Цель: воспитание чувства любви к Родине, готовности защищать страну, родных; воспитание уважения к подвигу солдат и тружеников тыла.
Задачи:
- создать условия для эмоционального переживания учащимися трагедии войны, подвига солдата;
- создать условия для знакомства учащихся с краеведческим материалом.
Пояснительная записка и методические рекомендации:
Воспитательная цель мероприятия достигается различными педагогическими средствами. Достижение любой воспитательной цели и поставленной в нашем случае достигается через ситуации нравственной оценки поступков героев, эмоционального переживания содержания. Только пропустив предлагаемое воспитателем содержание через душу, ребенок усвоит нравственные ценности. Ценности – нормы, бытующие в обществе и выраженные в сюжете мероприятия, ребенок превращает в ценности собственного духовного мира.
Важную роль в мероприятии имеют электронные презентации, видеофильмы. Особое место среди них занимают те, которые построены на краеведческом материале.
Упоминаемые события военного времени, происходившие в нашем крае, имеют реальную историческую основу. Герои сценария – молодой солдат и его мать – художественные образы. Это обобщенные портреты юного белогорьевца-солдата и его матери. В образе матери при постановке важно акцентировать внимание на подвиг матери вообще – матери-Родины, женщины, отдавшей для спасения страны своего сына, женщины, спасающей родных на оккупированной территории, помогающей фронту на полях освобожденной земли. Архивные фото– и видеоматериалы, использованные в презентациях, взяты из электронных пособий по истории, в школьном историческом музее “Белогорье” и в
Internet.Планируемый результат:
Дети примут в качестве нравственной ценности подвиг самопожертвования солдата, матери.
Оборудование:
- Компьютер, мультимедийное оборудование.
- Декорации (землянка, стол, керосиновая лампа, обмундирование солдата)
- Выставочные стеллажи для книжной выставки.
- Подборка книг по теме.
Электронные информационные ресурсы:
- Электронная презентация “Он шел дорогами войны…” (МОУ Белогорьевская СОШ).
- Видеоклип “Смертный бой… Ради жизни на земле” (МОУ Белогорьевская СОШ).
- Электронная презентация “Память в сердце сохраним” (МОУ Белогорьевская СОШ).
Литература:
- Т.В. Калашников “История Белогорья”. Рукопись. Белогорье 1966 г. – Архив школьного исторического музея “Белогорье”
- Очерки о Великой Отечественной войне. – изд. “Политическая литература”, Москва, 1975
- Только победа и жизнь (публицистика военных лет) – изд. “Детская литература”, Москва, 1988
Содержание |
Смена слайдов |
Примечания |
Учитель |
* |
|
В Берлинском Трептов-парке на высоком постаменте стоит памятник: советский солдат держит в одной руке меч, а другой бережно прижимает к груди спасенную им немецкую девочку. Скульптор Е.В.Вучетич воплотил в этом монументе подвиг воинов спасших мир от фашизма. Страшная разрушительная война продолжалась долгих четыре года. Простые солдаты каждый день совершали подвиг. В то жестокое время они мечтали о мирной светлой жизни, они спасали землю во имя мира… |
||
Видеоклип “Смертный бой… Ради жизни на земле!” |
||
Ведущий 1 |
* |
|
Великая Отечественная война…В истории нашей страны было много тяжелых моментов, но эта война несравнима с ними по трагичности. Много миллионов людей погибло, многие миллионы остались инвалидами, сотни тысяч детей остались сиротами. Нет в России города, села, деревни, которые эта жестокая война обошла стороной. Нет в России такой семьи, где бы не хранили воспоминания о войне. | ||
* |
||
“Здравствуй, милая мама, прости меня за то, что я сбежал из дома. Мне уже семнадцать, и ты, конечно же, поймешь мое желание защитить Родину от всей этой фашистской нечисти. Я еще не был в бою. Но очень жду момента, когда встречусь лицом к лицу с фашистскими гадами. Я буду уничтожать их, я тебе обещаю, милая, родная моя мамочка…” | ||
