Занятие кружка "Веселая грамматика"

Разделы: Внеклассная работа


Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Нужно помочь учащимся увидеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей. Я стараюсь создавать на занятиях кружка творческую атмосферу, поддерживаю интерес к выполняемой работе, поощряю творческие проявления учащихся. Занятия кружка “Веселая грамматика” способствуют развитию интереса к изучению русского языка, его фонетики и орфографии. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи, а поддерживать их и направлять.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение — это обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

— познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности — памяти, внимания, мышления, воображения;
— задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
— система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач занятия включают в себя четыре последовательных этапа: 1) разминку, 2) развитие творческих механизмов, 3) выполнение развивающих частично-поисковых задач, 4) решение творческих задач. Учитель должен сам компоновать задания в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки.

Задания даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Занятие идет в достаточно высоком темпе, дети отвечают с места, не поднимая рук. Такая работа создает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Предлагаю разработку занятия кружка “Веселая грамматика” по развитию творческих способностей для учащихся 1-го класса.

Тема занятия “Мультфильмы”

Цель: развитие интереса к изучению русского языка, его фонетики и орфографии; обогащение словарного запаса учащихся; развитие памяти, логического мышления, творческого воображения.

Ход занятия

Задание 1. Интеллектуальная разминка

— Кровосос, спасший Муху-цокотуху. (Комар.)
— У Киплинга она гуляла сама по себе. (Кошка.)
— Кот, испытавший на себе выходки весьма вредных мышей. (Леопольд.)
— Последняя буква в названии “слепого” животного, живущего и роющего свои ходы под землей. (Т, крот.)
— Летательное средство Мюнхгаузена. (Ядро.)
— Зверек, любящий стирку и живущий у воды. (Енот.)
— Призыв кота: “Ребята, давайте жить …” (дружно).
— Животное, кующее копытом золотые монеты. (Антилопа)

— Крупное приобретение экономного кота Матроскина. (Корова.)
— Место работы Печкина. (Почта.)
— Друг дяди Федора и Матроскина. (Шарик.)
— В меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. (Карлсон.)
— Как звали друга Карлсона? (Малыш.)

--- Сказочный герой, который кого угодно мог довести до слез. (Чиполлино.)
— Враг зайца. (Волк.)
— Кому принадлежат слова: “Кто людям помогает, тот тратит время зря”? (Шапокляк.)
— Друг Чебурашки. (Крокодил Гена.)
— Котенок по имени... (Гав.)
— Кто прилетит к нам в голубом вертолете? (Волшебник.)
— Кто догадался, какая сегодня тема занятия? (Мультфильмы.)

Просмотр отрывка из мультфильма “Вини Пух идет в гости”.

— Назовите друзей Винни Пуха. (Пятачок, Кролик.)
— Назовите главных героев мультфильма “Ну, погоди!” (Заяц, Волк.)

Задание 2. Логическо-поисковое.

— Прочитайте на доске: Пятачок, Заяц. Что общего в этих словах? (Отвечают на вопрос кто?, обозначают предмет, животных, есть буквы Я, А, начинаются и заканчиваются на согласную букву.)
— Что различного? (Количество слогов, букв, ударение на разных слогах.)
— Как называются слова, которые одинаково пишутся, произносятся, но имеют разные значения? (Омонимы.)
— Какие значения могут иметь эти слова? (Пятачок — кличка, монета, нос. Заяц — животное, трусливый человек, безбилетный пассажир.)

Задание 3. Какое слово зашифровано?

с к т
и в е
м е и ц

1

10

8

4

6

2

3

7

9

5

— Какой мультфильм знаете с этим словом? (Цветик-семицветик.)
— Какую волшебную силу имел этот цветок? (Исполнял желания.)
— Если сказать: “По щучьему велению, по моему хотению”... (Все исполнится.)
— Какие в этом мультфильме волшебные слова?

Просмотр отрывка из мультфильма “Цветик-семицветик” с того кадра, когда у героини остался последний лепесток и она размышляет, как его использовать.

Разучивание слов:

Лети, лети, лепесток, через запад на восток, облети вокруг земли, быть по-моему, вели.

Задание 4. Творческая работа.

— Какой формы может быть лепесток? (Овальной, треугольной, круглой.)
— Нарисовать цветик-семицветик с одним лепестком и написать в этом лепестке самое заветное свое желание.
Проверка. (Ученик говорит волшебные слова и читает свое заветное желание.)

Задание 5. Рассматривание выставки книг.

— Люди, каких профессий работают над созданием мультфильмов? (Ответы учащихся: сценарист-автор, художник-мультипликатор, композитор, артисты...)
— Где создатели фильмов берут темы, сюжет?

Кино — самый молодой вид искусства. Искусство — это передача чувств, отношения к предмету, явлению, выраженные в художественных образах. Что человеку запало в душу, что особенно его поразило, удивило, он и старается передать в своем произведении искусства.
— Как выражает свои чувства художник? А композитор?

Просмотр отрывка из мультфильма “Крошка Енот”. (Учащиеся вместе с енотом поют песню “Улыбка”.)

Задание 6. Собрать слова, которые кроются под следующими номерами.

А Б В С Е И М О П !  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4 9 1 4 6 2 8 3 4 5 7 10

Чтение хором: спасибо всем!

Презентация