Внеклассное мероприятие по экологии

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Цель:
  • помочь учащимся осознать, что является для них самым значительным в жизни, какие взаимоотношения они хотят установить с другими людьми, с окружающим природным миром;
  • развитие у подростков чувства ответственности за поступки, совершаемые человеком;
  • развитие чувства сострадания и милосердия;
  • воспитание способности самостоятельно анализировать события и факты в обществе человека.
Оборудование: Презентация “Чернобыль – боль моя”, карточки с именами детей, свечи, экран, компьютер, магниты, спички.

Слайд 1. Чернобыль – боль моя.

Ведущий 1. “Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала она на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде “полынь”, и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горькими”.

/откровения св. Иоанна Богослова , 8 гл. стих 10/

Чернобыль – вид горькой полыни. Словарь Даля.

Слайд 2 .

Ведущий 2. Чернобыльская АЭС расположена в 18 км. От районного центра / г. Чернобыль / и в 150 км. от Киева.

В 1986 году в эксплуатации находились четыре энергоблока станции. В качестве топлива использовалась слабо обогащенная двуокись урана. Загрузка в один реактор составляла 190 тонн.

На 25 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС был запланирован плановой тест 4-го реактора АЭС по самообеспечению энергией. Технологические нарушения эксплуатации привели к двум взрывам, разрушившим крышу реактора. Радиоактивные вещества вырвались наружу. В результате взрывов начался пожар, который был потушен только 9 мая.

Слайд 3.

Ведущий 2. 26 апреля 1986 года в результате взрыва с разрушением реактора и конструкций здания 4 энергоблока в атмосферу, на высоту около 6000 метров, было выброшено огромное количество аэрозолей, пылевидных частиц, накопившихся в активной зоне. Радиоактивный фон превосходил по активности в сотни раз ядерный взрыв над Хиросимой. Облучение персонала, а так же лиц, участвующих в ликвидационных работах, было гораздо больше, чем от мгновенного атомного взрыва.

Работа на месте аварии напоминала военные действия, время пребывания в зоне засчитывалось, как на фронте, 1 день за три.

Слайд 4.

Ведущий 1. Каковы были последствия этого взрыва?

В результате катастрофы 23 % территории республики Белоруссии, 4,8 % территории Украины, 0,5 % территории России – заражено радионуклидами. Самым страшным было то, что люди получили огромное облучение радиацией. Никто не мог представить, насколько опасна эта авария. Люди были не готовы к такому роду испытаний.

Ведущий 2.

Но все же они сделали все возможное и даже не возможное, чтобы предотвратить распространение невидимой смерти по планете.

Слайд 5.

Слайд 6.

Ведущий 2. Мы все привыкли думать, что наша Земля большая. Но на самом деле это не так. И такие аварии как чернобыльская, являются этому доказательством.

29 апреля 1986 года высокий радиационный фон был зарегистрирован в Польше, Германии, Австрии, Румынии,

30 апреля – в Швейцарии и Северной Италии,

1–2 мая – во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, северной Греции,

2 мая – в Японии,

3 мая – в Израиле, Кувейте, Турции,

4 мая – в Китае,

5-го – в Индии, США и Канаде.

Меньше недели понадобилось, чтобы Чернобыль стал проблемой всего мира.

Теперь мы видим, как хрупок, как раним и мал этот мир.

Ведущий 1. Государство не было готово к ликвидации подобных ядерных катастроф. Отсутствие необходимых средств дозиметрического контроля, индивидуальных средств защиты обратились в дальнейшем – большими человеческими потерями. Лица, призванные на ликвидацию, не имели профессиональной подготовки к работам в экстремальных условиях. Но главное люди не были готовы к подобным авариям. Они просто не знали, на сколько опасен Атом.

Слайд 7. Чернобыльская молитва.

Ведущий 2. Сегодня мы услышим голоса тех, кто столкнулся с этой страшной бедой – ужасом Чернобыльской аварии. Голоса взрослых и детей. Поможет нам в этом – Светлана Алексиевич, ее Чернобыльская молитва.

Слайд 8.

Ведущий 3.

"Я хочу засвидетельствовать…

Это было тогда, десять лет назад и каждый день происходит со мной сейчас. Теперь… Это всегда со мной.

Мы жили в городе Припять. В самом этом городе, который знает сейчас весь мир. Я не писатель. Но я свидетель. Вот как это было… С самого начала…

Ты живешь… Обыкновенный человек. Маленький. Такой, как все вокруг – идешь на работу и приходишь с работы. Получаешь среднюю зарплату. Раз в год ездишь в отпуск. У тебя – жена. Дети. Нормальный человек! И в один день ты внезапно превращаешься в чернобыльского человека. Само слово “чернобылец” до сих пор, как звуковой сигнал… Все поворачивают голову в твою сторону… Оттуда!

