Конкурсы профессионального мастерства как форма методической работы в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


В своем опыте работы (“Повышение профессионального мастерства и уровня психологической культуры педагогов на основе личностно-ориентированного подхода”), представленном на фестиваль “Открытый урок” (2008–2009г.), мною было отмечено, что от педагога и его деятельности во многом зависит, в какую сторону будет двигаться образовательное учреждение (развитие или спокойная стабильность, а может быть, и упадок). И это мое личное мнение как старшего воспитателя ДОУ, сложившееся и укрепившееся за многолетнюю практику и систематическое изучение особенностей работы коллектива в целом и деятельности воспитателей и специалистов в частности.

Анализ данных мониторинга показывает, что 67% воспитателей и специалистов детского сада имеют стаж работы 20 и более лет, из них 19% – более 40 лет; отмечена тенденция устаревания педагогических кадров (52,4% – женщины в возрасте 50 лет и старше; 38% – в возрасте 30–49 лет); высшее образование лишь у 38% педагогов, причем, в большинстве своем, окончивших ВУЗы более 20 лет назад. Эти показатели доказывают, что если педагог пожелает и начнет работать над собой, он непременно повлияет и на те процессы, которые определяют качество и результативность, станет “двигателем” нового и интересного, будет активно проявлять свои способности и творчество. То есть все зависит, в первую очередь, от желания и готовности воспитателя или специалиста меняться, совершенствоваться, развиваться.

Сможет ли методическая служба образовательного учреждения способствовать повышению профессионализма, развитию инициативы, творческой активности коллектива? Какие формы работы с кадрами нужны, чтобы “сдвинуть с места” педагога-стажиста? Считаю, что главным условием развития их творчества, инициативы и влияния на личностную сферу является грамотно поставленная методическая работа, стимулирование педагогов к нестандартным решениям, свобода критики и проведение дискуссий, потребность в самовыражении и самоутверждении, личностно – ориентированный подход к каждому. Мое личное убеждение, что внутреннее удовлетворение от собственных действий (пусть и затратных по времени) всегда вызывает чувство самоуважения. Так, формируя команду единомышленников, постепенно можно добиться многого и, в том числе, повлиять на педагога-стажиста, практически доказывая ему “прелесть” личностных достижений (внутреннее вознаграждение). Еще Д.Карнеги отметил, что единственная возможность заставить человека что-либо сделать – это сделать так, чтобы человек сам захотел сделать это [6] .

Основные формы моей методической работы с педколлективом детского сада: педагогические советы (один всегда на тему самосовершенствования, повышения профессионального мастерства); показ открытых мероприятий; педагогический марафон; семинары-практикумы и консультации, причем, с активным использованием компьютерных презентаций; тренинги, в которых с удовольствием участвует 90% педагогов (в 2005г. – 50%); работа микрогрупп (подготовка к педсоветам, семинарам – практикумам, работа в районных методических объединениях, подготовка и проведение конференций) и творческих групп педагогов (подготовка материалов к конкурсам на районном и областном уровнях, творческим отчетам коллектива на районном и окружном уровне, разработка образовательной программы ДОУ) и др.

Особое место в повышении профессионализма и творчества воспитателей и специалистов отводится самообразовательной работе (работа над проблемной темой, знакомство с новинками в педагогике и психологии, методиках дошкольного образования, подготовка к педсоветам и консультациям, семинарским занятиям и др.) в сочетании с методическим сопровождением. Наиболее действенными, эффективными и результативными формами выступают собеседование, индивидуальная консультация по изучению, обобщению и распространению ППО, проведению открытых мероприятий, подготовки материалов к фестивалям, конкурсам и аттестации, работа с педагогом в аттестационный период, курирование работы микро-групп под руководством воспитателей.

