Формирование правильной речи – одна из основных задач дошкольного образования. Анализ практической ситуации, за последние годы, свидетельствует о том, что количество детей с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи имеют целый ряд вредных последствий, которые могут выражаться в следующем:
- Задержка в умственном развитии, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.
- Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).
- Затруднения в школьном обучении.
- В будущем – личные проблемы и ограничения в выборе профессии.
Очень важно устранить недостатки речи в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий сложный дефект, т.к. речь ребенка в этот период развивается наиболее интенсивно, а главное – наиболее податлива и гибка. Мы не должны упускать благоприятное время. Необходимо искать наиболее эффективные и интересные формы работы. В связи с этим, на базе ДОУ, мы решили организовать семейный клуб “ Речевая полянка”. Основная цель его работы – оказание своевременной, комплексной помощи детям в преодолении речевых нарушений.
Как показывает практика, успешная коррекционная работа в ДОУ может осуществляться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного развития детей. Для этого необходим комплексный подход Функционирование семейного клуба позволило создать команду единомышленников. Куда вошли все специалисты ДОУ, медицинский персонал, дети и их родители. В процессе коррекционной работы с дошкольниками особая роль принадлежит родителям. В этом возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в логопедическую работу, у ребенка появляется мотивация по отношению к занятиям. Функционирование семейного клуба помогло привлечь родителей к активному сотрудничеству. Весьма важно, что они в полной мере осознали свою ответственность за воспитание собственных детей, получили определенные знания и умения, необходимые для коррекции речевых нарушений.
Семейный клуб “Речевая полянка” осуществляет свою деятельность на основе положения, разработанного попечительским советом родителей и рабочей группой педагогического и медицинского персонала. Заседания клуба проходят ежемесячно в вечернее время. Группа родителей и детей сформирована на добровольной основе. К проведению мероприятий и занятий в клубе привлечены специалисты здравоохранения, отделения социокультурной реабилитации инвалидов, учителя начальных классов. Налажено тесное сотрудничество с областным центром диагностики и консультирования по вопросам преодоления тяжелых нарушений речи у детей.
В рамках деятельности клуба также организован консультативный пункт для родителей наших воспитанников и родителей, дети которых не посещают ДОУ. Специалисты ДОУ оказывают бесплатную, консультативную, диагностическую и методическую помощь.
За два года существования семейного клуба “ Речевая полянка” накоплен опыт совместной работы различных специалистов: логопеда, психолога, музыкального руководителя, воспитателей, психоневролога и других специалистов. Более 50 детей исправили и улучшили речь, получили навыки культурного общения, возможности гармонично развиваться, успешно адаптироваться и обучаться в школе, а их родители и педагоги повысили компетентность в вопросах коррекционной педагогики.
План работы семейного клуба “ Речевая полянка”.
Подготовительный этап.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Участники и ответственные: |
1
|
“Давайте познакомимся” Анкетирование: “ Что я знаю о ребенке” Сочинение родителей: “ Дорогой мой человек” Организационное родительское собрание (результаты обследования речи детей, направления коррекционной работы) Индивидуальное консультирование: “ Пути решения проблем в речевом развитии детей” |
сентябрь |
Логопед |
Основной этап.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Участники и ответственные: |
1 |
“ Давайте изучать вместе” Семинар-практикум “ Подготовка органов артикуляции к постановке звуков” Беседа об особенностях речевого развития: “ Научите меня правильно говорить” Просмотр видеозаписей: “ Ребенок в ДОУ и семье” комментарии. |
октябрь |
Логопед |
2 |
“ Школа почемучек” Круглый стол вопросов и ответов, полезные советы и рекомендации родителям, имеющим детей с нарушениями речи. Выставка методической литературы и дидактических игр, приуроченная к теме. КВН “ Занимательное азбуковедение” |
ноябрь |
Логопед |
3 |
“Здоровый ребенок” Семинар-практикум: “Система оздоровления, приемы логопедического массажа, дыхательная гимнастика, общекоррегирующие упражнения” Консультация “ Чтобы ребенок не заикался” Речевые и психологические тесты. |
декабрь |
Логопед |
4 |
“Давайте играть вместе” Консультация: “ Игры и упражнения по развитию речи детей” Практические занятия: пальчиковые, словесные, театрализованные, музыкальные, дыхательные игры. Конкурс частушечников и скороговорщиков. |
январь |
Логопед |
5 |
“Умные пальчики” Семинар-практикум: “ Тренируем пальчики – развиваем речь” Развлечение “ Рисуем и рассказываем сказку вместе” Выставка творческих работ: “ Буквы– самоделки” |
февраль |
Логопед |
6 |
“Мамина школа” Тренинги: – Концепция “ Я – сообщение” Индивидуальное консультирование. Практические занятия: общение, сопровождение речевого развития детей. Семейный праздник “ Говорилки”. |
март |
Психолог Родители |
7 |
“Школа первоклассника” Открытое занятие по обучению грамоте с последующим обсуждением. Консультации: “ Я учусь писать” |
апрель |
Логопед |
Заключительный этап.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Участники и ответственные |
1 |
“ Наши успехи” Праздник “Красивой речи” Круглый стол: подведение итогов совместной деятельности, обсуждение плана дальнейшей работы клуба, рекомендации на летний период. |
май |
Педагогический коллектив ДОУ |