Система работы социального педагога

Разделы: Социальная педагогика


Перечень материалов:

  1. Карта индивидуального сопровождения
  2. План работы социального педагога
  3. Комплексный план работы по безнадзорности.
  4. Родительская конференция. “Жестокое обращение с детьми. Методы выявления и предупреждения”.
  5. Праздник для мам “День матери”.
  6. Презентация “Воспитание толерантности”.
  7. Выступление на родительском собрании “Воспитание толерантности”.
  8. План проведения антинаркотической акции “Советский –территория здоровья”.
  9. Педагогический совет. Тема: “Конфликты в классном коллективе”.
  10. Презентация “Взаимодействие социального педагога и классного руководителя”.

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях.

Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитации и коррекция.

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Педагогический коллектив стремится, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами, образовательного учреждения, обеспечивала, возможно, более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

Особенно актуальной проблема формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, так называемой “группе риска”. К категории детей “группы риска” обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д

Дети “группы риска” есть в каждом классе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в “группу риска”:

Отчуждение детей от семьи, школы и общества,

  • Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.,
  • Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка,
  • Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению),
  • Влияние дурной компании, окружения, социума (это особенно актуально, т.к. недостаточно стабильная организация социальной жизни микрорайона, отсутствие культурных, досуговых центров для подростков 13–16 лет, много учреждений дополнительного образования были закрыты, все это не способствует формированию здорового поколения),
  • Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним лицам,
  • Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.

Необходимо так же отметить приток приезжих из других городов и республик, государств. В этих условиях очень важной является задача формирование норм толерантного поведения как у учеников, так и у родителей. Многие прибывшие семьи в наш город находятся в социально-опасном положении: родители злоупотребляют спиртными напитками, не имеют своего жилья. Как правило, проживают на съемных квартирах, дачах в условиях, не соответствующих никаким санитарно-гигиеническим нормам. Отсутствие регистрации не позволяет многим приезжим получить постоянную, хорошо оплачиваемую работу.

К внутренним факторам риска относятся:

  • ощущение ребенком собственной ненужности,
  • низкая самооценка, неуверенность в себе,
  • недостаточный самоконтроль и самодисциплина,
  • незнание и непринятие социальных норм и ценностей,
  • неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях,
  • неумение правильно выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Как правило, ребенок получает клеймо “трудного”, если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы и методы.

Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы нашей школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а так же раннего семейного неблагополучия.

Профилактика в педагогике рассматривается как особый вид социально педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении ребенка.

Основная цель профилактической работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.

Для этого в школе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • Гуманный стиль общения между всеми участниками образовательного процесса,
  • Демократические принципы,
  • Разумная дисциплина и порядок, как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве.
  • Возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых

В 1999 году в России был принят Федеральный закон № 120 “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений”, регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми “группы риска”. Именно в правовой сфере утверждена совокупность правовых норм и процедур, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Цель моей деятельности как социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.

Задачи я ставлю перед собой следующие:

– предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

– обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

– социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

– обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

В работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:

  • Взаимопонимание,
  • Конфиденциальность,
  • Доверие,
  • Единство действий,
  • Гуманность,
  • Разумная требовательность,
  • Вариативность.

Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.

Я придерживаюсь следующего функционального алгоритма:

1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива школы, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.

В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.

Создание банка данных осуществляется совместно с инспекторами ОДН МОВД, участковыми социальными работниками СРЦ “Берегиня”, с представителями органов опеки и попечительства администрации МО “Советский”, здравоохранения и комиссиями по делам несовершеннолетних.

Банк данных составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.

Банк данных обучающихся ОУ, состоящих на различных учетах.

Класс Дата рождения Фамилия
имя учащегося
Состоит на учете.
 Дата постановки
Причина Ф.И.О.
родителей
Домашний адрес Кружки,
секции, клубы.
ОДН КДН ВШУ
                     

Список опекаемых детей.

Ф.И.О.
ребенка
Дата рожден. Свидетельство
о рождении, паспорт
Домашний адрес,
телефон
Класс Ф.И.О.
опекуна
Место работы опекуна

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.

