Конспект урока-проекта по теме "Народные промыслы. Посуда"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • расширить представления детей о разнообразии видов посуды;
  • познакомить учащихся с разными промыслами;
  • обобщить знания о истории посуды на Руси;
  • воспитывать бережное отношение к культурному наследию родного края;
  • воспитывать любовь к истории;
  • воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова;
  • развивать речь, память, воображение, дисциплинированность, кругозор и творческие способности.

Оборудование: кроссворд, выставка разной посуды, плакаты по промыслам , музыка –хороводная , видеокассета «Гончарное дело», конверты с деталями посуды и орнаментами, рисунки детей.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вводная часть.

Учитель:– Сегодня мы завершаем наш проект. Вначале нашего путешествия разгадаем кроссворд.

  2        
1       5  
          6
    3 4    
           
           
           
           
  1. Посуда, в которую наливают суп для всей семьи.(супница)
  2. Он пыхтит, как паровоз
    Важно кверху держит нос.
    Прошумит, закипятится –
    Пригласит чайку напиться.(самовар)
  3. Купили новенькое,
    Такое кругленькое,
    А все в дырках. (сито)
  4. Не бык, но бодает,
    Не ест, а еду хватает.
    Что схватит, отдает,
    Сам в угол идет.(ухват)
  5. Круглое блюдо, на нем лебедя несут.(поднос)
  6. На голове пуговка,
    Одна рука, да и та на спине.(чайник)

- В выделенных строчках появилось слово. Прочитайте его.(посуда)

В древней Руси слова «посуда» еще не было. То, из чего пили, называли сосуд, то, из чего ели – судно. Появилось слово посуда 400 лет назад. Посуда — обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. Древние славяне верили в силу богов, старались защитить себя повсюду. Округлая форма посуды заключала в себе идею солнца – символ добра, света, тепла, уюта. С того времени посуда является спутником человека, сопровождает его по жизни.

3. Новый материал.

Учитель: - Представьте, что мы оказались в древней Руси.

- Из чего делали посуду вначале? (из дерева) Сначала посуда была не украшена, со временем люди решили приукрасить ее, стали расписывать. Отсюда и пошло прикладное искусство. Сегодня мы познакомимся с народными промыслами, узнаем, где они зародились, познакомимся с их историей, особенностями и художественной ценностью.

Ученик:

Эх, расступись, честной народ,
Нижний Новгород идет.
Привезли сегодня чудо – вещи Хохломы!
Золотая, золотая, золотая Хохлома!
Деревянная посуда – золотом кайма!
Ковшик яркий, расписной,
Какой он знаменитый,
Не достать его рукой – высоко висит он.
Но вижу листик золотой,
На веточке смородины,
Он шлет мне пламенный привет
От моей малой Родины!

Учитель: - Сейчас мы послушаем об уникальном не только в России, но и в мировом народном декоративном искусстве – о Хохломе.

Ученик: Жил когда-то в нижегородских лесах чудо-мастер. Делал посуду из дерева, однажды решил ее покрасить краской под золото. С той поры про его узорные чашки и ложки пошла слава, до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда мастер передал секрет «золотой» посуды жителям деревни Хохлома, а сам вскоре исчез… Позднее деревянные «золотые» изделия стали называть «Хохломой». Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов. Все изделия хохломы проникнуты тонким чувством природы. Хохлома стала промыслом особенным, уникальным благодаря применению окраски дерева в золотой цвет без затраты драгоценного золота. Эта же техника используется иконописцами. В хохломе свой орнамент – «травка», «Кудрина», «письмо под листок», «письмо под фон».(показ плаката и образцы посуды ) В годы войны Хохлома перенесла тяжелые времена. Закрылись многие красильни, часть мастеров ушла на фронт. После возник интерес к памятникам русской старины, их начинают изучать, коллекционировать. Это поднимает популярность и изделиям народных промыслов. Искусство хохломы продолжает жить и в наше время, украшая столы. Сегодняшняя хохлома – это искусство, которое творится руками одного большого художника – народа.

4. Хоровод (дети в два круга)

5. История керамической посуды.

Учитель: - Как вы думаете какая посуда появилась позже? (глиняная)

С появлением колеса, появился гончарный круг. Колесо также древний солнечный символ. Круг с точкой в центре и лучами спицами. Посмотрите как появляется из комочка глины кувшин.

6. Видеокассета: Гончарное дело.

Учитель: -Давайте послушаем о глиняной посуде.

Ученик: Посуда глиняная была придумана в древности – 6 тысяч лет назад. Первая глиняная посуда была не такой ровной и красивой, какую мы видим сегодня. Производство посуды, как вы видели, было ручным, и делали ее из простой глины. Как делалась первая посуда? Заготавливали глину, раскатывали в жгутики и укладывали по спирали. Получался сосуд. Потом его разглаживали, рисовали орнамент палочкой, и обжигали в огне. В глину добавляли другие вещества для крепости и красивого цвета, и такой материал получил название – керамика. Керамическая посуда в средневековой Европе предназначалась в основном для приготовления пищи, хранения продуктов и жидкостей. Керамическая посуда является одним из любимейших объектов коллекционирования. Родиной фарфора является Китай, где он изготавливался еще в VII веке. Его производство было глубоко засекречено и долго неизвестно в Европе. Первую попытку создать в России производство посуды из белой глины предпринял Петр I в 1724 году. Московский купец Афанасий Гребенщиков уже несколько лет интересовался белыми глинами, изучал их месторождения и свойства, вынашивая мечту создать российский фарфор. За большую сумму денег удалось подкупить одного китайского мастера, и он выдал секрет фарфора. Однако хитрый китаец недоговорил весь секрет, и у нас не получилось создать фарфор. И тогда наш мастер Дмитрий Иванович Виноградов отправился за границу учиться этому ремеслу. Успехи Виноградова превзошли все ожидания. В 1753 в России началось производство фарфора.

