Цели:
- Проверить правила о сложных словах, алгоритм написания этих слов.
- Проверить умения находить и составлять сложные слова.
- Развивать:
– коммуникативные навыки через работу в парах;
– умения самоорганизации, самооценки.
Оборудование: таблички со словами, магнитные буквы, кроссворд.
I. Организация класса на работу.
П. Сообщение темы и цели урока.
– Начинаем урок русского языка по теме... По какой теме?
– Вспомним наш первый урок. Какой план работы мы с Вами составили?
- Узнать, что такое сложные слова. (Сложные слова – ?)
- Правописание сложных слов.
- Алгоритм (памятка) работы по правописанию сложных слов.
- Тренируемся .
- Подводим итоги.
– Сегодня мы будем подводить первые итоги: проверим наши знания и умения. Работать будем в парах сменного состава.
III. Повторяем правило.
– Как всегда, сначала повторим теорию. 11сред Вами проверочные и копiрольные раСниы.
Первое задание: Прочитать задание (хором). Все понятно.
Выполняем.
– Поставили себе оценку. Открыли памятки и проверили.
IV. Проверка умения находить сложные слова и их правописание.
а) Сейчас мы проверим, как умеем находить сложные слова. Карточка № 2. Работаем в парах.
№ 1 | № 2 |
№ 4 | № 3 |
Лишние слова зачеркиваем.
А в сложных словах что зачеркиваем?
Карточка № 2. | |
Выпиши только | сложные слова. Выдели корни. |
садовый | перелесок |
садовод | лесовод |
разрубить | лесничий |
лесоруб | пешеход |
мясорубка | переход |
Выпиши только сложные слова. Выдели корни. | |
волновался | самокат |
волнорез | походный |
рыбный | скороход |
рыболов | |
самовар |
– Сделали. Оцепили свою работу в парах.
– Проверяем цепочкой. (Дети называют слово, а учитель – табличку на доску).
б) Правописание соединительной гласной в сложных словах.
– Теперь работаем по карточке № 3. Что будем делать? (Вставить соединительную гласную).
– По карточке работаем самостоятельно, а проверяем друг друга, в парс ставим оценку.
№ 1 | № 2 |
№ 4 | № 3 |
водопад камнепад лежебока белоручка мореплаватель |
путепровод ледоход землекоп садовод пешеход |
Карточка № 3.
Определи, какую букву необходимо писать на месте пропуска.
пут_провод
лед_ход
земл_коп
пеш_ход сад_вод
Карточка № 4.
Определи, какую букву необходимо писать на месте пропуска.
вод_под
камн_пад
леж_бока
бел_ручка
мор_плаватель
А теперь меняемся местами № 3 и № 4.
Чья пара составит как можно больше сложных слов с данными корнями. Выделить корни. Подчеркнуть соединительную гласную.
...вод садовод лесовод пчеловод животновод полевод |
сам... самосвал самокат самолет самовар самоделкин |
Карточка № 4. | |
Запиши сложные слова с данными корнями. Выдели корни. | |
Подчеркни соединительную гласную. | |
...вод | сам... |
...вод | сам... |
...вод | сам... |
...вод | сам... |
...вод | сам... |
вод... водохранилище водолаз водосток водоканал водонос |
...пад листопад камнепад снегопад водопад звездопад шишкопад |
Карточка № 5. | |
Запиши сложные слова с данными корнями. Выдели корни. | |
Подчеркни соединительную гласную. | |
вод... | ...пад |
вод... | ...пад |
вод... | ...пад |
вод... | ...пад |
вод... | ...пад |
VI. Творческая страничка.
– Пришло время игры. Одни играют в игру “Перекресток”, а другие должны отгадать сложное слово. Не думайте, что задание легкое. Надо быть внимательным
– Приступаем (5 мин.).
Проверка: слово из кроссворда, слово из предложения.
Карточка № 6.
Допиши сложные слова.
- Человек низкого роста
- Человек, который любит узнавать новое
- Человек, у которого добрая душа____________
- Жук, поедающий кору деревьев___________
- Кастрюля, которая быстро варит __________
- Поток воды, падающий с большой высоты
- Аппарат, который сам летает по воздуху _________
Игра “Перекресток”:
– Запишите слова по горизонтали.
- Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез)
- Судно, приводимое в движение паровым двигателем. (Пароход)
- Большой чайник. (Самовар)
- Русская народная игра – пляска. (Хоровод)
- Лес. поваленный бурей. (Бурелом)
- Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства. (Самотек)
- Огнестрельное оружие. (Пулемет)
с | з | |||||
а | о | |||||
м | в | |||||
о | ||||||
р | л | |||||
а | е | |||||
п | т |
VII. Итог урока:
А) Со сложными словами мы сегодня не прощаемся. С ними будем работать еще не один раз. Понравились Вам сложные слова?
Б) Рефлексия
Мне на уроке понравилось...
Я могу себе поставить за задания оценку _____, потому, что...