С помощью диагностических методик происходит

  • выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,
  • определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,
  • положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях.
  • изучение интересов, способностей и склонностей ученика,
  • изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,
  • выявление уровня социального благополучия ребенка,
  • выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе

Мой диагностический инструментарий как социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.

Правильное и полное изучение личности ребенка, его окружения, семьи помогает правильно и полно выполнить третью функцию алгоритма.

3. Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания. По результатам диагностики мы определяем суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбираем психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.

Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении, они должны предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психологи, классные руководители, педагоги школы. В некоторых случаях план коррекции составляется на ПМПк школы.

На каждого несовершеннолетнего, подростка, находящихся в социально опасном положении или семью составляется карта индивидуального сопровождения. В ней ведется учет сведений о проведенной работе. (Приложение 1).

4. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних. Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей.

Ведущими методами, которые включены в этот план являются: социальный патронат, беседы, консультирование, и т.д.

В рамках индивидуальной профилактической работы происходит планирование деятельности (Приложение 2) по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних, поэтому необходимо:

  • распределение (сообразно целям и задачам деятельности) участия и ответственности всех привлеченных к реализации программы сторон (Приложение 3);
  • определение цели педагогического воздействия, средства, исполнителей;
  • способствование активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, формировать и поддерживать мотивацию на преодоление возникших трудностей;
  • предупреждение отклонения в поведении обучающегося
  • содействие в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации;
  • продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;
  • осуществление представительства и защиты прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики;
  • продумывание вовлечения обучающихся в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней,
  • необходимо предусмотреть изменения характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
  • способствование изменению условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы), привлекая для этой цели службы и ведомства системы профилактики.

Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.

Профилактическая работа школы направлена также на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы учеников – важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков.

Согласно Закону РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” с учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:

– изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучения навыкам общения,

– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся у занятиям,

– посещение на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, подготовкой к урокам, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время,

– психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей – предметников, классных руководителей с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению учащихся школы,

– индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися и их родителями,

– вовлечении подростков в социально значимую деятельность через реализацию проектов, программную деятельность, занятость их в учреждениях дополнительного образования, участия в школьных мероприятиях.

Для эффективной индивидуальной профилактической работы социальному педагогу необходимо тесное сотрудничество с психологом, с классными руководителями, родителями, ученическими коллективами, так как это обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни. Для успешной работы с детьми “группы риска” разработана модель сопровождения обучающихся “группы риска”. (Приложение 4).

Социальный педагог является активным участником процесса адаптации детей в социуме. В школе проводятся ПМПк по адаптации обучающихся 1-ых, 5-ых, 10-ых классов. Данное направление включает в себя и работу с педагогами, родителями. Сотрудничество с учителями необходимо, так как с ними ребенок взаимодействует больше всего. Оно осуществляется через консилиумы, мониторинги, семинары, повышающие уровень знаний учителей об особенностях личности ребенка и способствующие успешному формированию классного коллектива, повышению качества работы. Огромное значение играет работа с родителями: выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории и тематические родительские собрания, знакомящие с особенностями возраста ребенка, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений.

В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических средств и других психоактивных веществ, превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, социальной сфере и правопорядку.

Работа по формированию навыков здорового образа жизни.

В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп из работающих с детьми и молодежью – учителей, социальных педагогов, школьных психологов, врачей. Важным моментом в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, так как именно эта возрастная группа несовершеннолетних быстро втягивается в употребление наркотических и психоактивных веществ. В школе проводятся различные мероприятия посвященной профилактике наркомании.

В рамках акций проводятся классные часы, тренинги, конкурсы, игры по антинаркотической направленности “Советский – территория здоровья!”, по профилактике вредных привычек “Завоевывая вершины…”, “Стартинейджер” и др. специалисты выходят на родительские собрания.

Ежегодно в школе проводятся исследования информированности учащихся о проблемах влияния курения и других вредных привычек на организм показывают актуальность этой темы. Более 65% опрошенных 10–12-ти летних учащихся проживают в семьях курящих родителей, 10 % считают, что курение не наносит опасного вреда здоровью человека, 25 % учащихся пробовали курить или курят, но стараются это делать так, чтобы не знали родители.

