Цель: сформировать представления о типологии профессии
Задачи:
- Обучающие: сформировать понятия профессия, специальность и должность, уточнить и обогатить представление о разнообразии профессий, сформировать понятие о классификации профессий, продолжить формирование умений работать с текстовыми заданиями, анализировать полученную информацию.
- Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, продолжить формирование умений работы в парах
- Воспитательные: развитие познавательного интереса, расширение кругозора, формирование целеустремленности, трудолюбия, способствовать сплочению классного коллектива.
Оборудование к уроку: плакаты, раздаточный дидактический материал, названия профессий.
Начнем наше занятие с игры “Отгадай загадку”.
Кто по рельсам – по путям
Поезда проводит к нам?
(Машинист.)Он спускается в забой –
Его работа под землей.
(Шахтер.)Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд.
(Водолаз.)Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости.
(Сапожник.)Заболела эта книжка,
Изорвал ее мальчишка.
Я больную пожалею,
Я возьму ее и склею.
(Переплетчик.)
– Какой общий смысл слов, обозначающих отгадки?
– Сегодня мы будем говорить о том, какие бывают профессии.
Игра “Доскажи словечко”.
Я начинаю, а вы хором говорите последнее слово.
Он рассказывает внятно,
Он экскурсию ведет.
Всем становится понятно
то, что он экскурсовод
Шью я куртки и штаны,
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо,
Потому что я портниха
Потушу пожар любой,
Быстро справлюсь я с бедой.
За опасный этот труд
Нас пожарными зовут.
Строю дом и детский сад.
И больницу строить рад.
И у цирка я не зритель,
Так как я его строитель
Я грузы кранами вожу,
В высокой будке я сижу.
Я не привык ходить пешком,
Меня зовут крановщиком.
Посмотрите, сколько названий профессий появилось на доске. Но и это еще не все.
Игра “Азбука профессий” (я показываю букву и задаю вопрос, а вы должны ответить словом, которое начинается с этой буквы),
А. Специалист сельского хозяйства (агроном).
М. Человек, окрашивающий пол, стены, потолки (маляр).
К. Повар на корабле (кок).
Н. Специалист, который дает различным инструментам голос и делает его красивым, звучным (настройщик).
П. Человек, профессия которого помогает людям иметь красивые прически (парикмахер).
Р. Человек, разводящий рыбу в искусственных водоемах (рыбовод).
А теперь поиграем в игру “Узнай профессию”.
Я перечисляю инструменты, а вы называете профессию:
– Указка, ручка, книга …. (учитель)
– Стетоскоп, градусник, шприц … (врач)
– Гаечный ключ, отвертка … (слесарь)
– Весы, калькулятор, гирьки …. (продавец)
– Кисти, краски, холст … (художник)
– Тряпка, ведро, швабра… (уборщица)
Обсуждение значения слова профессия (использование толкового словаря С.И. Ожегова).
Профессия – основной вид трудовой деятельности человека.
Профессия, когда люди заняты одним видом труда, требующих определенной подготовки и является источником существования.
Врач – лечит людей. Учитель – учит детей.
А директор – это профессия? Кроме понятия – профессия, есть еще и понятие – должность.
Должность – служебное место, связанное с исполнением определенных обязанностей. На должность выбирают ответственных, добросовестных людей. Кого у нас выбирают, назначают? Президента. Губернатора. Директора. Завуча.
Игра – конкурс “Профессия или должность”
врач | заведующий | бухгалтер |
директор | продавец | губернатор |
строитель | президент | шахтер |
завуч | бригадир | летчик |
Красным цветом (карандашом или ручкой) подчеркните слово, обозначающее должность; зеленым – профессию.
Подведение итогов.
В заключении классного часа давайте поиграем в игру “Какие профессии спрятались в именах”
Д Ф Ш А
|
А Н Д Ю Ш А |
Р О М А
|
Н И К И Т А |
Итог: Сегодня мы говорили, какие бывают профессии. На уроках рисования вы рисовали, кем вы хотите стать. Брали интервью у своих родителях об их профессиях. Это все для того, чтобы понять, что для выбора профессии надо стараться, как можно больше узнать о ней.
У меня растут года –
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Литература:
- Артюхова И.С. Воспитательная работа: занятия, игры, тесты. – Москва: Изд. “Первое сентября”, 2003
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.
- Журнал “Классный руководитель” № 2 2003 г.
- Селевко Г.К. Найди себя. М.: “Народное образование”, 2006 г.
- Ходырева Людмила Геннадьевна. Все профессии нужны”. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2007–2008. Материалы участников. DVD
- Словарь Ожегова С.И. М.: Российская Академия Наук Институт Русского языка им В.В.Виноградова, 2001с. 173, 626.