Ведущий 2 |
||
Это отрывок из письма солдата Егора Савченко. Окончив школу, как и многие его ровесники, он сбежал из дома на фронт. Думал ли он о подвигах? Едва ли. Он просто мечтал защищать свою Отчизну, которую оскверняют сапоги оккупантов. |
||
Фрагмент песни “До свидания, мальчики” |
* |
|
Солдат |
* |
|
“Здравствуй, мамочка. Как ты поживаешь? Дела мои идут хорошо. Мам, как там Маруся, Саша и отец? Бои каждый день. Очень много погибших и раненых. Все-таки война – это очень страшно. Немцы идут стеной. Но мы не сдадимся, за нами Москва. Вчера погиб Мишка, а ведь он всего на два месяца старше меня. Миша взорвал танк и погиб. Мама, мы победим, обязательно победим… иначе не может быть. Мама, знаешь, какие вокруг меня люди – “глыбы”, они сражаются как львы. В их сердце одно – не допускать врага к родной столице…” |
||
Ученик 1 |
* |
|
Москва, Москва, священная
держава, Благословляя, веря и любя, Мы за тебя – по долгу, и по праву, И по любви – мы бьемся за тебя! За то, чтобы черемух белой пеной Дымя – дымилась теплая земля, Чтоб ликовали отчие пределы, В отраде жили русские поля; За то, чтоб солнце гасло не затоне И звезды отражались бы в реке, За то, чтоб мать глядела с-под ладони На озаренном солнцем большаке; За то, чтоб смолк повсюду рев орудий, Чтоб хлеб и соль стояли на столе, За то, чтоб просто радовались люди На снова отвоеванной земле! |
||
Учитель |
* |
Голос за кадром |
“ Здравствуй, милый мой мальчик. У нас в Белогорье всю осень шли дожди. Везде непролазная грязь. Из Украины, через нашу переправу, ежедневно с утра до вечера на восток идут стада коров, овец, уходят от войны люди. В двадцатых числах ноября наступили морозы, выпал первый снег. Говорят, немцев остановили на Донце. Эвакуация остановилась. Осенью в нашей школе расположились военные, но сейчас они освободили здания, и Маруся снова учится…. Сыночек, ты береги себя, от папы уже давно нет писем, Саша воюет, он получил медаль…” |
||
Фрагмент песни “Горит и кружится планета” |
* |
|
Солдат |
* |
|
“Здравствуй, мамочка. Почему ты мне не пишешь? После победы, я обязательно поступлю учиться и стану строителем. Буду строить большие просторные и светлые дома. Когда я смотрю вокруг, мне страшно. Все, что осталось от Сталинграда, – это руины. Но ты не думай, мы защищаем каждый дом, деремся за каждую улицу. Мы не сдадимся. Ведь Москву защитили – отстоим и Сталинград…Мамочка, когда я смотрю на наших людей, я понимаю, мы обязательно победим, с таким великим народом как наш невозможно проиграть…” |
||
Ученик 2 |
* |
|
Рассвет над Волгою осенней, И не понять – туман иль дым. И вспоминается Есенин: “Не буду больше молодым”. У нас сложнее все и проще В полсотне метров от врага. Который день в прибрежной роще Метет свинцовая пурга! Мы очень молодые люди, Но здесь на огненном ветру, Не знаем, будем иль не будем, Во взводных списках поутру. Кого-то вычеркнет неслышно Вот этот хмурый день войны. А ведь никто из нас не лишний, Мы все любимы и нужны… |
||
Учитель |
* |
Голос за кадром |
“Милый мой мальчик. Пишу тебе каждый день в своем сердце. Егорка, папка наш погиб, я получила похоронку в мае 1942 года. Наше село оккупировано немцами, мадьярами, итальянцами. 6 июля 1942 года в Белогорье был ад. В 11 часов утра немецкие самолеты разбомбили переправу. А днем прилетело очень много самолетов, они бомбили село. Все Белогорье горело. Самолеты прилетали весь день, бомбили 9 раз. Было очень много трупов людей, животных. Везде валялись разбитые повозки, грузовые и легковые машины. Погибло 50 человек военных и эвакуированных, белогорьевцев среди погибших мало. Мы успели спрятаться. А 7 июля в село вошли фашисты. Нас согнали в Сиротовку. Мы провели там за колючей проволокой почти два дня. Несколько десятков людей расстреляли, в основном это были мужчины, но среди них была старая бабушка еврейка с Семейского края, ты ее верно помнишь, и тринадцатилетняя девочка из Верхнего Карабута. Сейчас нас гонят в Гришевку. Одна думка меня мучает сейчас. Где вы, мои сыночки, живы ли вы? Выживите, родненькие мои, умоляю вас, только выживите…” |
