В результате проведения занятия учащиеся смогут:
- определить понятия “спрос”, “величина спроса”, уметь объяснить, как формируется и от чего зависит спрос, предъявляемый покупателями на товарных рынках;
- видеть различия между понятиями “спрос” и “величина спроса”;
- уметь различать и отделять факторы, воздействующие на изменение величины спроса и на изменение спроса;
- давать обоснования закону спроса, объясняя действие эффектов дохода, замещения, принципа падения предельной полезности;
- анализировать роль факторов, воздействующих на спрос и величину спроса.
Продолжительность занятия – 1 час
План занятия
1. Спрос.
2. Понятие “величина спроса” и кривая спроса.
3. Закон спроса и эффект Гиффена.
4. Факторы, влияющие на спрос.
Ход занятия
Организационный момент.
Любой предприниматель, поставляя товар на рынок, прежде всего сталкивается с проблемой спроса на данный товар на рынок. Прежде всего сталкивается с проблемой спроса на данный товар. Допустим, он намерен вложить деньги в производство детской одежды. Но для этого ему в первую очередь следует установить, есть ли спрос на детскую одежду и какова его величина. Об этом мы поговорим на нашем уроке.
Тема урока: “Спрос и закон спроса”. Мы рассмотрим следующие вопросы:
- определим понятия спроса и величина спроса;
- сформируем закон спроса;
- выявим факторы влияющие на спрос.
Слайды 1, 2, 3.
Новый материал.
Спрос.
Учитель может попросить индивидуально или в малых группах (парах) подумать о том, что бы обучающие хотели купить в данный момент. Как правило, ученики хотели бы приобрести многое, но далеко не все желания осуществимы.
Учащиеся могут назвать следующие критерии, по которым не смогут приобрести желаемое - деньги. Для того чтобы приобрести то, что хотят (например: сотовый телефон - новинку) нужны деньги. Те, у кого такой суммы денег нет, свое желание осуществить не могут, и на эту группу покупателей изготовителям данного товара ориентироваться не следует. Обучающиеся сами формулируют понятие спроса. Слайд 4.
Величина спроса и кривая спроса.
Спрос не следует отождествлять с величиной спроса. От чего же зависит величина спроса?
Обучающимся предлагается выразить желание или нежелание купить, например, солнцезащитные очки по предложенным им различным ценам. В ходе эксперимента будет построена шкала спроса, определяющая обратную зависимость между количеством купленных очков и их ценой.
Цена (Р), рублей | Величина спроса (Q), штук |
250 | 20 |
500 | 15 |
1000 | 7 |
1500 | 3 |
Эта зависимость будет еще нагляднее, если ее изобразить в виде графика – кривой спроса. Ввод понятия величина спроса. Слайд 5.
Закон спроса и эффект Гиффена.
И шкала спроса, и кривая спроса дают нам возможность определить, как зависит величина спроса от уровня цен. Эта зависимость – обратная. Она формулируется в виде закона спроса.
Закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара: функция Q = f(Р). Слайд 6.
Можно продолжить эксперимент и предложить купить солнцезащитные очки в октябре-ноябре месяце по тем же ценам. Тем самым будут выявлены факторы, вызывающие изменения спроса.
Разделите учащихся на группы:
- первая группа будет искать аргументы как изменится спрос на товар, если изменится цена (пример);
- вторая группа будет искать аргументы, как изменится спрос на товар, если у покупателя изменится доход (пример);
- третья группа будет искать аргументы, как изменится спрос на товар, если предложат его заменить на другой, но более дешевый (пример);
- четвертая группа будет искать аргументы, как спрос на товар, если предложат купить одинаковый товар по одинаковой цене ( пример).
Необходимо подвести обучающихся к доказательству справедливости закона спроса. Но есть исключения из правила. Эффект Гиффена объясняет учитель. Слайд 7.
Факторы, влияющие на спрос.
Формируются факторы, влияющие на спрос. Слайд 8. Для уяснения можно разобрать с ними примеры:
1.Уровень дохода покупателей:
- к “низшим” товарам относят те блага, которые приобретают люди с низкими доходами (хлеб, картофель, ремонт обуви);
- к “нормальным” товарам – товары более ценные, полезные (мясо, овощи, фрукты).
2. Вкусы и предпочтения потребителей: новинки производства, моды и т.д.
3. Взаимозаменяемые товары – при увеличении цены на стиральный порошок увеличится спрос на мыло (кривая спроса сдвинется вправо), при уменьшении цены сократится ( кривая сдвинется влево)
Дополняющие товары – это товары, которые не могут потребляться один без другого (ракетка и мяч, машина и бензин).
