Презентация. (Слайд 1.)
Цели урока:
- создать позитивные условия для проявления познавательного интереса к новому предмету;
- способствовать эмоционально – ценностному отношению к физическим явлениям в природе;
- создать условия для воспитания положительной мотивации к учению.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, демонстрационные приборы: термометр, часы, линейка и др.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы, целей, задач урока.
2. Актуализация опорных знаний.
Учебник, который вы открыли, называется “Физика”. Эту новую для вас науку вы будете изучать до окончания школы. Физика – одна из многочисленных наук о природе и происходящих в ней изменениях. Изучая физику, вы узнаете, чем она отличается от других наук о природе: географии, биологии, химии, астрономии и многих других наук. Физика зародилась очень давно. Еще до нашей эры ученые Древней Греции пытались объяснить наблюдаемые явления природы. (Слайд 2) В сочинениях одного их них, Аристотеля, впервые и появилось слово физика (греч. “фюзис” – природа). В русский язык это слово ввел в 18 веке русский ученый М. В. Ломоносов, когда в переводе с немецкого он издал первый учебник физики.
3. Формирование новых знаний.
Что же изучает наука физика? (Слайд 3)
(Слайд 4.)
|
||
Изучает явления: механические, тепловые, световые, магнитные, электрические. |
Использует понятия: тело и вещество.
|
Использует методы: Наблюдение, постановка опытов, математический расчет и вывод, т.е. формулирует законы природы. |
Задача физики состоит в том , чтобы найти законы (правила), которым подчиняются явления природы. Когда они будут известны, люди применят их для создания новых полезных приборов, устройств и механизмов. Первые законы физики были установлены еще до нашей эры, однако, многие законы природы все еще остаются неизвестными и ждут своих первооткрывателей. Вдруг ты станешь одним их них? Дерзай! Какие же методы получения знаний существуют? (Слайд 5.)
(Слайд 6.) Задача физики – изучать явления, т.е. выяснять закономерности их протекания. Однако устанавливать их можно двояко: на качественном или количественном уровне. Качественный уровень изучения явлений – это словесное описание их протекания. (Слайд 7.) Количественный уровень изучения явлений – это математическое описание их протекания при помощи формул, графиков, таблиц. Чтобы изучать явления с количественной стороны, используют особые термины – физические величины. (Слайд 8.) Физическими величинами называют измеряемые свойства тел или явлений. Другими словами, физическая величина это то, что можно измерить.
Название физической величины | Буквенное обозначение величины | Основная единица измерения | Другие единицы измерения |
Длина Ширина Высота Площадь Объем Масса Время Скорость |
I B H S V M T v |
м м м м2 м3 кг с м/с |
мм, см, дм, км мм, см, дм, км мм, см, дм, км мм2, см2, дм2, км2, а, га мм3, см3, дм3, км3, л, мл мг, г, ц, т мин, ч, сут, год, век км/ч, дм/с, см/мин |
Знакомство с таблицей приставок. (Слайд 9.)
Чтобы изучать явления природы, мало уметь наблюдать, нужно научиться измерять. Для этого служат измерительные приборы. (Слайд 10.) Вы уже знаете некоторые из них. Это линейка, транспортир, часы, счетчик электроэнергии, термометр и др. Существует два вида приборов: цифровые и шкальные. (Слайд 11.)
Шкала – это метка с цифрами на приборе, вдоль которых перемещается указатель. Деление – это не штрих, это промежуток между штрихами. (Слайд 12.)
Чтобы правильно измерить, необходимо определить цену деления шкалы прибора. Для этого нужно: 1) выбрать на шкале два ближайших оцифрованных штриха; 2) сосчитать, сколько делений между ними; 3) разделить разность чисел около штрихов на количество делений. Сокращенно обозначим – Ц. д.. Измерение любой физической величины никогда не бывает абсолютно точным. Всегда возникают небольшие ошибки или, как говорят, погрешности измерений. Пользуясь различными измерительными приборами, мы получаем не точные, а лишь приближенные значения измеряемых величин. Полезно знать, что при пользовании большинством измерительных приборов наибольшая погрешность правильно выполненных измерений составляет половину цену деления шкалы этого прибора. В дальнейшем, выполняя любые измерения, значения измеряемых величин вы должны записывать с указанием их погрешности.
(Слайд 13.) Формула – это правило вычисления одной физической величины через другие. Другими словами, формула выражает связь между физическими величинами.
Площадь прямоугольника Площадь круга Объем параллелепипеда Объем цилиндра Длину окружности |
S = lb S = пR2 V = Sh V – Sh L – 2пR |
Вы должны понимать, что любую формулу можно изменять по правилам математики. Вспомните, как находятся: неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, неизвестный множитель, делимое, делитель?
4. Повторение основных понятий. (Слайд 14.)
Конспект основных понятий.
- Физические термины – специальные слова, обозначающие физические понятия.
- Физическое тело – любое окружающее нас тело.
- Вещество – то, из чего состоят физические тела.
- Материя – Это все то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.).
- Физическая величина – измеряемое свойство тела или явления. Каждая физическая величина имеет название, буквенное обозначение, способ измерения, числовое значение и единицы измерения.
- Для измерения физических величин служат измерительные приборы. Встречаются цифровые и шкальные измерительные приборы.
- Шкала измерительного прибора – штрихи с цифрами на приборе. Деление шкалы – промежуток между двумя ближайшими штрихами.
- Цена делений шкалы измерительного прибора – физическая величина, показывающая, какое значение измеряемой величины соответствует одному делению шкалы.
- Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора :
- Формула – это правило вычисления одной физической величины через другие. Она выражает связь между этими физическими величинами. Формулы можно преобразовывать по правилам математики.
1) Найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины.
2) Вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.
5. Самоконтроль. (Слайд 14.)
Задания для самоконтроля.
- Физика – наука о …
- С какими новыми терминами вы познакомились?
- Что такое физическая величина?
- Назови физические величины, которые известны тебе из курса математики 1-6 классов?
- Назови физические приборы, о которых шла речь на уроке?
- Шкала измерительного прибора – это…
- Что такое деление шкалы?
- Формула – это…
6. Итог урока .
Учитель: Мы сегодня с вами ребята, сделали большую работу. Мы узнали о новом предмете – физике, что она изучает, какие бывают физические величины, научились их измерять. Вся наша жизнь состоит из измерений. Измеряем время, измеряем температуру тела, когда болеем, температуру воздуха на улице. Многое в вашей жизни будет зависеть от вашего умения измерять.
7. Домашнее задание: § 1–3, вопросы. Приготовить сообщения об ученых для “Аукциона знаний об ученых” (учебник А. В. Перышкина “Физика”, 7-й класс. – М.: Дрофа, 2008 г.