С целью изменения отношения детей и подростков к наркотикам и формирования личной ответственности учащихся за свое поведение, формирования антинаркотических установок коллективом школы проводится большая работа. Сначала учащимся предоставляется объективная информация об отрицательном влиянии табака, алкоголя, наркотических веществ на организм человека, на различные органы. Организуются беседы врача-нарколога районной больницы.

Неотъемлемой частью профилактической работы школы является работа по формированию основ здорового образа жизни учащихся и их родителей, тем более, что понятие “здоровье” включает в себя здоровье физическое, психическое и нравственное.

Особое внимание в школе при формировании культуры здорового образа жизни уделяется созданию “моды на здоровье” в окружающих подростка условиях. Определенная система социально-педагогических мероприятий, формирующих сознание, духовность, индивидуальный образ жизни, направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Особое внимание в формировании ЗОЖ в школе уделяется вопросам психического (душевного) здоровья ребенка.

Работа ведется в нескольких направлениях:

  • Диагностическая, коррекционно-развивающая деятельность социально-психолого-педагогической службы (выявление причин возникающих проблем на начальной стадии, работа по ликвидации проблем через тренинги, индивидуальные занятия, беседы и т.д.),
  • Организация рационального питания (особое внимание уделяется учащимся льготных категорий),
  • Формирование валеологических знаний у учащихся и их родителей через стенгазеты, родительские собрания, анализ результатов медицинских осмотров на родительских собраниях,
  • Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб,
  • Контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся со стороны администрации,
  • Оказание подросткам “группы риска” психолого-социальной поддержки (психокоррекционная профилактика зависимостей, индивидуальные консультации, часы общения, коррекционно-развивающие занятия психологов с детьми, имеющими отклонения в развитии (классы компенсирующего обучения У11 вида),
  • Вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность, в классные и школьные КТД, учреждения дополнительного образования.

Охват кружковой и спортивной работой детей “группы риска”.

Уч. года 2006–2007 уч. год 2007–2008 уч. год 2008–2009 уч. год
Проценты 87 %

92 %

96 %

Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом:

– Представление учащимся объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотиков и ПАВ на организм человека.

– Формирование у учащихся негативного отношения к вредным привычкам.

– Формирование противостоять давлению сверстников, предлагающих спиртные напитки, табачные изделия, ПАВ и наркотические вещества.

С целью профилактики вредных привычек, формирования здорового жизненного стиля, пропаганды ЗОЖ среди детей и подростков в школе проводится Дни здоровья, акции “Покоряя вершины”, “Советский – территория здоровья”, “ХХ1 век – без наркотиков”, спортивные соревнования, “Веселые старты”, “Папа, мама, я – спортсмены”, конкурсы плакатов и рисунков.

Учащиеся получают информацию о законах, правовой системе, своих правах и обязанностях на уроках обществознания, правовых классных часах, в коллективных мероприятиях, таких как “Брейн – ринг”, “Круглый стол” и др.

В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической и индивидуальной работе со всеми участниками образовательного процесса, обработке механизмов взаимодействия со службами системы профилактики, формированию установок на ЗОЖ, пропаганде физкультуры и спорта. В течение месячников проводятся:

  • Анкетирование участников образовательного процесса с целью выявления уровня правовых знаний, показавшее недостаточную осведомленность части родителей и обучающихся и дальнейшей работы по данному вопросу среди участников образовательного процесса,
  • Знакомство родителей на родительских собраниях, на которых рассматривались вопросы правового просвещения, знакомились с нормативно-правовыми документами, регулирующими процессы воспитания и образования в семье и школе, рассказывали о правах и обязанностях учителей, детей и родителей, рассматривали ситуации, требующие помощи родителям в вопросах семейного воспитания. К проведению собраний привлекались инспектор ОДН, КДН.
  • Велась инд. работа инспектора ОДН, КДН с учащимися и их семьями, состоящих на различных видах учета.
  • В рамках программы “Преемственность” для родителей и детей, поступающих в школу, организовано консультирование ППС. Педагоги школы выходили на родительские собрания в детские сады,
  • Проводились индивидуальные и коллективные беседы специалистов служб системы профилактики (социального педагога, педагога-психолога, инспектора ОДН МОВД, специалиста КДН и др.).

Профилактическая работа с обучающимися, пропускающими учебные занятия.

