Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на этапе устного счета

Разделы: Математика


“Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в учении охоту к овладению
знаниями. Вместе с тем, учение требует
и черновой работы и волевого усилия”
К. Д. Ушинский

В силу особенностей психофизического развития умственно отсталые школьники из всех предметов труднее всего воспринимают и усваивают математические понятия.

“Математика во вспомогательной школе решает одну из важнейших специфических задач коррекционно-развивающего обучения – преодоление недостатков познавательной деятельности и личностных качеств” [1, с. 5]. Это требует от учителя хорошего знания особенностей и компенсаторных возможностей детей, разработки и подбора разнообразного, доступного и интересного материала, творческой фантазии, что способствует повышению интереса к изучаемому предмету.

В настоящее время проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке математики отражена в новой редакции “Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида”, а именно “...использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств”[2, с. 29].

Проблема активизации усвоения учащимися учебного материала на уроках математики охватывает широкий круг вопросов, решение которых достигается совместными усилиями психологии, педагогики, дидактики.

В ряде исследований авторы (М. Н. Перова, И. Г. Терехова, В. В. Эк) отмечают, что успех обучения умственно отсталых школьников выполнению арифметических действий в большей степени зависит от того, насколько хорошо дети осознают смысл арифметических действий, знаковых обозначений, а достигается это за счет активизации познавательной деятельности учащихся на уроке математики [3, с.41].

Активизация учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

С этой целью на уроках математики применяются разнообразные приемы и методы работы. Неотъемлемой частью каждого урока является устный счет. Устные упражнения способствуют закреплению знакомого материала и подготовке к изучению нового, они подбираются по уровню сложности: менее сложные (где принимает участие большая часть класса), средней степени сложности, задания повышенной сложности на находчивость и сообразительность учащихся. В создании интереса к учению большое значение имеют задачи-смекалки, арифметические и геометрические головоломки, задачи со сказочным сюжетом, а также задачи в стихах. Такие задания позволяют без особых усилий сконцентрировать внимание учащихся, включить весь класс в работу:

  • “Исключи лишнее”;
  • Назови число в правом верхнем углу;
  • Прочти число, записанное зеленым цветом;

  • Продолжи цепочку(из геометрических фигур, букв);

  • Собери “математические бусы” (установить закономерность, по которой записаны числа):

...15,20,25,...,
....9, 18,27

  • Найди различия.

При формировании вычислительных навыков используются:

  • Математическое лото.

На карточках записаны результаты таблицы умножения. Классу демонстрируются карточки с выражением, например, 6x4, а учащиеся закрывают квадратами на своих таблицах ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке. Причем, карточки и фишки дети изготавливают сами. Работа с лото усиливает стремление учащихся быстрее выучить таблицу умножения.

  • “Превращения чисел и дробей”. Как дети усвоили превращение смешанного числа в неправильную дробь, можно выявить, используя вопросы:

– Верно ли стоит знак равенства?

– Как в этом случае шло рассуждение?

– А как надо рассуждать?

  • “Счет по цепочке”.

  • “Соедини верно”. Такие игры используются на все арифметические действия.

  • Найти последнее число, если первое:

число 18 – ответ 16
число 24 – ответ 72

  • “Молчанка” – ученикам предлагается выполнять действия самостоятельно, а ответы показывать с помощью сигнальных карточек.

При проведении этих игр используются разработанные наглядные пособия. Это привлекает внимание учащихся к предъявленным играм, пробуждает интерес, а, следовательно, и активизирует их познавательную деятельность.

Разнообразие видов и форм устных упражнений привлекает внимание учащихся к заданиям, способствует формированию беглого счета, развивает интерес к математике, подготавливает учащихся к использованию полученных знаний по математике в повседневной жизни, при овладении профессией. Упражнения, выполняемые в классе, образуют определенную систему. Их цель не только закрепление изучаемого материала, но и формирование вводимых понятий, установление связи между вновь вводимыми и ранее изученными понятиями, развитие логического мышления:

  • Занимательные квадраты:

а) Определить сумму по диагонали;
б) Определить каждое число (заполнить все клетки).

  • “Найди на ощупь” или “Чудесный мешок”. Из мешка взять геометрическую фигуру, на ощупь определить, назвать ее признаки.
     
  • Зрительный диктант. Набор геометрических фигур в конверте. На наборном полотне расставляются фигуры. Дети воспроизводят и по трафаретам обводят в тетрадях, соблюдая последовательность расположения фигур и их положение.
     
  • Слуховой диктант. У учащихся трафареты геометрических фигур. Называются фигуры, учащиеся обводят данные фигуры в той последовательности, как они были названы.

Одним из проявлений активной творческой работы является составление задач по краткой записи с использованием данных из жизненных и школьных ситуаций. Например:

“Сколько детей сидело за праздничным столом,
если после праздника на клеенке осталось 24 дырки
и известно, что на каждой вилке 4 зубца?”

После решения задачи дети делают вывод, как себя правильно вести за столом.

Подбор заданий для самостоятельной работы с определенным видом помощи (готовым, частичным решением, иллюстрацией) делает работу учащихся более управляемой. Применение данных методов и приемов, правильно учитывающих возможности каждого ребенка, способствует их действительной активизации, стимулирует внимание, слух, мышление, волю к преодолению трудностей, способствует правильному развитию возможностей каждого ученика, поддерживает интерес к учению.

Таблица 1.

Заинтересованность учащихся предметом.

Класс Нравяться уроки Равнодушен Не нравяться уроки
5-й класс 6 2 0
6-й класс 7 3 2
7-й класс 6 4 2

Рисунок 1. Активность учащихся на устном счете (2008-2009 учебный год).

Результат подтверждается итогами контрольных работ.

Таблица 2.

Итоги контрольных работ в 6 классе.

2007–2008 у.г. “5” “4” “3”
на начало года 2 7 3
на конец года 5 5 2

Положительные эмоции, возникающие во время занятия устным счетом, активизируют деятельность ребенка, способствуют лучшему восприятию учебного материала, который связан с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения[4,с. 4].

Активизация познавательной деятельности способствует развитию и формированию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья вычислительных навыков и умений, их адаптации в разных жизненных ситуациях, социуме.

Литература:

  1. Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Владос, 2008.
  2. Программа специальных общеобразовательных школ VIII вида. – М.: Владос, 2000.
  3. Гринько Л. А. Научно-методический журнал. // Дефектология. – 1993. – № 2.
  4. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, 1996.