Это были чувства первых дней,… Мы потеряли не город, а целую жизнь…

Уехали из дома на третий день… Реактор горел… Запомнилось, что кто-то из знакомых сказал: “Пахнет реактором”. Неописуемый запах. Но об этом все читали в газетах. Превратили Чернобыль в фабрику ужасов, а на самом деле в мультик. А его понять надо, потому что нам с ним жить. Я расскажу только свое… Свою правду…

Было так… Объявили по радио: кошек брать нельзя! Дочка – в слезы, от страха потерять свою любимую кошку стала заикаться. Кошку в чемодан! А она в чемодан не хочет, вырывается. Обцарапала всех. Вещи брать нельзя! Я все вещи не возьму, я возьму одну вещь. Только одну! Я должен снять дверь с квартиры и увезти, дверь оставить не могу… А вход забью досками…

Наша дверь… Наш талисман! Семейная реликвия. На этой двери лежал мой отец. Не знаю, по какому обычаю, не везде так, но у нас, сказала мне мама, покойника надо положить на дверь от его дома. Он так лежит, пока не привезут гроб. Я сидел около отца всю ночь, он лежал на этой двери… Дом был открыт… Всю ночь… И на этой же двери до самого верха зазубрины… Как я рос… Отмечено: первый класс, второй. Седьмой. Перед армией… А рядом – как рос уже мой сын… Моя дочь… На этой двери вся наша жизнь записана, как на древних папирусах. Как я ее оставлю?

Попросил соседа, у него была машина: “Помоги!” Показал мне на голову: мол, ты, друг, не в себе. Но я ее вывез… Дверь… Ночью… На мотоцикле… Лесом… Вывез через два года, когда наша квартира уже была разграблена. Очищена. За мной гналась милиция: “Будем стрелять! Будем стрелять!” Конечно, они приняли меня за мародера. Дверь из собственного дома я как украл…

…Отправил дочку с женой в больницу.

Вокруг тогда все говорили: умрем – умрем… К двухтысячному году белорусы исчезнут. Дочке исполнилось шесть лет. Ровно в день аварии. Укладываю ее спать, она мне шепчет на ухо: “Папа, я хочу жить, я еще маленькая”. Я думал, она ничего не понимает…А она увидит няню в детском садике в белом халате или в столовой повара, с ней истерика: “Не хочу в больницу! Не хочу умирать!” Белый цвет не переносила. Мы даже в новом доме занавески белые поменяли.

Вы способны себе представить сразу семь лысых девочек? Их в палате было семь… Нет, достаточно! Я кончаю! Когда я рассказываю, у меня чувство, вот сердце подсказывает – ты совершаешь предательство. Потому что я должен описывать ее, как чужую… Ее мучения… Жена пришла из больницы… Не выдержала: “Лучше бы она умерла, чем так мучиться. Или мне умереть, чтобы больше не смотреть”. Нет, достаточно! Я кончаю! Не в состоянии. Нет!

Положили ее на дверь… На дверь, на которой когда – то лежал мой отец. Пока не привезли маленький гроб… Он был маленький, как коробка из – под большой куклы. Как коробка…

Я хочу засвидетельствовать – моя дочь умерла от Чернобыля. А от нас хотят, чтобы мы молчали. Наукой, мол, еще не доказано, нет банка данных. Надо ждать сотни лет. Но моя человеческая жизнь… Она же меньше… Я не дождусь. Запишите…Хотя бы вы запишите: дочку звали Катя… Катюшенька… Умерла в семь лет…"

Слайд 9.

Ведущий 1. Мне много приходилось слышать о последствиях этой аварии, но, как и многие другие, я не понимала, чем она обернулась для людей. Чем она стала для детей Чернобыля. Давайте послушаем их. Это детских хор, хор не всеми услышанных голосов.

Слайд 10.

Ведущий 4.

"Я лежала в больнице… Мне было так больно… Я просила маму: “Мамочка, я не могу терпеть. Лучше убей меня!”

"Такая черная туча… Такой ливень…

Лужи стали желтые… Зеленые… Как будто в них налили краски… Говорили, что это пыльца от цветов… Мы не бегали по лужам, только смотрели на них. Бабушка закрывала нас в погребе. А сама становилась на колени и молилась. И нас учила: “Молитесь!! Это – конец света. Наказание божье за наши грехи”. Братику было восемь лет, а мне шесть. Мы стали вспоминать свои грехи: он разбил банку с малиновым вареньем… А я не призналась маме, что зацепилась за забор и порвала новое платье… Спрятала в шкафу…

Мама часто надевает черное. Черный платок. На нашей улице все время кого-то хоронят… Плачут. Услышу музыку – бегу домой и молюсь, читаю “Отче наш”.