В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающих учащихся, коррекционно-развивающие занятия с ними, деятельность по выявлению необучающихся детей. Основные формы работы школы в этом направлении: разработаны модель сопровождения и алгоритм работы с обучающимися, пропускающими учебные занятия, проведение семинаров и педагогических совещаний для педагогов школы, правовое просвещение детей и их родителей (Приложение 6 и Приложение 7).

Ежемесячно классные руководители отчитываются о пропусках уроков, сдают письменные отчеты. (Приложение 8).

Социальный педагог собирает информацию и предоставляет ее заместителю директора по ВР. В последствии результаты заслушиваются на МО классных руководителей, на пед. совещаниях, пед. совещаниях при директоре. Принимаются решения и проводится работа по ликвидации пропусков без уважительной причины: устанавливаются причины пропусков, проводятся беседы и консультации с обучающимися, их родителями, привлекаются различные специалисты, проводится совместная работа со специалистами ОДН и КДН (по мере необходимости).

В согласии с Законом РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” в школе сформирован Совет по профилактике правонарушений. Совет по профилактике создается по приказу директора. План работы утверждается на учебный год. Совет по профилактике правонарушений организует и проводит работу с учащимися и их родителями. Заседания проводятся совместно с психологами, инспекторами ОДН, с приглашением родительской общественности.

Воспитание потребностей и навыков правомерного поведения требует формирования в школьном коллективе отношений, основанных на строгом выполнении законов школы, общества, государства. Этому способствует регулярное проведение заеданий Совета по профилактике правонарушений школы, где неоднократно рассматривались персональные дела учащихся, пропускающих учебные занятия, имеющих неудовлетворительные отметки, совершившие какие-либо проступки или правонарушения, заслушивались отчеты классных руководителей о работе с подростками, находящихся в социально опасном положении, представлялись результаты диагностики социально-педагогической запущенности детей и т.д.

В 2008–2009 уч. году было проведено 6 заседаний Совета, на которых рассматривались вопросы: анализ работы классных руководителей по вовлечению детей “группы риска” в кружки, секции, клубы по интересам (октябрь); воспитательная работа в классах по профилактике девиантного поведения учащихся (ноябрь); анализ причин конфликтных ситуаций в классных коллективах, роль педагогов школы в ликвидации конфликтов (январь); деятельность школы по ранней профилактике и предупреждению правонарушений школьников (март); организация летнего отдыха учащихся льготных категорий (апрель). (Приложение 9).

На заседаниях Совета по профилактики правонарушений регулярно заслушиваются вопросы поведения и успеваемости подростков “группы риска”, приглашаются родители не в полной мере выполняющие свои родительские обязанности в воспитании и образовании детей и др.

Проводимая школой работа по профилактике девиантного поведения обучающихся порой является единственным сдерживающим фактором для некоторых несовершеннолетних детей и подростков, поэтому организация деятельности школы в этом направлении – одна из важных задач, стоящих перед педагогическим коллективом

Совместно с психологом, классными руководителями и заместителем директора по ВР в начале учебного года составляется комплексный план работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений; план работы Совета по профилактики правонарушений, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной и антинаркотической пропаганде.

Взаимодействие специалистов в работе и оказании помощи и поддержки детям “группы риска”.

На рост правонарушений, асоциального поведения подростков оказывает множество факторов. Данная проблема является серьезной и должна решаться совместными усилиями семьи, школы, общественности. Школа организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики. Партнерские отношения педагогов со всеми заинтересованными службами, сотрудничество с ними так же способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка. Социальный педагог работает в тесном контакте с различными ведомствами: милицией, органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, здравоохранением и т.д.

Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: КДН при администрации района, ОДН при районном отделении милиции , отделом опеки и попечительства при администрации района, управлении социальной защиты населения, центральной больницей и другими лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями культуры, социальным центром реабилитации “Берегиня” (участковые социальные работники), библиотеками и др.

Проводимая работа школой совместно со службами и ведомствами системы профилактики в 2008–2009 уч. году:

  • Комитет по делам несовершеннолетних помог организовать летний отдых 10 учащимся,
  • Для детей из 12 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отделом по опеке и попечительству выделены бесплатные путевки в летние оздоровительные лагеря,
  • В течение учебного года большое внимание школа оказывала обучающимся детям – инвалидам приглашала на праздники, дарила подарки.
  • Молодежная биржа труда “Шанс” помогла в трудоустройстве подростков из социально-незащищенных семей, детей “группы риска”.
  • Отдел опеки и попечительства оказал помощь в устройстве в СЦР “Берегиня” детей из неблагополучных семей.– 5 человек.