4. Ожидание изменение доходов и цен (повышаются доходы - повышается и спрос. Ожидается повышение цен – повышается спрос).
5. Изменение числа покупателей (изменение демографической ситуации).
Обучающиеся выполняют задания на слайде 8 или задание № 1 в практикуме.
Итог: вопросы для учащихся:
- Что такое эффект дохода?
- В каком случае мы говорим об изменении величины спроса, а в каком – об изменении спроса?
- Всегда ли рост цен вызывает снижение величины спроса?
- Приведите примеры взаимозаменяемых и дополняющих товаров.
5. Рефлексия занятия.
Вопросы для рефлексии: Что нового Вы узнали о спросе в результате занятия? Чему Вы научились на занятии? Что из произошедшего на занятии было для Вас наиболее полезным? Почему?
Задание для домашней работы
Учебник: параграф 3.1, практикум стр. 38, задание 2.
Ресурсный материал.
I. Укажите, какое из приведенных положений является правильным.
1. Когда увеличивается спрос на пиломатериалы, растет спрос и на гвозди, так как это:
а) неродственные товары;
б) взаимозаменяемые товары;
в) товары-комплементы;
г) товары-субституты.
Ответ: в
2. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:
а) увеличение спроса на второй;
б) снижение величины спроса на второй;
в) увеличение спроса на первый;
г) рост величины спроса на первый.
Ответ: а
З. Закон спроса предполагает, что:
а) если доходы покупателей снижаются, они покупают меньше товара;
б) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;
в) когда цена товара снижается, величина спроса растет;
г) когда цена товара растет, спрос снижается.
Ответ: в
4. Если снова модными станут туфли “на платформе”, то:
а) величина спроса на туфли на тонкой подошве уменьшится;
б) спрос на туфли “на платформе” увеличится;
в) кривая спроса на туфли “на платформе” сдвинется влево;
г) кривая спроса на туфли на тонкой подошве сдвинется вправо.
Ответ: б
II. Укажите, какие из нескольких положений являются правильными.
1. Смещение кривой спроса на нормальный товар может быть вызвано:
а) уменьшением спроса на него;
б) ростом цены производимого товара;
в) ростом доходов покупателей;
г) ожиданием усиления инфляции;
д) снижением дотаций малообеспеченным слоям населения.
Ответ: а
2. Что из нижеперечисленного скорее всего не станет причиной изменения спроса на автомобили в краткосрочном периоде:
а) цены на автомобили выросли на 40%;
б) цена на бензин выросла на 20%;
в) инфляция из ползучей превратилась в галопирующую;
г) доходы покупателей удвоились;
д) увеличены таможенные пошлины на ввозимые автомобили?
Ответ: а
3. Третья чашка кофе приносит меньшее удовольствие, чем вторая. Это пример:
а) действия закона спроса;
б) избыточного предложения;
в) эффекта замещения;
г) эффекта Гиффена;
д) уменьшения предельной полезности.
Ответ: д
Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.
- Спрос
- Величина спроса.
- Закон спроса.
- Эффект дохода.
- Эффект замещения.
- Принцип убывания маржинальной полезности.
- Эффект Гиффена.
- Детерминанты спроса.
- Низшие товары.
- Нормальные товары.
- Товары-субституты.
- Товары-комплементы.
А. Товары, которые потребляются совместно; при этом один без другого, как правило, не может быть пригоден для потребления.
Б. Желание и способность покупателей приобретать товары.
В. Факторы, вызывающие изменение спроса и сдвиг кривой спроса.
Г. Товары, которые могут быть использованы вместо других товаров с аналогичными свойствами.
Д. Товары, спрос на которые падает по мере роста доходов потребителей.
Е. Количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести при данном уровне цены.
Ж. Явление, которое возникает, когда вследствие снижения цены товара происходит относительное увеличение дохода покупателя, позволяющее последнему приобрести большее количество товара.
З. Товары, спрос на которые растет по мере увеличения доходов покупателей.
И. Принцип, в соответствии с которым потребление каждой последующей единицы товара приносит потребителю меньшую полезность, чем потребление предыдущей.
К. Закон, в соответствии с которым величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара.
Л. Явление, состоящее в том, что повышение цены товара ведет к росту объема спроса на него.
М. Явление, которое возникает, когда покупатель отдает предпочтение более дешевому товару, вытесняющему при выборе покупки товар, ставший относительно дороже.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М |
Ответ: 1-Б; 2-Е; 3-К; 4-Ж; 5-М; 6-И; 7-Л; 9-Д; 10-З; 11-Г; 12-А.