Молюсь за маму и папу…"

Ведущий 5.

"Мама с папой поцеловались, и я родилась. Раньше я думала, что никогда не умру. А теперь знаю, что умру. Мальчик лежал вместе со мной в больнице… Вадик Коринков… Птичек мне рисовал. Домики. Он умер. Умирать не страшно. Будешь долго – долго спать, никогда не проснешься. Вадик мне говорил, что, когда он умрет, будет долго жить в другом месте. Ему об этом сказал кто – то из старших мальчиков. Он не боялся.

Мне снился сон, как я умерла. Я слышала во сне, как плакала моя мама. И проснулась…"

Ведущий 6.

"За нами приехали солдаты на машинах. Я подумал, что началась война… У солдат на плечах висели настоящие автоматы. Они говорили непонятные слова: “дезактивация”, “изотопы”… В дороге приснился сон: произошел взрыв! А я живой! Нет дома, нет родителей, нет даже воробьев и ворон. В ужасе просыпался, вскакивал… Раздвигал шторы… Смотрел в окно: нет ли в небе этого гриба кошмарного?

Помню, как солдат гонялся за кошкой… На кошке дозиметр работал, как автомат: щелк, щелк. За ней – мальчик и девочка… Это их кошка… Мальчик ничего, а девочка кричала: “Не отдам!!” Бегала и кричала: “Миленькая, удирай! Удирай, миленькая!”

А солдат – с большим целлофановым мешком…"

Ведущий 7. "Я был маленький… Шесть, нет, восемь лет, кажется. Точно, восемь. Посчитал сейчас. Помню много страхов. Боялся бегать босиком по траве. Мама напугала, что умру. Купаться, нырять – всего боялся. В лесу рвать орехи. Взять в руки жука… Он же по земле ползает, а она зараженная. Муравьи, бабочки, шмели – все зараженные. Мама вспоминает. Что в аптеке ей посоветовали давать мне йод по чайной ложке! Три раза в день. Но она испугалась…

Мы ждали весну: неужели снова вырастет ромашка? Как раньше? Все у нас говорили, что мир поменяется… По радио и по телевизору… Ромашка превратится… Во что она превратится? Во что – то другое… А у лисы вырастет второй… хвост, ежики родятся без иголок, розы без лепестков. Появятся люди, похожие на гуманоидов, они будут желтые. Без волос, без ресниц. Одни глаза. А закаты станут не красные, а зеленые.

Я был маленький… Восемь лет…

Весна… Весной из почек, как всегда, раскрутились листья. Зеленые. Зацвели яблони. Белые. Запахла черемуха. Раскрылись ромашки. Они были такие же. Тогда мы побежали на речку к рыбакам: у плоток по – прежнему голова и хвост? И у щуки? Проверяли скворечни: прилетели скворцы? А будут ли у них дети?

У нас появилось много работы… Мы все проверяли…"

Ведущий 8. "Взрослые шептались,… Я слышал…

С моего года рождения (с восемьдесят шестого) – ни мальчиков, ни девочек в нашей деревне нет. Я – один. Врачи не разрешали…. Пугали маму… Что – то такое… А моя мама сбежала из больницы и спряталась у бабушки. И тут я… Нашелся… Ну, родился, значит. Я все это подслушал…

Братика и сестрички у меня нет. А я очень хочу. А откуда дети берутся? Я бы пошел и разыскал себе братика.

Бабушка мне по – разному отвечает:

– Бусел в клюве приносит. А то, бывает, на поле девочка вырастет. Мальчиков в ягодах находят, если птица кинет.

Мама говорит иначе:

– Ты мне с неба упал.

– Как?

– Дождь пошел, и ты мне прямо на руки упал.

Ведущий 9. "Раньше я любила ходить на выставки… Смотреть картины…

В наш город привезли выставку о Чернобыле… Бежит по лесу жеребенок, он из одних ног, их восемь – десять, теленок с тремя головами, сидят в клетке лысые кролики, ну как пластмассовые… Люди гуляют по лугу в скафандрах… Деревья выше церквей, а цветы, как деревья… Я до конца не досмотрела. Наткнулась на картину: мальчик тянет руки, может, к одуванчику, может, к солнцу, а у этого мальчика вместо носа… хобот. Захотелось плакать, кричать: “Не надо нам таких выставок! Не возите! И так вокруг все говорят о смерти. О мутантах. Не хочу!!” Первый день на выставке были люди, пришли, а потом ни одного человека. В Москве, Петербурге, писали в газетах, на нее ходили толпами. А у нас – пустой зал.

