Урок проводиться в 10 классе после изучения темы “Фирма, виды прибыли и затрат” (автор учебника И.В.Липсиц. Базовый курс.).
Цели урока :
- Образовательные – повторить тему “Фирма”; представить организацию своей фирмы; посчитать затраты, выручку и прибыль по таблице; выяснить при каком условии данная фирма получит максимум прибыли; провести тест “Способны ли вы создать свою фирму”.
- Развивающие – развить систематическое мышление; навыки предпринимательской деятельности; речь; коммуникативные способности учащихся.
- Воспитательные – воспитать предприимчивость, умение оперативно решать возникающие проблемы; уважение к друг другу.
Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point, карточки с заданиями, таблицы, тест.
Правила игры.
- В игре участвуют три команды-фирмы. Каждая из которых производит свои товары, но равноценные.
- Игра проходит как конкурс. Победит та команда, которая получит большее количество очков.
- Каждый конкурс оценивается от 5 – 10 баллов.
- В конце урока подводятся итоги и выявляется победитель.
Подготовительный этап.
В конце прошлого урока учитель предложил учащимся разделиться на три группы. Каждая группа должна придумать название фирмы, что они будут производить, создать рекламу и найти названия крупных фирм нашего города. На этом уроке учащиеся сидят по группам.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем деловую игру “Фирма”. Мы с вами повторим пройденный материал “Фирма. Виды прибыли и затраты”. Игра состоит из 6 этапов. Первый конкурс на знание терминов. Вы должны разгадать кроссворд, представленный на 1 слайде. (1слайд). За это задание 5 баллов. Получите, пожалуйста, кроссворд.
Задание 1
По горизонтали:
- Человек, который на свои и заемные средства и под свой риск создает фирму. (Предприниматель.)
- Расходы на приобретение всего объема ресурсов, которые фирма использовала для организации производства определенного объема продукции. (Затраты.)
- ТR. (Выручка.)
- Все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд. (Блага.)
По вертикали:
- Превышение выручки от продажи товара над суммарными затратами на его изготовление. (Прибыль.)
- Владелец акций. (Акционер.)
- Общее название нескольких форм хозяйственных организаций, предполагающих объединение собственных средств нескольких участников ради совместного ведения дел. (Товарищество.)
- Коммерческая организация. (Фирма.)
- Выручка продаж минус внешние затраты. (Бухгалтерская.)
Учащиеся через 5 минут сдают решение кроссворда
Учитель: 2этап. Аукцион. Члены групп по очереди называет крупные фирмы нашего города, какая группа ответит последней та и выиграла. (5 баллов.)
Учитель: 3 этап. Презентация и реклама вашей фирмы. Вы должны были дома приготовить презентацию вашей фирмы, рекламу. Сейчас каждая команда продемонстрирует свою фирму. (пример показан на слайде 2, 3, 4). За это задание вы получаете от 5 до 10 баллов.
Учитель: Конкурс под № 4. “Организация предприятия”.
Вы должны ответить на следующие вопросы:
- Вид фирмы.
- Структура управления.
- Формы ответственности.
- Принципы распределения прибыли.
На обсуждение вам дается 7 минут. Затем вы должны на доске начертить структуру и устно ответить на предлагаемые вопросы. (5-10 баллов)
Учитель: 5 этап. “Рассуждение”. Вы в течении 10 минут должны продумать ответы на вопросы:
- Стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?
- Что вы отнесете к постоянным издержкам, а что переменным?
Потом вы должны высказать свое мнение и получите от 5–10 баллов.
Учитель: 6 этап “Прибыль”. Заполните таблицу для фирмы, выпускающую продукцию А. За верное ее заполнение вы получаете 10 баллов. Определите максимум прибыли данной фирмы.
Q | P | TR | FC | VC | TC | Pr |
4 | 75 | 50 | ||||
5 | 75 | 210 | ||||
6 | 75 | 130 | ||||
7 | 75 | 340 | ||||
8 | 75 | 470 |
Учитель: На этом наша игра закончена. А сейчас я вам предлагаю тест “Способны ли вы создать свою фирму”. В это время я подсчитаю количество баллов, которое вы набрали за время игры.
Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы.
- Определите, насколько Вы решительны
а) быстро и четко выполняйте;
б) все делаете осторожно и осмотрительно;
в) быстро принимаете решения, но порой допускаете ошибки;
г) вы всегда чего-то боитесь. - Являетесь ли вы лидером
а) вы сильный, уверенный;
б) вы правильно отдаете распоряжения;
в) вы – ведущий;
г) вы ведомый. - Насколько вы ответственны
а) вы ко всему относитесь ответственно;
б) вы стараетесь выполнять все поручения, хотя и иногда протестуете;
в) Вы не любите указания и поручения;
г) вы стараетесь всегда уклониться от поручения. - Ваше отношение к людям
а) вы ко всем относитесь с уважением и добротой;
б) вы достаточны вежливы;
в) вам иногда бывает трудно общаться с людьми;
г) вы постоянно ругаетесь. - Определите Ваши организаторские способности
а) вы можете убеждать людей;
б) вы способный организатор;
в) ваши организаторские способности оставляют желать лучшего
г) вы плохой организатор - Насколько вы упорны
а) вы всегда добиваетесь своих целей;
б) вы стараетесь по мере возможности;
вы упорны и решительны;
г) вы не любите упираться. - Насколько Вы инициативны
а) вы стараетесь взять дополнительную работу
б) вы четко и своевременно выполняете свою работу, проявляете смекалку и находчивость.
в) вы стараетесь все делаете самостоятельно без указаний и напоминаний;
г) вы ничего не делаете без указаний.
Подсчитайте баллы: за выбранный ответ а) 4 балла, б) 3 балла, в) 2 балла, г) 1 балл
Критерии:
ниже 12 баллов – вероятность, что вы в ближайшее время откроете фирму низка;
от 12 до 18 баллов – ваши способности по открытию фирмы – средние;
от 18 до 24 баллов – у вас высокие возможности для открытия фирмы, попробуйте;
выше 24 баллов – ваш потенциал очень высок.
4. Дополнительное задание.
Если осталось время можно добавить конкурс “Народная мудрость” в игру.
Учитель: Для создания фирмы нужно приложить много сил и труда. Назовите пословицы и поговорки о труде.
5. Домашнее задание.
повторить § 38–40.
6. Итог урока.
Учитель подводит итог урока, объявляет победителя, выставляет оценки, благодарит учеников за урок.
Презентация о городе: Приложение 1.