С целью предупреждения правонарушений, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизация совместной деятельности школы и служб и ведомств системы профилактики в работе по этому направлению в школе разработана следующая система мероприятий:

  • Участие в различных рейдах, помогающих в выполнении закона “Об образовании”, в межведомственных акциях “Милиция и дети”, “Мир без наркотиков” и др.
  • Дни инспектора, во время которых проводится индивидуальная и коллективная профилактическая работа инспектора ОДН: беседы, консультации учащихся и родителей, работа с документами, собеседования с классными руководителями, состоящих на различных учетах, посещение семей совместно с педагогами школы.
  • День здоровья,
  • День защиты детей,
  • Советы по профилактике и правонарушениям.
  • Рейды и патронаж семьей, где требуется социально-педагогическая поддержка.

Систематически раз в месяц, а так по острой необходимости проводятся рейды вместе с инспекторами ОДН и КДН, специалистами опеки и попечительства при администрации района, участковыми социальными работниками в семьи с целью проверки жилищно-бытовых условий, условий проживания учащихся, их занятости во внеурочное время. Итоги рейдов доводятся до сведения классных руководителей в индивидуальных беседах, на ПМПк школы.

Учет положительной динамики по показанию правонарушений.

Вид учета 2006–2007 уч. год 2007–2008 уч. год 2008–2009 уч. год
КДН 3 чел. 2 чел. 0 чел.
ОДН 8чел. 5чел. 0 чел.
ВШК 4 чел. 4 чел. 2 чел.

Из таблицы видно, что снижается количество детей группы риска. Это объясняется тем, что классными руководителями, социальным педагогом и администрацией школы ведется большая профилактическая работа по предупреждению правонарушений: проводятся индивидуальные беседы с детьми, родителями, на классные часы приглашаются работники ОДН, КДН, производится патронат семей, где есть дети группы риска.

Приятно отметить, что снижается количество детей, состоящих на внутришкольном учете. Есть ребята, которые активно участвуют в различных общешкольных и районных мероприятиях, предметных олимпиадах.

Предупредить ошибки в работе с педагогически запущенными детьми поможет:

– конкретность воспитательной работы, четкость в распределении обязанностей, планирование действий педагогов и школьников, личная ответственность каждого воспитателя;

– координация воспитательной работы, направленной как на детей, так и на их родителей;

– сочетание всех видов планирования (общее, классное, индивидуальное, перспективное, текущее, рабочее) и система контроля за осуществлением плана;

– максимальное привлечение к воспитательной работе (планированию, организации, проведению) самих детей.

Профилактическая работа с неблагополучной семьей.

Семья – основа первичной социализации личности.

Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно полноценно воспитать ребенка, но не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному развитию.

Неблагополучная семья – это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.

Каждая неблагополучная семья неблагополучна по-своему. Неблагополучие детей в семье может быть разным: от напряженной конфликтной атмосферы из-за взаимной неприязни взрослых до отсутствия элементарной заботы о ребенке со стороны родителей; неблагополучие может быть скрытым, не проявляться в яркой форме, когда родители, сам ребенок скрывают происходящие неблагополучные процессы в семье.

В современных условиях, когда большинство родителей озабочено решением проблем экономического плана, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция их самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детского развития, они порой, осуществляют воспитание интуитивно. В таких семьях нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми, и как следствие, авторитетом становится внешнее, иногда негативное окружение, что приводит к уходу ребенка из семьи.

Совсем недавно все проблемы воспитания, обучения, сопровождения ребенка осуществляли только педагоги школы. Однако вопросы психического здоровья, гармонического развития и адекватной социализации личности не всегда бывают решаемы учителями.

Исследования, проводимые психологами, показывают, что в настоящее время многие дети обладают неуравновешенной психикой. Причин этому много, в том числе и низкий материальный и уровень жизни отдельных семей, когда родители думают не о духовном потенциале ребенка, а как его прокормить.