Я ездила в Австрию на лечение, там есть люди, которые могут повесить такую фотографию у себя дома. Мальчика с хоботом… Или вместо рук у него ласты… И каждый день на нее смотреть, чтобы не забывать о тех, кому плохо. Но когда живешь тут… То это не фантастика и не искусство, а жизнь. Моя жизнь… Если мне выбирать, то лучше повешу в своей комнате красивый пейзаж, чтобы все там было нормальное: и деревья, и птицы. Обыкновенное. Радостное…

Хочу думать о красивом…"

Ведущий 10. Первое сентября… Школьная линейка…

И ни одного букета. В цветах, мы уже знали, много радиации. Перед началом учебного года в школе работали не столяры и маляры, как раньше, а солдаты. Они косили цветы, снимали и увозили куда – то землю на машинах с прицепами. Вырубили большой старый парк. Старые липы. Баба Надя… Ее всегда звали в дом, когда кто – нибудь умирал. Поголосить. Почитать молитвы. “Молния не ударила… Сушь не напала… Море не залило… Лежат как черные гробы… – Она плакала над деревьями, как над людьми. – А, мой ты дубок… Моя ты яблонька…”

А через год нас всех эвакуировали, деревню закопали. Мой папа – шофер, он ездил туда и рассказывал. Сначала вырывают большую яму… На пять метров… Подъезжают пожарники… Из брандспойтов моют дом с конька до фундамента, чтобы не поднять радиоактивную пыль. Окна, крышу, порог – все моют. А потом кран стягивает дом с места и ставит в яму… Валяются куклы, книжки, банки… Экскаватор подгребает… Все засыпают песком, глиной, утрамбовывают. Вместо деревни – ровное поле. Там лежит наш дом. И школа, и сельсовет… Там мой гербарий и два альбома с марками, я мечтала их забрать.

Был у меня велосипед… Его только мне купили…"

Ведущий 11. "В первый год после аварии… У нас в поселке исчезли воробьи,… Они валялись всюду: в садах, на асфальте. Их сгребали и вывозили в контейнерах с листьями. В тот год листья не разрешали жечь, они были радиоактивные. Листья хоронили.

Через два года воробьи появились. Мы радовались, кричали друг другу: “Я вчера видел воробья… Они вернулись…”

Пропали майские жуки. Их до сих пор у нас нет. Может, они вернутся через сто или тысячу лет, как говорит наш учитель. Даже я их не увижу… А мне девять лет…

А как моя бабушка? Она же старенькая…"

Ведущий 12. "Мне – двенадцать лет… Лена Жудро – 15 лет.

Я все время дома, я – инвалид. В нашем доме почтальон приносит пенсию мне и дедушке. Девочки в классе, когда узнали, что у меня рак крови, боялись со мной сидеть. Дотронуться. А я смотрела на свои руки… На свой портфель и тетрадки… Ничего не поменялось. Почему меня боятся?

Врачи сказали: я заболела, потому что мой папа работал в Чернобыле. А я после этого родилась.

А я люблю папу…"

Ведущий 1. Тяжело и горько слышать эти слова. Дети рождаются не для того, чтобы уходить так рано. Рано…ведь еще все впереди. Первые победы и первые неудачи, первые свидания и первая любовь. Но дети Чернобыля очень быстро взрослеют. Они в отличие от нас очень рано понимают, что такое жизни и что такое смерть.
Когда я выйду к солнышку?” – спросила у врача.
А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча.
И врач ответил девочке:
Когда придет зима, и тысячу журавликов ты сделаешь сама”
У японцев есть легенда: если больной мальчик или девочка сделает 1000 журавликов, то смерть от них отступит.

И теперь, как и прежде, сотни детей день и ночь делают журавликов из разноцветной бумаги, по примеру той девочки из Хиросимы, которая свято верила, что бумажные птицы унесут от нее на своих хрупких крыльях радиоактивную смерть …

И пусть эти журавлики напоминают нам о тех, кто пострадал от всех видов радиоактивного заражения.

Раздать журавликов.

Слайд 11.

Ведущий 2. Что для нас важнее: человеческие жизни или атом?

Ведь может наступить день, когда…

… БУДЕТ ВСЕ, НО НЕ БУДЕТ НИКОГО!!!

Слайд 12. 26 апреля День памяти жертв ядерных аварий и катастроф.

Слайд 13. Время… Зажигаем свечи.