“Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в учении охоту к овладению
знаниями. Вместе с тем, учение требует
и черновой работы и волевого усилия”
К. Д. Ушинский
В силу особенностей психофизического развития умственно отсталые школьники из всех предметов труднее всего воспринимают и усваивают математические понятия.
“Математика во вспомогательной школе решает одну из важнейших специфических задач коррекционно-развивающего обучения – преодоление недостатков познавательной деятельности и личностных качеств” [1, с. 5]. Это требует от учителя хорошего знания особенностей и компенсаторных возможностей детей, разработки и подбора разнообразного, доступного и интересного материала, творческой фантазии, что способствует повышению интереса к изучаемому предмету.
В настоящее время проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке математики отражена в новой редакции “Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида”, а именно “...использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств”[2, с. 29].
Проблема активизации усвоения учащимися учебного материала на уроках математики охватывает широкий круг вопросов, решение которых достигается совместными усилиями психологии, педагогики, дидактики.
В ряде исследований авторы (М. Н. Перова, И. Г. Терехова, В. В. Эк) отмечают, что успех обучения умственно отсталых школьников выполнению арифметических действий в большей степени зависит от того, насколько хорошо дети осознают смысл арифметических действий, знаковых обозначений, а достигается это за счет активизации познавательной деятельности учащихся на уроке математики [3, с.41].
Активизация учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
С этой целью на уроках математики применяются разнообразные приемы и методы работы. Неотъемлемой частью каждого урока является устный счет. Устные упражнения способствуют закреплению знакомого материала и подготовке к изучению нового, они подбираются по уровню сложности: менее сложные (где принимает участие большая часть класса), средней степени сложности, задания повышенной сложности на находчивость и сообразительность учащихся. В создании интереса к учению большое значение имеют задачи-смекалки, арифметические и геометрические головоломки, задачи со сказочным сюжетом, а также задачи в стихах. Такие задания позволяют без особых усилий сконцентрировать внимание учащихся, включить весь класс в работу:
- “Исключи лишнее”;
- Назови число в правом верхнем углу;
- Прочти число, записанное зеленым цветом;
- Продолжи цепочку(из геометрических фигур, букв);
- Собери “математические бусы” (установить закономерность, по которой записаны числа):
...15,20,25,...,
....9, 18,27
- Найди различия.
При формировании вычислительных навыков используются:
- Математическое лото.
На карточках записаны результаты таблицы умножения. Классу демонстрируются карточки с выражением, например, 6x4, а учащиеся закрывают квадратами на своих таблицах ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке. Причем, карточки и фишки дети изготавливают сами. Работа с лото усиливает стремление учащихся быстрее выучить таблицу умножения.
- “Превращения чисел и дробей”. Как дети усвоили превращение смешанного числа в неправильную дробь, можно выявить, используя вопросы:
– Верно ли стоит знак равенства?
– Как в этом случае шло рассуждение?
– А как надо рассуждать?
- “Счет по цепочке”.
- “Соедини верно”. Такие игры используются на все арифметические действия.
- Найти последнее число, если первое:
число 18 – ответ 16
число 24 – ответ 72
- “Молчанка” – ученикам предлагается выполнять действия самостоятельно, а ответы показывать с помощью сигнальных карточек.
При проведении этих игр используются разработанные наглядные пособия. Это привлекает внимание учащихся к предъявленным играм, пробуждает интерес, а, следовательно, и активизирует их познавательную деятельность.
Разнообразие видов и форм устных упражнений привлекает внимание учащихся к заданиям, способствует формированию беглого счета, развивает интерес к математике, подготавливает учащихся к использованию полученных знаний по математике в повседневной жизни, при овладении профессией. Упражнения, выполняемые в классе, образуют определенную систему. Их цель не только закрепление изучаемого материала, но и формирование вводимых понятий, установление связи между вновь вводимыми и ранее изученными понятиями, развитие логического мышления:
- Занимательные квадраты:
а) Определить сумму по диагонали;
б) Определить каждое число (заполнить все клетки).
- “Найди на ощупь” или “Чудесный мешок”. Из мешка взять геометрическую
фигуру, на ощупь определить, назвать ее признаки.
- Зрительный диктант. Набор геометрических фигур в конверте. На наборном
полотне расставляются фигуры. Дети воспроизводят и по трафаретам обводят в
тетрадях, соблюдая последовательность расположения фигур и их положение.
- Слуховой диктант. У учащихся трафареты геометрических фигур. Называются фигуры, учащиеся обводят данные фигуры в той последовательности, как они были названы.
Одним из проявлений активной творческой работы является составление задач по краткой записи с использованием данных из жизненных и школьных ситуаций. Например:
“Сколько детей сидело за праздничным столом,
если после праздника на клеенке осталось 24 дырки
и известно, что на каждой вилке 4 зубца?”
После решения задачи дети делают вывод, как себя правильно вести за столом.
Подбор заданий для самостоятельной работы с определенным видом помощи (готовым, частичным решением, иллюстрацией) делает работу учащихся более управляемой. Применение данных методов и приемов, правильно учитывающих возможности каждого ребенка, способствует их действительной активизации, стимулирует внимание, слух, мышление, волю к преодолению трудностей, способствует правильному развитию возможностей каждого ученика, поддерживает интерес к учению.
Таблица 1.
Заинтересованность учащихся предметом.
Класс | Нравяться уроки | Равнодушен | Не нравяться уроки |
5-й класс | 6 | 2 | 0 |
6-й класс | 7 | 3 | 2 |
7-й класс | 6 | 4 | 2 |
Рисунок 1. Активность учащихся на устном счете (2008-2009 учебный год).
Результат подтверждается итогами контрольных работ.
Таблица 2.
Итоги контрольных работ в 6 классе.
2007–2008 у.г. | “5” | “4” | “3” |
на начало года | 2 | 7 | 3 |
на конец года | 5 | 5 | 2 |
Положительные эмоции, возникающие во время занятия устным счетом, активизируют деятельность ребенка, способствуют лучшему восприятию учебного материала, который связан с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения[4,с. 4].
Активизация познавательной деятельности способствует развитию и формированию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья вычислительных навыков и умений, их адаптации в разных жизненных ситуациях, социуме.
Литература:
- Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Владос, 2008.
- Программа специальных общеобразовательных школ VIII вида. – М.: Владос, 2000.
- Гринько Л. А. Научно-методический журнал. // Дефектология. – 1993. – № 2.
- Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, 1996.