяснить? (Стекло не пропускает ультрафиолетовые лучи, поэтому при закрытом окне загореть невозможно. Первое пребывание на солнце должно длиться 5-10 минут. Загорать необходимо, так как в коже образуется витамин Д.)
8. В весенние месяцы повышается утомляемость, вялость. Кровоточат дёсна, появляются синяки. Отчего это бывает и как с этим бороться? (Это – авитаминоз. Весной организм испытывает недостаток витаминов, что можно исправить, употребляя в пищу салаты и поливитамины.)
9. Почему скрипачи глухие на левое ухо? (На левом плече скрипач держит скрипку, а длительное воздействие громких звуков приводит к снижению слуха и к глухоте.)
10. Стоит ли в жару пить много воды? (В жаркую погоду усиливается потоотделение и уходит из организма соль. Чтобы восстановить солевой баланс, человеку нужна вода. Чтобы избежать жажды, достаточно съесть солёный кусочек хлеба.)
История на тему ЗОЖ
Составьте рассказ-историю на тему «ЗОЖ». Эти слова должны обязательно присутствовать в составленном вами рассказе: Здоровье. Спорт. Любовь. Жизнь. Дружба. Человек. Забота.
Групповая работа 10 мин.
Каждая группа должна определить, какие человеческие потребности, записанные на доске, которые якобы удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов. Например:
Любопытство | Почитать о проблеме вредных привычек, посмотреть на других зависимых людей, поспрашивать их. Сходить в наркодиспансер |
Расслабление | Принять ванну, сделать массаж, сесть и помедитировать |
Влиться в компанию | Стать лидером компании, а не последователем; понравиться умом |
Понравиться молодому человеку (девушке) | Проявлять уважение и искренность, естественность в отношениях |
Получить кайф | Сходить на каток или в аквапарк |
Забыть о проблемах | Поговорить с мамой, папой, друзьями и решать проблемы вместе |
Снять барьеры в общении | Проявлять неподдельный интерес к собеседнику, это располагает и снимает барьеры |
Согреться | Одеться потеплее, попрыгать, зайти в магазин погреться |
Снять напряжение | Проделать физические упражнения, погулять в парке, выпить сок, чай, сходить в театр или кино |
Вывод: Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не знаем себя, своих возможностей и не умеем строить конструктивные взаимоотношения с людьми. Этому можно научиться.
Подведение итога классного часа.
Задание участникам команд: записать на
листочках, что понравилось, и что нового они
узнали на классном часе.
В заключение, учащимся предлагается написать на
оранжевых листочках слова-ценности,
определяющие здоровый образ жизни и прикрепить
их на газету” Мы за здоровый образ жизни!”
На розовых листочках написать слова – вредные
привычки, определяющие болезнь, зачеркнуть их и
прикрепить на газету “ Мы против вредных
привычек!”
Заключительное слово.
Здоровье – бесценное достояние не только
каждого человека, но и всего общества. При
встречах, расставаниях с близкими и дорогими
людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья,
так как это – основное условие и залог
полноценной и счастливой жизни. Здоровье
помогает нам выполнять наши планы, успешно
решать основные жизненные задачи, преодолевать
трудности, а если придется, то и значительные
перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое
и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему
долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о том, что у
большинства людей при соблюдении ими
гигиенических правил есть возможность жить до 100
лет и более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых
простейших, обоснованных наукой норм здорового
образа жизни. Одни становятся жертвами
малоподвижности (гиподинамии), вызывающей
преждевременное старение, другие излишествуют в
еде с почти неизбежным в этих случаях развитием
ожирения, склероза сосудов, а у некоторых –
сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать,
отвлекаться от производственных и бытовых забот,
вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей,
что в конечном итоге приводит к многочисленным
заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди,
поддаваясь пагубной привычке к курению и
алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Под образом жизни следует понимать такое
поведение человека, которое направлено на
сохранение и укрепление здоровья и базируется на
гигиенических нормах, требованиях и правилах.
Образ жизни – это своего рода система
взглядов, которая складывается у человека в
процессе жизни под влиянием различных факторов
на проблему здоровья не как на некую абстракцию,
а как на конкретное выражение возможностей
человека в достижении любой поставленной цели.