Необходимость совершенствования качества учебно-воспитательной работы в целом, и, в частности, эстетического воспитания, вызвала мое решение о разработке и экспериментальной проверке единой системы эстетического воспитания учащихся в средней школе.
В настоящее время в базовых школах внедряется всеобщее обязательное обучение искусствам в школе. “Если в 1–3-х классах мы сумеем дать детям основы художественного воспитания, в 4–7-х – художественную грамотность, владение многообразными средствами изображения, то в старших 8–10-х классах мы должны привить молодежи основы художественной культуры”.
Эстетическое воспитание осуществляется и на уроке, и системой внеклассных мероприятий (беседы и лекции, групповая и кружковая работа, НОУ, организованное посещение учащимися художественных и краеведческих музеев, походы и экскурсии). Стараюсь показать детям искусство как живое и радостное проявление жизни через уроки физики, сделать их яркими, нескучными, запоминающимися.
Физика – наука естественная, фундаментальная, ее строгий язык описания позволяет получить максимально емкое и точное знание об объекте исследования. В новых учебных программах значительное внимание уделяется методам научного познания, что необходимо для формирования научного мировоззрения.
Научный метод исследования как таковой подразделяется на эмпирический и теоретический, а эмпирический, в свою очередь, выделяет:
– наблюдение – восприятие явлений действительности с поставленной целью;
– описание – сведения о наблюдаемых объектах, зафиксированные с помощью средств языка;
– измерение – возможность сравнения различных объектов, по каким – либо признакам;
– эксперимент – наблюдение, которое производят в специально созданных условиях, позволяющих восстановить ход явлений при их повторении.
В современной естественно-научной картине мира имеет место саморазвитие, в ней обязательно присутствует человек и его мысль. Эта картина эволюционна и необратима, а естественно-научное знание в ней неразрывно связано с гуманитарным.
Предполагается, что школьный курс физики должен являться не только источником фундаментальных знаний о явлениях природы, но и вносить существенный вклад в развитие ученика, формировать у него диалектическое мышление, научить ориентироваться в шкале культурных ценностей. При этом активизация самой познавательной деятельности учащихся относится к числу наиболее существенных проблем современной педагогической науки и учительской практики.
На уроках я часто подчеркиваю важность органов чувств человека для наблюдения за явлениями природы, одновременно указывая на то, что, полагаясь на одни только органы чувств, при определенных обстоятельствах можно легко ошибиться. Пример – известные оптические парадоксы или опыты по восприятию степени нагретости тела на ощупь.
Чрезмерная абстрактность учебного материала приводит к потере интереса к предмету.
Оживляю изложение материала и облегчаю понимание разбором близких и знакомых моим ученикам из повседневной практики примеров, используя слайды, фотографии, картины художников, музыку, отрывки из прозы и поэтические строки.
Работая над проектом “Ритм. Звук. Свет”, мне с детьми удалось подобрать серию картин и музыкальных произведений, наглядно демонстрирующих законы физики через восприятие музыки и света. Уже много лет я вожу ребят в многодневные походы по нашему краю. Гуамское ущелье и водопады Руфабго, плато Лаго-Наки и Азишская пещера – одни из красивейших мест на нашей земле. Видеоматериал, отснятый моими учениками и мною после таких походов и поездок, подбор музыки к готовым слайдам или видеофильмам – это часть работы. Ребята учатся наблюдать, исследовать, обобщать, а я всегда могу найти исходные моменты для активизации познавательной деятетельности учащихся во всех темах программах.
Проверка закона Бойля-Мариотта в Азишской пещере, причины возникновения цвета камней, найденных в горах и на побережье Черного моря, у ручья Руфабго, уравнение Бернулли, изменение макропараметров (P, V, T) системы в разных точках маршрута, определение влажности воздуха, причины появления или отсутствия эха, шум листьев и водопада, образования радуги, игра света и тени – вот небольшая часть качественных и экспериментальных задач по физике. А если такие уроки (на природе или в классе) сопровождаются еще и рассказом из истории, чтением отрывка из произведений прозаиков или поэтов – будете уверены, что дети эту тему запомнят надолго.
