Урок по теме "Какие бывают профессии"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: сформировать представления о типологии профессии

Задачи:

  • Обучающие: сформировать понятия профессия, специальность и должность, уточнить и обогатить представление о разнообразии профессий, сформировать понятие о классификации профессий, продолжить формирование умений работать с текстовыми заданиями, анализировать полученную информацию.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, продолжить формирование умений работы в парах
  • Воспитательные: развитие познавательного интереса, расширение кругозора, формирование целеустремленности, трудолюбия, способствовать сплочению классного коллектива.

Оборудование к уроку: плакаты, раздаточный дидактический материал, названия профессий.

Начнем наше занятие с игры “Отгадай загадку”.

Кто по рельсам – по путям
Поезда проводит к нам?
(Машинист.)

Он спускается в забой –
Его работа под землей.
(Шахтер.)

Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд.
(Водолаз.)

Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости.
(Сапожник.)

Заболела эта книжка,
Изорвал ее мальчишка.
Я больную пожалею,
Я возьму ее и склею.
(Переплетчик.)

– Какой общий смысл слов, обозначающих отгадки?

– Сегодня мы будем говорить о том, какие бывают профессии.

Игра “Доскажи словечко”.

Я начинаю, а вы хором говорите последнее слово.

Он рассказывает внятно,
Он экскурсию ведет.
Всем становится понятно
то, что он экскурсовод

Шью я куртки и штаны,
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо,
Потому что я портниха

Потушу пожар любой,
Быстро справлюсь я с бедой.
За опасный этот труд
Нас пожарными зовут.

Строю дом и детский сад.
И больницу строить рад.
И у цирка я не зритель,
Так как я его строитель

Я грузы кранами вожу,
В высокой будке я сижу.
Я не привык ходить пешком,
Меня зовут крановщиком.

Посмотрите, сколько названий профессий появилось на доске. Но и это еще не все.

Игра “Азбука профессий” (я показываю букву и задаю вопрос, а вы должны ответить словом, которое начинается с этой буквы),

А. Специалист сельского хозяйства (агроном).

М. Человек, окрашивающий пол, стены, потолки (маляр).

К. Повар на корабле (кок).

Н. Специалист, который дает различным инструментам голос и делает его красивым, звучным (настройщик).

П. Человек, профессия которого помогает людям иметь красивые прически (парикмахер).

Р. Человек, разводящий рыбу в искусственных водоемах (рыбовод).

А теперь поиграем в игру “Узнай профессию”.

Я перечисляю инструменты, а вы называете профессию:

– Указка, ручка, книга …. (учитель)

– Стетоскоп, градусник, шприц … (врач)

– Гаечный ключ, отвертка … (слесарь)

– Весы, калькулятор, гирьки …. (продавец)

– Кисти, краски, холст … (художник)

– Тряпка, ведро, швабра… (уборщица)

Обсуждение значения слова профессия (использование толкового словаря С.И. Ожегова).

Профессия – основной вид трудовой деятельности человека.

Профессия, когда люди заняты одним видом труда, требующих определенной подготовки и является источником существования.

Врач – лечит людей. Учитель – учит детей.

А директор – это профессия? Кроме понятия – профессия, есть еще и понятие – должность.

Должность – служебное место, связанное с исполнением определенных обязанностей. На должность выбирают ответственных, добросовестных людей. Кого у нас выбирают, назначают? Президента. Губернатора. Директора. Завуча.

Игра – конкурс “Профессия или должность”

врач заведующий бухгалтер
директор продавец губернатор
строитель президент шахтер
завуч бригадир летчик

Красным цветом (карандашом или ручкой) подчеркните слово, обозначающее должность; зеленым – профессию.

Подведение итогов.

В заключении классного часа давайте поиграем в игру “Какие профессии спрятались в именах”

Д
Ф
Ш
А

 

А
Н
Д
Ю
Ш
А
Р
О
М
А

 

Н
И
К
И
Т
А

Итог: Сегодня мы говорили, какие бывают профессии. На уроках рисования вы рисовали, кем вы хотите стать. Брали интервью у своих родителях об их профессиях. Это все для того, чтобы понять, что для выбора профессии надо стараться, как можно больше узнать о ней.

У меня растут года –
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?

Литература:

  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа: занятия, игры, тесты. – Москва: Изд. “Первое сентября”, 2003
  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.
  3. Журнал “Классный руководитель” № 2 2003 г.
  4. Селевко Г.К. Найди себя. М.: “Народное образование”, 2006 г.
  5. Ходырева Людмила Геннадьевна. Все профессии нужны”. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2007–2008. Материалы участников. DVD
  6. Словарь Ожегова С.И. М.: Российская Академия Наук Институт Русского языка им В.В.Виноградова, 2001с. 173, 626.