Конкурсы профессионального мастерства – наиболее интересная, но и своего рода, затратная форма работы с кадрами, так как, кроме подготовительной работы к организации мероприятия и подготовки членов жюри конкурса, требуется понимание, поддержка и участие со стороны опытных воспитателей, включения молодых и малоопытных педагогов в профессиональную борьбу с “маститыми” коллегами. Но, с моей точки зрения, такие конкурсы необходимо проводить ежегодно: во-первых, любому педагогу предоставляется возможность раскрыть свой профессиональный и личностный потенциал; во-вторых, поощрить и поддержать воспитателя и специалиста, творчески использующего свой педагогический опыт, имеющего устойчивый конечный результат в работе, умеющего анализировать собственную деятельность; в-третьих, наиболее рационально и комплексно реализовать план работы на учебный год (показ открытых занятий (мероприятий) и сообщение из опыта работы педагога с демонстрацией результатов деятельности, проработка теоретической базы проблемных вопросов ДОУ и т.п.); в-четвертых, создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.

Однако одной инициативы от методической службы или руководителя образовательного учреждения недостаточно в данных сложившихся обстоятельствах: педагоги не стремятся и не хотят конкурировать друг с другом. Поэтому проведению конкурсов профессионального мастерства в коллективе способствовали требования приказа от начальника Управления образованием района и положения об отборе участников для районных конкурсов (“Учитель года”, “Мои инновации в образовании”, “Урок года в технологии развивающего обучения” и др.), разработанные Информационно-методическим центром Управления образованием Советского района.

Если первые конкурсы (“Воспитатель детского сада”) в ДОУ проводились ежегодно с момента открытия учреждения (с 1992 по 1997гг.), причем, с обязательным участием всех педагогов, то попытки возобновить вновь такой конкурс предпринимались мною и заведующей в 2002 и 2004 гг., но проводились как командные. И только в 2008 году нам удалось убедить и вовлечь большинство членов педагогического коллектива участвовать в таком конкурсе, где были определены победитель конкурса и призеры по номинациям (“Бакалавр”, “Магистр”, “Специалист”). Все участники были отмечены грамотами и дипломами: за лучшее занятие – мероприятие, концепцию опыта работы, самоанализ и т.д. Чтобы педагоги не испытывали максимального стресса во время конкурса, длившегося не один день, данная форма методической работы носила игровой характер. Во-первых, все участники становились дипломантами в той или иной номинации (“Бакалавр”, “Магистр”, “Специалист”); во-вторых, лучшие занятия и их самоанализ, концепции опыта работы – призеры конкурса; в-третьих, создание дружеской атмосферы с помощью музыкальных номеров, поэзии и чаепития после подведения итогов; в-четвертых, наличие времени и возможность подготовиться к следующему этапу конкурса.

Вашему вниманию предлагаю краткую разработку, проведенного индивидуального конкурса профессионального мастерства педагогов ДОУ. Отмечу, что между этапами конкурсной программы все участники имели возможность подготовиться к следующему туру (перерыв в 1–3 дня), а жюри – справедливо и обдуманно оценить работу каждого номинанта.

Конкурс профессионального мастерства педагогов ДОУ.

Цель:

– Поощрить и поддержать воспитателей и специалистов, творчески использующих педагогический опыт, имеющих устойчивый конечный результат в работе, умеющих анализировать собственную деятельность.

– Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.

– Отбор участников для районных конкурсов 2008 года: “Учитель года – 2008”, “Мои инновации в образовании”, “Урок года в технологии развивающего обучения”.

Девиз:

– “Без стремлений к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механистичности…” (А. Дистенверг)

– “Что можно сделать для Родины, когда ничего нельзя сделать? Делай самого себя!” (Ф. Искандер)

Напутствие участникам:

Вся наша жизнь дорога вверх,
А мысли, что мечта в полете.
Ох, как вершин хотим достичь
Наперекор судьбе и моде.
И наступает “Звездный час”,
Как хочется, чтоб длился вечность
Тот миг, когда все любят Вас,
И окружает доброта и нежность!