Эстетическое развитие надо рассматривать на составную часть общего психического развития ребенка. Эстетическое восприятие, как полное содержательное освоение предмета, имеет 2 стадии: первая стадия – “живое созерцание”, первоначальная эмоциональная увлеченность, непосредственное переживание явления действительности или искусства; вторая стадия – “абстрактное мышление”, обдумывание, анализ.
Необходимо обращать особое внимание на формирование способностей, являющихся условиями успешного выполнения определенных видов деятельности: общие, специальные (литературные, математические, художественные и др.) и практические. Некоторые исследователи считают, что наука разрушает красоту, поэзию и восприятие жизни: например, научное объяснение природы света разрушает поэтическое восприятие радуги. Наука – это область человеческой деятельности, результатом которой является система знаний об окружающем мире, законы его развития. Результат художественного освоения – реалистическая картина мира в его целостности, в художественных образах. Таким образом, и наука, и искусство имеет один общий объект – материальный мир и в совокупности дают реалистическую картину развития природы и общества; научное и художественное познание представляют собой две стороны единого целого, взаимопроникающие, взаимодополняющие друг друга, ведь и в научном исследовании нужна фантазия, изобретательность, умение угадывать, интеллектуальные и эстетические чувства. Экспериментально доказано, что творчески мыслящие учащиеся отличаются от детей, просто способных к усвоению знаний, большей глубиной и богатством течения чувств. Способность к творческой деятельности предполагает сочетание интеллекта и богато развитой чувственной среды.
Научно-исследовательская работа учащихся в школе, в т.ч. в физико-технической секции “Архимед” при НОУ “Эврика” – неотъемлемая часть всей системы учебно-воспитательной работы, развивающей творческую активность детей. Результат работы физико-технической секции в течение последних пяти лет показал, что дети, занимающиеся в кружках и секциях, научных школьных обществах активнее работают на уроках, они – мои помощники при подготовке и проведении различных внеурочных мероприятий, они – участники муниципальных, краевых и российских конкурсов.
Особое место в достижении единства эстетического образования и воспитания занимает наглядность. Она вводится в процессе преподавания с целью достижения полного и правильного понимания учащимися научных вопросов, закрепления знаний, возбуждения воображения, эмоционального состояния, для повышения интереса, увлеченности материалом урока.
Известны 3 вида наглядности: предметная, изобразительная, звуковая. В современном учебном процессе все большее значение приобретает применение технических средств. С появлением информационно-коммуникационных технологий на образовательный процесс оказывается существенное влияние. Использование мультимедийного проектора и интерактивной доски позволяет более эффективно управлять учебным процессом, влиять на его результат. Меняется эстетика урока. В руках учителя мощный инструмент для большей привлекательности занятий. Оживляются схемы в задачах на движение, развивается наблюдательность, внимание, наглядно-образное мышление, формируются навыки анализа и синтеза: устанавливается причинно-следственные связи. Цветовое оформление урока существенно влияет на его эстетику, на настроение учащихся. Звуковая иллюстрация является дополнительным каналом информации.
Весь урок должен быть построен таким образом, чтобы он вызывал интерес у учащихся, стремление быть активным и самостоятельным во всех направлениях, в т. ч. в отношении к искусству и вопросам эстетического воспитания. Принцип всесторонности требует создания обстановки, соответствующей развитию прекрасного, широкого использования труда в эстетическом воспитании, осуществления эстетического воспитания средствами природы в процессе преподавания каждого учебного предмета, его специфическими средствами, проведения художественно – образовательной работы в области всех видов искусств.
Моя опора и помощники – ребята из физико-технической секции “Архимед”. Они лепят великолепные глиняные игрушки, выпиливают, выжигают, моделируют и изготавливают хорошие макеты, рисуют. Они “рисуют физику”, принося свои работы на урок, с удовольствием работая в кабинете.
Сочетание теоретических знаний по физике и в области эстетики с овладением практическими и художественными навыками позволяет поднять общий и культурный уровень ученика, расширить его кругозор и интересы, подготовить к осуществлению системы эстетического воспитания на уроках физики и во внеурочной работе.