Семейный клуб "Речевая полянка"

Разделы: Логопедия


Формирование правильной речи – одна из основных задач дошкольного образования. Анализ практической ситуации, за последние годы, свидетельствует о том, что количество детей с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи имеют целый ряд вредных последствий, которые могут выражаться в следующем:

  1. Задержка в умственном развитии, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.
  2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).
  3. Затруднения в школьном обучении.
  4. В будущем – личные проблемы и ограничения в выборе профессии.

Очень важно устранить недостатки речи в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий сложный дефект, т.к. речь ребенка в этот период развивается наиболее интенсивно, а главное – наиболее податлива и гибка. Мы не должны упускать благоприятное время. Необходимо искать наиболее эффективные и интересные формы работы. В связи с этим, на базе ДОУ, мы решили организовать семейный клуб “ Речевая полянка”. Основная цель его работы – оказание своевременной, комплексной помощи детям в преодолении речевых нарушений.

Как показывает практика, успешная коррекционная работа в ДОУ может осуществляться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного развития детей. Для этого необходим комплексный подход Функционирование семейного клуба позволило создать команду единомышленников. Куда вошли все специалисты ДОУ, медицинский персонал, дети и их родители. В процессе коррекционной работы с дошкольниками особая роль принадлежит родителям. В этом возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в логопедическую работу, у ребенка появляется мотивация по отношению к занятиям. Функционирование семейного клуба помогло привлечь родителей к активному сотрудничеству. Весьма важно, что они в полной мере осознали свою ответственность за воспитание собственных детей, получили определенные знания и умения, необходимые для коррекции речевых нарушений.

Семейный клуб “Речевая полянка” осуществляет свою деятельность на основе положения, разработанного попечительским советом родителей и рабочей группой педагогического и медицинского персонала. Заседания клуба проходят ежемесячно в вечернее время. Группа родителей и детей сформирована на добровольной основе. К проведению мероприятий и занятий в клубе привлечены специалисты здравоохранения, отделения социокультурной реабилитации инвалидов, учителя начальных классов. Налажено тесное сотрудничество с областным центром диагностики и консультирования по вопросам преодоления тяжелых нарушений речи у детей.

В рамках деятельности клуба также организован консультативный пункт для родителей наших воспитанников и родителей, дети которых не посещают ДОУ. Специалисты ДОУ оказывают бесплатную, консультативную, диагностическую и методическую помощь.

За два года существования семейного клуба “ Речевая полянка” накоплен опыт совместной работы различных специалистов: логопеда, психолога, музыкального руководителя, воспитателей, психоневролога и других специалистов. Более 50 детей исправили и улучшили речь, получили навыки культурного общения, возможности гармонично развиваться, успешно адаптироваться и обучаться в школе, а их родители и педагоги повысили компетентность в вопросах коррекционной педагогики.

План работы семейного клуба “ Речевая полянка”.

Подготовительный этап.

№ п/п Наименование мероприятия Сроки проведения Участники и ответственные:
1

 

“Давайте познакомимся”

Анкетирование: “ Что я знаю о ребенке”

Сочинение родителей: “ Дорогой мой человек”

Организационное родительское собрание (результаты обследования речи детей, направления коррекционной работы)

Индивидуальное консультирование: “ Пути решения проблем в речевом развитии детей”

сентябрь

Логопед
Психолог
Воспитатели
Дети
Родители

Основной этап.

№ п/п Наименование мероприятия Сроки проведения Участники и ответственные:
1

“ Давайте изучать вместе”

Семинар-практикум “ Подготовка органов артикуляции к постановке звуков”

Беседа об особенностях речевого развития: “ Научите меня правильно говорить”

Просмотр видеозаписей: “ Ребенок в ДОУ и семье” комментарии.

октябрь

Логопед
Психолог
Воспитатели
Дети
Родители

2

“ Школа почемучек”

Круглый стол вопросов и ответов, полезные советы и рекомендации родителям, имеющим детей с нарушениями речи.

Выставка методической литературы и дидактических игр, приуроченная к теме.

КВН “ Занимательное азбуковедение”

ноябрь

Логопед
Психолог
Воспитатели
Медсестра ДОУ
Музыкальный руководитель
Дети
Родители

3

“Здоровый ребенок”

Семинар-практикум:

“Система оздоровления, приемы логопедического массажа, дыхательная гимнастика, общекоррегирующие упражнения”

Консультация “ Чтобы ребенок не заикался”

Речевые и психологические тесты.

декабрь

Логопед
Психолог
Воспитатели Психолог
Медсестра ДОУ
Врач-педиатр
Психоневролог
Дети
Родители

4

“Давайте играть вместе”

Консультация: “ Игры и упражнения по развитию речи детей”

Практические занятия: пальчиковые, словесные, театрализованные, музыкальные, дыхательные игры.

Конкурс частушечников и скороговорщиков.

январь

Логопед
Воспитатели
Психолог
Музыкальный руководитель
Дети
Родители

5

“Умные пальчики”

Семинар-практикум: “ Тренируем пальчики – развиваем речь”

Развлечение “ Рисуем и рассказываем сказку вместе”

Выставка творческих работ: “ Буквы– самоделки”

февраль

Логопед
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Дети
Родители

6

“Мамина школа”

Тренинги:

– Концепция “ Я – сообщение”
–А что, если…...
– Правильно – неправильно.

Индивидуальное консультирование.

Практические занятия: общение, сопровождение речевого развития детей.

Семейный праздник “ Говорилки”.

март

Психолог
Логопед
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Дети
 

Родители

7

“Школа первоклассника”

Открытое занятие по обучению грамоте с последующим обсуждением.

Консультации:

“ Я учусь писать”
“ Я учусь читать”
“ Психологическая и речевая готовность детей к школе”

апрель

Логопед
Воспитатели
Психолог
Учителя начальных классов
Дети
Родители

Заключительный этап.

№ п/п Наименование мероприятия Сроки проведения Участники и ответственные
1

“ Наши успехи”

Праздник “Красивой речи”

Круглый стол: подведение итогов совместной деятельности, обсуждение плана дальнейшей работы клуба, рекомендации на летний период.

май

Педагогический коллектив ДОУ
Дети
Родители