Создавшееся положение наряду с другими субъективными и объективными причинами способствует детской безнадзорности и преступности и других негативных явлений в детской, подростковой среде. В таких семьях родители сначала не уделяли внимания своему ребенку, пустив воспитание на “самотек”, потом, когда появились первые проблемы, не шли на контакт со школой, не контролировали ребенка и покрывали его проступки, а затем родители перестали справляться с ситуацией, произошло отчуждение ребенка от семьи.

Как показывают данные исследований и наблюдений, проблемы, в которые погружены неблагополучные семьи, условно могут быть квалифицированы как социальные, правовые, медицинские, педагогические, психологические, материальные и т.д. По данным диагностик, проводимых в школе можно выделить несколько форм неблагополучных семей:

  • Семьи, где родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей (не обеспечивают необходимой одеждой, медицинской помощью; антисанитарные условия жизни, периодическое отсутствие родителей дома без уважительной причины, оставление ребенка одного дома без контроля со стороны взрослых);
  • Бытовое пьянство родителей (систематическое употребление родителями спиртных напитков, сбором по месту жительства посторонних лиц для распития спиртных напитков);
  • Семьи, где родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • Безработные родители или временно неработающие,
  • Благополучные с виду семьи, но в семье нет тесных эмоциональных связей, ребенок чувствует себя одиноким, нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми, потеря родителями авторитета перед ребенком,
  • Гипоопека (частичное выполнение родителями своих родительских обязанностей, а фактически ребенок основное время предоставлен сам себе, родители не контролируют его свободное время, его общение, и занятия).

Профилактика дезатаптации детей и проблем детей “группы риска” в первую очередь заключается в раннем выявлении неблагополучных, проблемных семей. Чем раньше выявлена таковая семья, тем больше шансов ее реабилитировать, сделать все возможное для того, чтобы ребенок остался в семье с родителями.

Для раннего выявления семей, находящихся в социально-опасном положении у нас есть несколько источников:

  1. Родственники ребенка. (Ко мне приходят родственники, которые проявляют тревогу о несовершеннолетних детях, о тех проблемах, которые существуют в семьях их родственников),
  2. Отдел опеки и попечительства администрации района.
  3. Врачи детской поликлиники.
  4. Жильцы микрорайона, соседи.
  5. Комиссия по делам несовершеннолетних.
  6. Отдел по делам несовершеннолетних МОВД.
  7. Выявление неблагополучных семей происходит и при поступлении ребенком в школу. Для знакомства с семьями классные руководители 1-ых и 5-ых классов посещают семьи обучающихся. При обнаружении какого-либо неблагополучия семьи сразу ставят в известность меня как социального педагога.

Банк данных составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.

Банк данных семей, находящихся в социально-опасном положении.


п.п.
Ф.И.О.
родителей
Дата рожден. Домашний адрес Индекс семьи Ф.И.О.
детей, проживающих в семье
Дата рождения Школа,
класс
               

При выявления неблагополучной семьи мы придерживаемся следующего алгоритма работы, включающего в себя несколько этапов:

  • 1-ый этап: знакомство с членами семьи, Проводится первичное обследование жилищно-бытовых условий,
  • 2-ой этап: осознание и определение проблем, существующих в ней путем бесед, наблюдений,
  • 3-ий этап: анализируются и выясняются причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, ценностные ориентации, личностные качества членов семьи. Проводится диагностика внутренних отношений к друг другу, социуму, школе.
  • 4-ый этап: знакомство с ее окружением, социумом, социальными связями,
  • 5-ый этап: составление карты семьи,
  • 6-ый этап: профилактическая работа с семьей,
  • 7-ый этап: анализ результатов работы с семьей, планируются дальнейшие действия.

Для более успешной профилактической работы создается банк данных семей, требующих социально-психолого-педагогической помощи. Данные семьи ставятся на внутришкольный учет.

Банк данных неблагополучных семей.


п.п.
Ф.И.О.
родителей
Дата рожден.
родителей
Место
работы родителей
Домашний адрес Индекс семьи Ф.И.О.
детей, проживающих
в семье
Дата рождения детей Школа,
класс
Основания
постановки на учет
Проводимая
работа

“П”– полная,

“Н”– неполная,

“Б”– безработные родители,

“Нб”– неблагополучная,

“М”– малообеспеченная,

“МН”– многодетная,

“А” – алкоголизация,

“Г” – гипоопека.