Жюри конкурса:

  • Заведующая ДОУ,
  • Педагог-психолог (призер районного конкурса “Учитель года – 2005”),
  • Воспитатель – стажист (стаж работы 42 года),
  • Учитель-логопед,
  • Музыкальный руководитель.

Организация и проведение конкурса.

  • I-й этап – 1 день:

– Самопрезентация “Расскажи о себе…”,
– Представление концепции опыта работы.

  • II-й этап – 3 – 4 дня:

– Показ открытого занятия и его самоанализ,
– Представление развивающей среды группы.

  • III-й этап – 1 день:

– Мир моих увлечений,
– Итоги конкурса.

Регламент конкурса:

– Самопрезентация (до 3 минут).

– Представление концепции опыта работы (до 15 минут, включая 3 минуты на ответы по вопросам жюри).

– Занятие и его самоанализ (до 40 минут, из них 10 минут на самоанализ и ответы на вопросы жюри).

– Представление развивающей среды группы (до 10 минут).

– Мир моих увлечений (до 5 минут).

Оценка выполнения конкурсных заданий по критериям:

  • Самопрезентация: грамотность речи, выразительность, эмоциональность, оригинальность и яркость представления себя (максимальное количество баллов – 10).
  • Занятие: компетентность, инновационность, креативность, рефлексивность (максимальное количество баллов – 40).
  • Представление предметно-развивающей среды группы (максимальное количество баллов – 3).
  • Представление концепции опыта работы:
    – проблема и ее актуальность (уровень), идея опыта и задачи, система работы (технология) с детьми и родителями, результативность и практическая значимость, задумки на перспективу, источники, используемые педагогом (научность, доступность, значимость) (максимальное количество баллов – 30).

Итоги конкурса:

1. Участник на каждом этапе конкурсной программы должен быть отмечен Дипломом 1, 2 или 3 степени.

2. Жюри определяет призеров (по итогам всего конкурса) по следующим номинациям: победитель конкурса (педагог, лидирующий по основным этапам конкурса), “Магистр ДОУ” (целеустремленный, творческий педагог-новатор, мастер-наставник), “Специалист ДОУ” (творческий педагог, внедряющий в работу инновационные методы деятельности, современные подходы, профессионал), “Бакалавр ДОУ” (педагог, исполняющий свою профессиональную деятельность результативно, стремящийся к качественному воспитательно-образовательному процессу).

3. Лучшие педагогические концепции и разработки занятий будут рекомендованы и направлены для участия на районные конкурсы: “Мои инновации в образовании”, “Урок года в технологии развивающего обучения”.

4. Наиболее отличившиеся педагоги будут рекомендованы к награждению благодарственным письмом (Почетной грамотой) Управления образованием Советского района, главы Советского района и районной Думы.

Требования:

Для I-го этапа: Вопросы для самопрезентации: Ваше заветное желание? Ваши кумиры в профессии? Был ли юмористический случай в Вашей педагогической практике? Ваши пожелания жюри и участникам конкурса.

Для II-го этапа: Продумывание “изюминки” занятия (занятие должно содержать что-то такое, что вызовет удивление, восторг, изумление детей – одним словом то, что будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному, и др.).

Для III-го этапа: Критерии оценки концепции опыта работы (Таблица № 1).

Таблица № 1. Критерии оценки концепции опыта работы

Критерии Баллы
Возможное количество Выставленные баллы
1 Актуальность и научность, их целесообразность (зачем осуществляется инновация) 0-5
2 Новизна и оригинальность (в России, регионе или для местных условий) 0-5
3 Практическая реализация (система работы) 0-5
4 Результаты и эффекты (что достигнуто и как это повлияло на жизнь учреждения) 0-5
5 Стабильность достигнутых результатов 0-5
6 Творческий характер, оригинальность, современность 0-5
ИТОГО: 30

Конкурс профессионального мастерства педагогов ДОУ в рамках педагогического совета по физкультурно-оздоровительному направлению

Конкурс профессионального мастерства педагогов проходил как командный в рамках расширенного педсовета (с родительским комитетом ДОУ) по физкультурно-оздоровительному направлению на закрепление знаний по здоровьесберегающим технологиям (2009г.). Данная форма конкурса была предложена коллективом на организационном педсовете в начале учебного года, что способствовало более качественно проработать тему здоровьесберегающих технологий, вовлечь родителей в работу педсовета и повысить их знания, как по теме педсовета, так и о деятельности ДОУ по сохранению здоровья детей. Участники обеих команд получили Дипломы победителей командного конкурса и благодарственные письма за активное участие.