Учитель: - Давайте на некоторое время тоже станем мастерами. На столах лежат конверты с элементами посуды. Каждая группа сейчас сделает свой вид посуды. /Приложение 1/

7. Изготовление посуды из деталей.

Учитель: - Посмотрите на вашу посуду. Что вы скажите о ней? (не раскрашена)

-Послушайте ребят, они расскажут, как можно украсить посуду.

Ученик:

А мы, ребята гжельские,
Известны на Руси
Керамикой чудесною –
У каждого спроси.

Ученик: Гжель – это название живописного подмосковного района. Само слово Гжель означает обжигать и сегодня очень популярно. Оно включает в себя множество значений: красота и гармония, сказка и быль. Вначале гжель покупали люди среднего класса. Уже к 40 годам в Гжели стали выпускать фарфоровую посуду, которую стали вывозить в другие страны. Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной стало типичным для мастеров Гжели. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется только вручную.(плакат)

Учитель: Сейчас украсим вашу посуду, станем гжельскими мастерами.(ученики в группах выбирают нужные узоры и приклеивают их к заготовкам) /Приложение 2/

8. История ложки.

Учитель: - Накрывая на стол, что обязательно нужно положить? Без чего не сможем есть жидкую пищу? (ложка) Каждый день мы берем в руки ложку, а задумывались ли вы, когда люди впервые начали есть ложкой.

- Как вы думаете из чего была сделана первая ложка? (из камня)

- Удобно ли это было? Она была неровная и тяжелая. Быстро нагревалась и обжигала губы. Еще древние люди делали ложки из костей. Они были более гладкими и легкими. На Руси знатные люди – князья и бояре – садились за стол с серебряными ложками. Сейчас мы послушаем историю ложки.

Ученик: (держа большую деревянную ложку) /Приложение 3/ Я – такая незаметная, привычная… Но и у меня есть своя история! Послушайте. Впервые я увидела свет, 5 тысяч лет назад. Видели бы вы меня тогда. Ничего похожего на то, что перед вами сейчас. Не было у меня ни длинной ручки с затейливыми узорами, ни удобной и вместительной зачерпывающей части. Делали меня из обожженной глины и захватывали ручку всей пятерней. Через время стали использовать и другие материалы: рога, рыбные кости, створки раковин, дерево, бронзу, а особенно меня радовало золото и серебро. Своим появлением на Руси обязана князю Владимиру. Меня изготовили из серебра и оставили при княжеском дворе. Для простых людей я была хороша и деревянной. Когда ввели в обеденное меню суп, я смогла, наконец проявиться во всем своем великолепии. Прежний способ управляться со мной – просто зажав в кулаке – плохо сочетался с камзолами и париками у мужчин, а также с длинными шлейфами женщин. И тогда, меня – ложку, как особу достойную, упомянули в специальном указе, который предписывал обращаться с ложкой, удерживая ее при помощи трех пальцев. Совершенствуя свои умения, мастера подарили мне более широкую и плоскую ручку, дополняя ее каждый раз все новыми украшениями. Так я приобрела форму, которая существует до сих пор. Но на этом моя история не закончилась. Появление в Европе чая, кофе привело к появлению новых центров духовной жизни: салонов, кофейных и чайных домов. И не удивительно, что именно я – ложка привлекла внимание посетителей и потребовалась им в новом качестве – кофейной и чайной ложки. Я стала в половину короче. Чем меньше стала, тем трогательней обращались со мной: во время размешивания сахара в чашке, ложечку полагалось нежно держать двумя пальцами. Но я служу человеку не только для принятия пищи, но и хранителем истории – сувенирные ложки. Откройте дома ящик и достаньте бабушкину ложку, и сразу вспомните ее улыбку, ласковые руки; а вот маленькая ложечка на первый зуб. Так вот друзья, я всегда с вами, незаметная и привычная, зато нужная, хранящая добрые традиции и тепло семейного очага.

Учитель: - Мы убедились, что ложка – необходимый инструмент в быту. Предположим, что она исчезла. Сейчас в группах напишите последствия, которые нас ждут. Один человек от группы зачитывает последствия. Подведем итог.

Ученик: Последствия исчезновения ложки:

  • употребление супов и каш стало бы проблематично;
  • помешивать при приготовлении и снимать пробу без ложки неудобно;
  • сложности с меркой соли, сахара, уксуса , лекарств и т.д.;
  • риск инфекционных заболеваний (есть руками);
  • невозможность употреблять некоторые блюда: варенье, мед, соусы, майонез и т.д.
  • большие проблемы на природе, в походе.

9. Итог

Учитель: Наш урок подходит к концу. Мы заканчиваем наше сегодняшнее путешествие в прошлое, в дальнейшем мы еще будем узнавать много интересного. Мы сегодня говорили лишь о небольшой части.

- Зачем человеку знать свое прошлое и прошлое всего того, что является попутчиком в жизни?

-На нашей выставке есть необычный сосуд. Посмотрите на него. /Приложение 4/ Что это? (горшок) Когда я его увидела, то подумала о том, что жизнь у него была нелегкой, почему? Представьте себе, что он ожил. Что бы он смог рассказать нам? Вот вам небольшое задание: напишите небольшую историю и начните ее так: Я старый горшок…- Я хочу вам пожелать уметь ценить красоту, уважать труд людей. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы.

Не забывайте свое прошлое. Сейчас можно подойти к выставке, посмотреть еще раз на экспонаты, вспомнить все, о чем мы сегодня говорили. /Приложение 5/