В современных условиях, когда большинство родителей озабочено решением проблем экономического плана, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция их самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детского развития, они порой, осуществляют воспитание интуитивно. В таких семьях нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми, и как следствие, авторитетом становится внешнее, иногда негативное окружение, что приводит к уходу ребенка из семьи.

Педагоги школы не берут на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как обычно это порождает иждивенческую позицию членов семьи. Для работы с такой семьей разрабатываются конкретные меры, чтобы помочь родителям почувствовать необходимость заботы о своем ребенке.

Индивидуальная профилактическая работа с семьей проводится в комплексе, применяются разнообразные формы и методы, привлекаются специалисты различных ведомств:

  • Индивидуальные беседы,
  • Посещение семьи,
  • Привлечение необходимых специалистов: психологов, юристов, инспекторов ОДН, КДН, медиков (по необходимости),
  • Консультации по различным вопросам,
  • Работа с социальным окружением семьи, родственниками, соседями,
  • Помощь в получении утраченных документов,
  • Помощь в получении определенного статуса (например: малоимущей, многодетной и др.),
  • Вовлечение семьи в социально-значимую деятельность, в школьные мероприятия,
  • Организация каникулярного и летнего отдыха детей.

Вопросы профилактической работы с детьми и неблагополучными семьями всегда стоят на постоянном контроле у администрации школы, рассматриваются на заседаниях МО классных руководителей, Совета по профилактике правонарушений, школьного ПМПк, где обсуждаются трудности, возникающие в неблагополучных семьях, намечаются пути их преодоления. Кроме этого, проводится следующая работа с родителями: индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории и тематические родительские собрания, знакомящие с психическими особенностями возраста ребенка, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений

Специалисты, оказывающие помощь и поддержку детям группы риска, испытывают большие затруднения в работе с неблагополучными семьями, в которых живут дети. Школа тесно работает с КДН, координирующего профилактическую работу в районе, способствует решению многих вопросов в работе с семьями, находящихся в социально-опасном положении.

В связи с тем, что проводимая профилактическая работа с некоторыми семьями не всегда имеет положительный результат (родители отказывались приходить в школу, не являлись на заседания Совета по профилактике, нарушали права детей на получение образования),

С целью воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, администрация школы была вынуждена обратиться за помощью к руководителям предприятий, на которых работают родители.

Не каждой семье можно помочь. Иногда кризис семьи и неблагополучие достигают такого уровня, что остается один выход – изъять ребенка из семьи, поместить его в учреждение социальной реабилитации.

Структура семей учащихся школы.

Категория семей Кол-во (на 1 учащегося)
2006–07 2007–08 2008–09
1. Полные семьи 353 396 341
2. Неполные семьи 190 136 214
3. Неблагополучные семьи 22 18 16
4. Многодетные семьи 54 53 55
5. Семьи, где есть опекаемые дети, приемные семьи 21 21 22
6. Семьи, где есть дети-инвалиды 30 26 22
7. Малообеспеченные семьи, с доходом ниже прожиточного минимума 46 48 70
8. Семьи, где есть судимые 3 4 4

Из таблицы видно, что снижается количество полных семей. Это отрицательно сказывается на развитие личности ребенка, ее коммуникативную и поведенческую сферу. Ребенок усваивает искаженные стереотипы семейного поведения и может в дальнейшем копировать неполную модель семьи. Остается стабильным показатель неполных семей.

Наблюдается положительная динамика в числе неблагополучных семей – их количество становится меньше с каждым годом. Причиной этого является планомерная систематическая профилактическая работа всех специалистов, которые задействованы в системе профилактики.

Стабильными остаются категории семей с опекаемыми детьми. С каждым годом растет число многодетных семей и семей с приемными детьми.

Но сохраняется тенденция к увеличению числа малообеспеченных семей. Это происходит потому, что родители потеряли работу или же их достаток меньше прожиточного минимума. Хотя положительно то, что при хорошей разъяснительной работе родители из семей, где не хватает средств, определяются со статусом, что позволяет получать им определенные льготы (даже по второму горячему питанию ребенка в школе).