Воспитательные аспекты в решении задач

Разделы: Математика


Математика имеет существенные преимущества перед другими предметами в том, что она может касаться самых разнообразных явлений природы, познакомить с историей родного края, воспитывая гордость за свою родину.

Решая задачи, учащиеся должны получить, как можно больше пользы для математического развития. Нужно предложить учащимся содержательные задачи из реальной жизни, учитывая особенность среды, где формируется личность. Вникая в условия таких задач, учащиеся могут образно представить величины и факты, и на ее основе могут анализировать, сравнивать, конкретизировать и делать выводы.

Предлагая качественные задачи можно формировать у учащихся познавательного интереса к предмету. Расширить знания учащихся, показывая связь математики с разными областями человеческих знаний, способствовать формированию мировоззрения и ориентации в окружающем мире.

Например, можно предложить ученикам следующую задачу:

В мире известно 15 видов журавлей. Из них 40% обитают в просторах Аллайховского улуса. Сколько видов журавлей обитает в Аллайховском улусе?

Вот задача о бережном отношении общественной собственности:

Во время ремонта в школы пришлось заменить 20 поврежденных парт на новые. Цена 1 парты 2400 рублей. Сколько рублей сэкономила бы школа при более бережном отношении учащихся к школьному имуществу?

Предлагается урок - путешествие в 5 классе. Презентация.

Урок - путешествие.

  • Образовательная цель: Совершенствовать вычислительную культуру над десятичными дробями и навыки по решению задач на движение.
  • Развивающая цель: Развитие познавательного интереса к предмету. Учить видеть связь между математикой и окружающей жизнью.
  • Воспитательная цель: Ознакомить с историей родного улуса. Воспитание любви к своей малой Родине.

Оборудование: Проектор; фотографии; таблица для устного счета, карта Аллайховского улуса, картины с изображением стелы, посвященным русским землепроходцам и стелы О.Кальвица.

1. Устный счет: /таблица/Вычислите устно:

7,4 + 3,2
3,3 – 1,5
1,37 – 0,3
59,1 – 27
12 – 1,3
5,25 + 2,6
1 – 0,12
6*0,4
7*0,02
0,4*5
5*1,1
7 + 3,14
16 – 4,5
2 – 1,5
6*0,5
11 + 0,6
0,6*0,7
4*0,25

Устно решите следующую задачу: Вычисли скорость лодки по течению реки и против течения реки, если собственная скорость лодки 30 км/ч, а скорость течения реки 2,5 км/ч.

2. Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по родной Индигирке на катере. Поедем всем классом в с. Русское-Устье. Где она находится, знаете? Посмотрим на карте, где п. Чокурдах, с. Русское-Устье? Какое расстояние между ними?

Нужно решить следующие задачи:

1 задача: Средняя скорость катера 25 км/ч, средняя скорость реки 5 км/ч. вычислите время для пути туда и обратно.

2 задача: сколько литров бензина мы с вами израсходуем, если на 1 час в среднем расходуется 10 литров бензина?

1. Отправляемся в путь.

По пути мы остановимся на участке Ойотунг. Прежде, чем отправиться в путь нужно решить следующую задачу:

3 задача: Вычислите расстояние от Чокурдаха до Ойотунга, если время, затраченное до Ойотунга-1,4 часа. Средняя скорость равна 25 км/ч и нужно учитывать скорость течения реки, которая равна 5 км/ч.

2. Мы достигли берега участка Ойотунга.

Вопрос: Кто знает, что за участок Ойотунг?

/Ойотунг- это рыболовный участок.(бригадир С.П.Стрюков)/

Рыбаки нам предложили решить задачу, если мы правильно решим, то они нас будут угощать ухой.

4 задача: Из первой сети поймали 10 рыб, из второй-6 рыб, из третьей-8 рыб. Сколько рыб в среднем поймали из одной сети?

3. Чтобы отдохну ть, я вам предлагаю, логические задачи:

5 задача: Сегодня понедельник 12 часов дня. Будет ли солнечная погода через 36 часов?

6 задача: Два человека подошли к берегу. Они должны переправиться на противоположный берег. На берегу одна лодка и в ней может переправиться только один человек. Как они переправились?

7 задача: Самолет летит от Чокурдаха до Якутска за 3 часа, а на обратный путь 180 минут. Кто может объяснить?

4. Поели, отдохнули и дальше отправляемся в путь. с Русское -Устье. Это село имеет богатую историческую историю. О первых землепроходцах нам вкрадце расскажет уроженец с.Русское-Устье Чикачев Сева.

Достопримечательности:

1. МСМLХХХVIII-год построения памятника землепроходцам и мореплавателям.

2. MCMXXIX-год посадки первого гидросамолета в п Русское Устье

с командиром экипажа О.А.Кальвице.

5. Для того, чтобы пройти обратный путь в Чокурдах нам нужно решить следующую задачу:

Задача: В начале урока мы подсчитали с Русского-Устья до Чокурдаха доедем за 6ч

В какое время мы будем в Чокурдахе, если отправимся 10ч 50 мин и в середине пути остановимся 1ч 20 мин.

6. Решить задачи из учебника № 1449, № 1457

7. Домашнее задание: Придумать и составить задачи на движение

8. Итог урока:

Что нового узнали на этом уроке?

Какие задачи вам больше понравились?

А сейчас посмотрите на эти человечки, какой из них подходит к вашему настроению?