Тема педсовета: Формирование здоровья детей – забота родителей, педагогов и медиков.

Цель: Проанализировать и оценить эффективность деятельности коллектива ДОУ и уровень родительских знаний по данному направлению. Систематизировать знания педагогов по здоровьесберегающим технологиям. Провести командный конкурс профессионального мастерства совместно с родителями.

Вопросы:

1. Сообщение: “Формирование здоровья ребенка в ДОУ осуществляется по 2 направлениям: создание условий для сохранения здоровья и обучение здоровью и здоровому образу жизни”. Отв.: заведующая ДОУ

2. Выступление: “Здоровьесберегающие технологии при подготовке ребенка к школе”. Отв.: ст. воспитатель ДОУ

3. Сообщение: “Анализ заболеваемости детей в группах ДОУ” (по группам, за квартал в сравнении за 2 года). Отв.: ст. медсестра ДОУ

4. Анализ результатов контрольной деятельности по вопросам физического воспитания и формирования ЗОЖ у детей в группах. Отв.: заведующая ДОУ

5. “Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни” – выступление по итогам анкетирования родителей ДОУ (тема “О здоровье всерьез”). Отв.: инструктор по физвоспитанию ДОУ

6. Практическая часть в форме конкурсной игровой программы “День профессионального мастерства педагогов ДОУ”. Отв.: ст. воспитатель ДОУ

Примечание: до педсовета педагоги делятся на 2 команды для подготовки домашних заданий; на педсовете к каждой команде присоединяются родители.

1-й тур: Знание пословиц, поговорок о физическом и психическом здоровье, высказывании поэтов, философов и других известных людей;

2-й тур: выполнение домашнего задания – “Защита модели работы педагогов по формированию у детей ЗОЖ”;

3-й тур: Пробег на знание здоровьесберегающих технологий, применимых в ДОУ;

4-й тур: Решение кроссвордов, проблемных ситуаций и т.п.;

5-й тур: Выполнение домашнего задания – “Провести с командой соперников оздоровительную гимнастику” (методики А.Н.Стрельниковой, М.И.Чистяковой и др.)

Таким образом, участие в конкурсах профессионального мастерства позволяет молодым педагогам, воспитателям – стажистам, углубленно проработав проблемную тему, распространить свой опыт среди коллег, изучить различные технологии, стать призером в определенной номинации, представить собственные методические разработки за пределами ДОУ. В настоящее время педагоги с опытом работы 35–45 лет прислушиваются к моим рекомендациям, приходят за советом и помощью, активно участвуют в работе ДОУ и района, стали выходить с собственным опытом на областной и российский уровень, то считаю, что результат от предлагаемых мною форм методического сопровождения, действительно является положительным.

Литература:

  1. Анохина И.А. Интегрированный подход к системе оздоровительной работы ДОУ // – Научно-практический журнал: Инструктор по физкультуре. – № 2. – 2008.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающих технологии в ДОУ: методическое пособие. – М., 2007.
  3. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995.
  4. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 32с. (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”).
  5. Ильина С.К. Педагогические чтения: Методическая работа в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – (Приложение к журналу “Управление ДОУ”).
  6. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.
  7. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ: практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов / Н.В. Елжова. – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  8. Растим здоровое будущее (Научно-практический сборник инновационного опыта по программе “Здоровье с детства”). – Киров, 2004.
  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 1997.
  10. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания // – Дошкольное воспитание. – № 4. – 2008.