Цели :
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности;
- выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
- развитие процессов осознанного планирования своего будущего;
- формирование способности к самокритичной и объективной оценке своих реальных возможностей;
- осознание индивидуальных психологических качеств и личностных особенностей.
Оборудование:
- компьютерная диагностика ПРОФИ – 2.(ООО НПФ “Амалтея”, 2007год),
- индивидуальные папки каждого учащегося, созданные по материалам методики ПРОФИ– 2,
- итоговая таблица для каждого ученика
Литература:
- Материалы Фестиваля “Открытый урок” 2008–2009 год
- Материалы тренингового занятия для учащихся 9 классов “Погружение в мир профессий”. Авторы: Аврамова Н.А., Павлова Н.В. МОУ “СОШ п. Опытный Цивильского района Чувашской Республики”
- Профориентационная система ПРОФИ –II программа компьютерной обработки блока психологических тестов (ООО “НПФ “Амалтея”, 2007год)
- Селевко Г.К, Болдина В.И., Левина О.Г. “Управляй собой” (серия “Самосовершенствование личности”, Народное образование, 2001год)
Ход занятия
1. Разминка.
– Игра “Радистка” (рукопожатие по кругу).
– Визитка – назвать свое имя.
2. Игра “Самая-самая”.
Цель: введение в атмосферу занятия.
Описание игры: участники стоят в тесном кругу.
– Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий,
а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени
соответствуют данной характеристике.
Участникам предлагаются следующие характеристики:
· самая зеленая профессия;
· самая сладкая профессия;
· самая денежная профессия;
· самая волосатая профессия;
· самая детская профессия;
· самая неприличная профессия;
· самая смешная профессия;
· самая общительная профессия;
· самая серьезная профессия……..
3. Энергизатор “Присядьте на рабочее место те, кто...”
Участники стоят в кругу. Ведущий называет какое-либо условие. Те, кому это подходит, присаживаются за компьютерные столы.
Ведущий
. Пересядьте те, кто...- Кто хочет работать в Лотошинском районе.
- Кто хочет получать много денег.
- Кто хочет работать в школе
- Кто хочет получить высшее образование.
- Кто интересуется машинами.
- Кто не хочет идти работать.
- Кто выбирает профессию как у родителей.
- Кто еще не выбрал профессию
- Кто хочет быть начальником.
- Кто хочет стать известным и крутым
4. Беседа “Хочу – Могу – Надо”.
Ведущий. Что нужно для правильного выбора профессии?
Знание профессий, знание своих интересов, способностей и качеств, знание рынка труда.
Задание: Напишите, что характерно для ваших Х-М-Н?
Кем бы вы хотели стать, каковы ваши способности, качества, какие профессии наиболее востребованы сейчас?
(Практика показывает, что учащимся тяжело заполнить предложенную схему. В связи с этим ведущий делает вывод о недостаточности знаний, умений для выбора профессии).
5. Знакомство с целями, задачами занятия.
Психолог рассказывает участникам о целях и задачах занятия
Вступительное слово.
Девизом нашего занятия станут слова великого Гете.
“Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя”
Юношеский возраст – это время перехода к самостоятельной жизни, формирование собственного мировоззрения и самосознания, принятие ответственных решений. Осознать и овладеть своим внутренним миром – значит уметь управлять своими действиями, поступками, самим собой.
Самоуправлением, по существу, являются все процессы самосовершенствования: и самовоспитание, и самообучение, и самоутверждение, и самоопределение, и, конечно же, будущая самореализация личности. Все эти процессы начинаются с познания себя, тщательного анализа своих “Я”.
Сегодня мы продолжим познавать себя. В этом нам поможет компьютерная диагностическая методика ПРОФИ – 2. Некоторые тесты мы уже выполнили. Узнали многое про себя. Все результаты занесены в итоговую таблицу (Приложение 1)
– Сегодня вы узнаете свою работоспособность с помощью Теппинг-теста и некоторые свойства личности, влияющие на межличностные отношения с помощью конструктивного рисунка человека.– Результаты продолжим заносить в итоговую таблицу.
– Необдуманный выбор часто имеет негативные последствия, как для отдельной личности, так и для общества в целом.
“Нельзя вести домашнее хозяйство, не подходя к плите. Нельзя поймать рыбу на удочку, не забросив крючок. Нельзя достичь своей цели, не прилагая усилий”
Кэти Селигман (журналистка)
– От чего зависит Ваш выбор?
(От личностных характеристик, способностей и направленности, от физического состояния, от требований, предъявляемых к человеку профессией, от социального заказа.)
Завершение. Игра “Биржа труда”.
Мы выявили ваши интересы, способности, склонности, готовность к выбранной профессии, а теперь посмотрите на свои результаты и попробуйте составить на себя профессиональную характеристику. Затем придя на консультацию к профконсультанту(роль профконсультанта выполняет психолог), разрекламируйте себя так, чтобы вам предложили работу достойную вашим характеристикам.
– Занятие хочу закончить одной притчей:
Возможности и результат.
Нанял барин двух приказчиков – Василия и Петра. Через месяц выдает им плату: Василию 5 рублей, а Петру – 3 рубля.
Возмутился Петр:
– Я и моложе, и выше, и проворнее, чем Василий. Да и семья у меня больше. Так почему же мне меньше платите?
Ухмыльнулся барин:
– Видишь обоз за околицей? Узнай, кто такие. Быстро вернулся Петр:
– Из Рязани будут...
– А куда направляются? Снова быстро вернулся Петр:
– В Саратов едут...
– А что везут? – интересуется барин. Вернувшись, Петр доложил:
– Рожь и пшеницу. Позвал барин Василия:
– Там обоз идет, узнай кто такие. Возвращается Василий:
– Это, хозяин, обоз рязанский будет. В Саратов на базар везут рожь и пшеницу. Есть еще и овес. Собираются продать там по сорок копеек за пуд. Я с ними сторговался по тридцать. Будем покупать, или пусть далее едут?
Барин многозначительно посмотрел на Петра.
Даже обладая равными возможностями, разные люди имеют разные результаты.