Основные цели:
1. Сформировать у детей представление о круговороте воды как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое).
2. Формировать знания об экологической целостности природы.
3. Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение, логическое мышление, аналогия, воображение, наблюдательность.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: логическое мышление, обобщение, анализ, аналогия.
Демонстрационный материал: компьютерная презентация, карточки с понятиями, Капля-Капитолинка (картинка).
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности (1-2 мин.).
Цель:
1. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
2. Определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Все на месте, все готовы
Путешествовать с водой.
Сядем прямо, ноги вместе,
И отправимся вперёд.
II. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
Цель:
1. Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить содержание предыдущего урока “Вода”.
2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: обобщение, анализ, аналогия.
3. Зафиксировать необходимость нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 2.
– Желаю вам, ребята, удачи на уроке.
– Сегодня мы отправимся в путешествие, и поможет нам в этом …
Догадайтесь, кто это? (Правильно, Капля-Капитошка)
Расскажите Капитошке, что вы уже знаете о воде. Что входит в состав воды? (Кислород, водород, примеси, минеральные соли)
На доске:
Состав воды:
водород
кислород
примеси
минеральные соли
- На прошлом уроке мы узнали, какими свойствами обладает вода. Перечислите их.
(Поочерёдно открываются карточки).
В итоге на доске:
Свойства воды:
без вкуса
без запаха
прозрачная
бесцветная
текучесть
испаряемость
растворитель
- Что ещё интересного вы знаете о воде?
- А хотите знать ещё больше? Готовы?
III. Постановка проблемы.
Цели:
1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость построения алгоритма для решения поставленной проблемы.
2. Согласовать тему и цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 3.
- Вода о себе говорит так:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
IV. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения алгоритма.
2. Зафиксировать новые знания в словесной и схематичной форме.
- Как вы это понимаете?
Показ слайдов. Что общего на этих слайдах? (На них изображена вода. Она существует в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном)
На доске:
Состояния воды:
твёрдое
жидкое
газообразное
- Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Лёд на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги)
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Туман, пар)
- А в жидком? (Моря, реки, океаны, озёра, ручьи и т.д.)
- Из чего состоят облака? От чего это зависит?
- В какое время года обычно бывают облака с капельками воды, а в какое – с льдинками? Почему?
Вывод. Такие природные явления, как дождь, туман, можно наблюдать при t°>0°, а снег, иней – при t°<0°.
- О каких превращениях мы сейчас говорили?
А вот сейчас Капля – Капитошка предлагает отправиться в путешествие по всему миру.
Назовите тему сегодняшнего урока. (“Путешествие капельки воды” или “Круговорот воды в природе”)
Вывод. Вода в природе постоянно испаряется, образовывает облака, в виде дождя или снега вода возвращается на землю, вновь испаряется – круговорот продолжается.
1. Круговорот происходит постоянно.
2. Вся Земля участвует в круговороте воды.
3. Растения тоже принимают участие, корнями высасывают почву, через листья испаряют.
4. Ветер переносит влагу, иначе над морями всегда бы шёл дождь, а над сушей дождя бы не было.
5. В круговорот втянута не только вода, находящаяся на поверхности, но и подземная вода.
V. Первичное закрепление.
Цель:
1. Зафиксировать путь прохождения воды в громкой речи учащихся.
Организация учебного процесса на этапе 5.
VI. Физкультминутка.
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
2. Проверить умение использовать полученные знания в практической деятельности.
3. Карточка №1 (работа в парах).
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1. Закрепить умение самостоятельно работать и делать выводы.
2. Развивать способность переносить теоретические знания в практическую деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 8.
а) Карточка №2.
б) Лёд легче воды. Превращаясь в лёд, вода расширяется.
Какое значение имеет это свойство льда в природе? (Лёд, находящийся на поверхности, не тонет и защищает водоёмы зимой от промерзания. Подо льдом существует жизнь)
IX. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
1. Оценить результаты собственной деятельности.
2. Согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9.
Стихотворение “Спросил на днях малыш сосед”
Ваше усердие, трудолюбие, внимательность помогли нам сегодня проделать такое большое серьёзное путешествие. Молодцы!
- Какую задачу мы ставили в начале урока? (Выяснить, какие превращения происходят с водой и что такое круговорот воды в природе)
- Что за превращения бывают с водой? Как происходит круговорот воды в природе?
- А теперь дайте оценку своей работе.
Если вы можете “руководить” движением Капли-Капитошки, вам всё понятно, нарисуйте её с улыбкой.
А если пока не можете ей помочь, не уверены в себе, то нарисуйте вопросительный знак.
- Чем мы будем заниматься на следующем уроке, хочется вам узнать?
Мы узнаем значение новых слов испарение, конденсация, замерзание, индевение, возгонка, а также:
Течёт река издалека.
Течёт река… Течёт река…
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Но что такое? Караул!
Нет, нет, никто не утонул,
Нет, нет, как раз наоборот,
На мель садится пароход.
Была. Вот именно – была.
Была, да видимо, сплыла.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк.
Пустяк. Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!
- О чём напоминает это стихотворение? (Не расходуй воду напрасно! Береги её!)
Д.з. для тех, кому всё ещё трудно – учебник с 53-56.
Для остальных – р.т. с 23-25.
- Урок окончен. Спасибо всем.