||
Солдат |
* |
|
“ Здравствуй, мамочка. Я переживаю как ты, где, не случилось ли беды? Мамочка, я познакомился с девушкой. Она медсестра, ее зовут Надежда. Какое красивое имя, ведь, правда? Наденька – очень милая и скромная девушка. Вот увидишь, она обязательно тебе понравится. Нас перебросили под Курск. Мама, ты знаешь, как хочется жить, очень хочется жить. Выгнать эту нечесть с нашей земли, чтобы дети наши были свободными, жили, любили и верили в счастье и мир…и никогда не слышали взрывов и выстрелов… ” | ||
Ученик 3 |
||
* |
||
Победа не придет сама, мой
друг! Ее добудешь потом ты и кровью, Не устрашась трудов, и жертв, и мук, И дорожа свободой и любовью! Победа осушит потоки слез, Вернет народу дни счастливой жизни, Победа озарит мильоном звезд Великий путь, завещанный отчизне. Победа не придет сама собой, На поле боя ты ее добудешь. Ни шагу вспять! Лишь стойкостью стальной, Терпеньем каменным ее ты отвоюешь! Пусть каждый отвоеванный тобой Вершок земли – стеной железной станет! Пусть каждый твой удар и выстрел твой Бьет наповал врага, иль насмерть ранит! |
||
Учитель |
* |
Голос за кадром |
“Милый мой мальчик. Наконец-то могу написать тебе письмо. Немцев выбили из Белогорья 19 января 1942 года. В селе целых осталось всего 10 хат (в них немецкое командование квартировало). Почти во всех хатах развалили печи. Сыночек они даже школьные здания уничтожили. Остались одни коробки. Все парты, книги – всё пожгли. А в конце марта сынок случилась у нас беда. Был в Белогорье сильнейший взрыв. Взорвалось аж 370 противотанковых мин. Их немцы расставили. Так много раненых после взрыва было. На стенах Преображенской церкви большие трещины. Голодно у нас. Сейчас мы сынок село заново отстраиваем. Бабы строят. Мужиков не осталось почти. Ты знаешь, теперь строят небольшие хаты-столбянки, приходится правда прелым сеном перекрывать, но это ничего. Гоните, сынок этих гадов, поганой метлой. За нас не переживайте, мы справимся…” | ||
Ведущий 1 |
* |
|
И ведь погнали…и справились… впереди было еще два долгих года боев, страданий, смертей и великих побед. Белогорье было заново отстроено из руин. В первые же месяцы после освобождения от оккупантов в колхозе имени Молотова был посеян хлеб. Семена для посадки женщины Белогорья принесли со станции Подгорное, за 35 километров, на себе (по пуду /16кг./ каждая), потому что в колхозе не было ни лошадей, ни повозок. Егор Савченко храбро сражался и погиб в битве за Берлин, там он захоронен в Братской могиле. Миллионы советских людей не дожили до светлого дня победы. |
||
Ученик 4 |
* |
Минута молчания, по щелчку звук метронома |
Война, война…
кому-то очень больно, |
||
Ведущий 2 |
* |
|
В годы Великой Отечественной войны на разных фронтах воевало 1500 белогорьевцев, более 600 человек не вернулось с войны. В настоящее время в живых осталось всего 16 ветеранов | ||
Ученик 5 |
* |
|
Высоко, высоко над
землей синева, |
||
Презентация “Память в сердце сохраним” |
||
Учитель |
* |
|
Мы никогда не узнаем, кто первым пал в предрассветный июньский час 41-го…, не узнаем, кто погиб в последний, самый последний миг войны…но все они, воины Великой Отечественной войны, до конца выполнили свой долг. Без них не было бы Победы. Спасибо Вам, дорогие ветераны, от всей огромной России – спасибо! |
||
Ведущий 1 |
* |
|
Цель у нас прекрасная,
красная, К ней дорога ясная, ясная. Мы шагаем в ногу – русский и француз, Немец и кубинец, чех и белорус. Что для жизни нужно? Солнце! Что для дружбы нужно? Сердце! Что для сердца нужно? Счастье! Что для счастья нужно? МИР!!! |
||
Ведущий 2 |
||
Пусть беда нас никогда не
коснется! И на нашей планете всегда будет мир! |