Участники: учащиеся 5-7 классов.
Оборудование: Презентация, содержащая вопросы отборочного тура, вопросы для участников на красной, жёлтой и зелёной дорожках, вопросы для «теоретиков», призы и медальки «Микроши» (смотри приложение 1) или медальки сайта solnet.ee (смотри приложение 2).
Продолжительность игры: 40-60 минут.
Рекомендации по организации и проведению игры:
- Специально выделенный и подготовленный учащийся по сигналу учителя-ведущего открывает слайды с вопросами.
- Второй специально выделенный учащийся раздаёт «медальки» «теоретикам».
- Ведущий учитель задаёт вопросы ребятам, для того чтобы выбрать 2 «тройки, которые будут соревноваться на дорожках». Для определения цвета дорожки (на зелёной можно ошибиться – дважды, на жёлтой – один раз, на красной – ни разу»), предлагается задание. (Карточки с заданиями – смотри приложение 3).
- Для определения победителя игры при выходе в финал 2-х участников, финалистам предлагается дополнительное задание. Если же победителя не окажется, то награждаются самые активные учащиеся среди «теоретиков» и участников по количеству «заработанных» медалек.
- Вопросов подготавливается с избытком для разрешения спорных вариантов.
- В жюри приглашаются учителя информатики, родители или специалисты в области информатики.. Состав жюри: 3 человека.
Ход игры
Вопросы для отбора первой «тройки» игроков.
Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова, а также те компьютерные термины, которыми они «начинены».
- РЕ_ _ _ _А (ранний овощ). (ДИСК)
- _ _ _ ЕР (стеклянные цветные бусинки). (БИС – большая интегральная схема).
- П _ _ _ БА (горизонтальное перекрытие в корпусе судна). (АЛУ).
Дополнительные вопросы при спорных вариантах:
- Я _ _ _ _ О (фрукт). (БЛОК).
- ГОРО _ _ _ _ (средство для узнавания настоящих принцесс). (ШИНА).
Для определения цвета дорожки всем трём участникам предлагается выполнить задание:
Для каждого из приведённых слов укажите его синоним.
- Компьютер – … (электронно-вычислительная машина).
- Винчестер – … (жёсткий магнитный диск).
- Принтер – … (печатающее устройство).
- Плоттер – … (графопостроитель).
- Монитор – … (дисплей).
- CD-ROM – … (лазерный диск).
- Листинг – … (распечатка).
Вопросы для учащегося выбравшего «зелёную» дорожку:
- Как называется жёсткий магнитный диск компьютера? (ВИНЧЕСТЕР).
- Функцию какого устройства ПК выполняет трекбол в портативном компьютере? (МЫШИ).
- Что представляет собой мышь, «перевёрнутая на спину»? (ТРЕКБОЛ).
- Что может заменить компьютерную мышь? (КЛАВИАТУРА).
Вопросы для учащегося выбравшего «жёлтую» дорожку:
- Как называется устройство, обеспечивающее запись и (или) считывание информации ? (НАКОПИТЕЛЬ).
- Какое «аппетитное» устройство есть у ПК? (БЛОК ПИТАНИЯ).
- Что можно найти на задней стенке системного блока компьютера? (ГНЁЗДА).
Вопросы для учащегося выбравшего «красную» дорожку:
- Как называется специальная электронная схема, через которую внешнее устройство подключается к компьютеру? (КОНТРОЛЛЕР).
- Как называется механизм накопителя на жёстких магнитных дисках, который отвечает за чтение и запись информации на вращающемся диске? (ГОЛОВКА)
Вопросы для отбора второй «тройки» игроков.
- Что больше 1000 б или 1 Кб? (1 Кб.)
- Какой объём информации в слове КОМПЬЮТЕР? (9 Байт, 72 Бита.)
- Какой термин «весит больше» «МЫШЬ» или «ТРЕКБОЛ»? (ТРЕКБОЛ – 7 байт, 56 битов).
Дополнительные вопросы при спорных вариантах:
- Что общего между словами: кибитка, бита, Биттлз? (все слова содержат единицу измерения информации – БИТ.)
- Что общего между словами: сопка, шапка, папка? (все слова содержат аббревиатуру ПК.)
Для определения цвета дорожки всем трём участникам предлагается выполнить задание:
Отгадайте слова, содержащие известную аббревиатуру ПК.
- _ _ ПК _ (часть печи). (ТОПКА).
- _ _ ПК _ (холм, курган, вулкан). (СОПКА).
- _ _ ПК _ (орудие труда огородника). (ТЯПКА).
- _ _ ПК _ (головной убор). (ШАПКА).
- _ _ ПК _ (головной убор с козырьком) (КЕПКА).
- _ _ ПК _ (мелкая частица деревяшки) (ЩЕПКА)
- _ _ ПК _ (канцелярская принадлежность для бумаг). (ПАПКА).
Вопросы для учащегося выбравшего «зелёную» дорожку:
- Дырявая, слабая, короткая, девичья, вечная, историческая, постоянная, оперативная,… О каком термине идёт речь? (ПАМЯТЬ)
- Текстовый, графический, исполняемый, скрытый, архивный… О каком термине идёт речь? (ФАЙЛ)
- Полная, пустая, потребительская, плетённая, баскетбольная, мусорная, … О каком термине идёт речь? (КОРЗИНА)
- Серая, белая, оптическая, механическая, двухкнопочная, трёхкнопочная,… О каком термине идёт речь? (МЫШЬ)
Вопросы для учащегося выбравшего «жёлтую» дорожку:
- Матричный, лазерный, струйный, цветной, чёрно-белый, узкий, широкий, .. О каком термине идёт речь? (ПРИНТЕР)
- Позвоночный, популярный, музыкальный, метательный, гибкий, жёсткий,, лазерный, оптический, установочный, виртуальный, …. О каком термине идёт речь? (ДИСК)
- Клавиатура, мышь, принтер, сканер - … Найди слово, объединяющее предложенные слова (ПЕРИФЕРИЙНЫЕ УСТРОЙСТВА).
Вопросы для учащегося выбравшего «красную» дорожку:
- Оперативная память, магнитный диск, магнитная лента, оптический диск - … Найди слово, объединяющее предложенные слова (НОСИТЕЛИ).
- Металлическая, пластмассовая, канцелярская, пусковая, … О каком термине идёт речь? (КНОПКА).
Жюри подводит итоги.
Вопросы для «теоретиков».
- Прочитайте слова: <Alt>ай, Б<Alt>ика, Б<Alt>имор. (Алтай, Балтика, Балтимор.)
- Прочитайте слова: <Del>и, крен<Del>ь, <Del>фин. (Дели, крендель, дельфин.)
- Прочитайте слова: <Tab>летка, <Tab>урет, ш <Tab>. (Таблетка, табурет, штаб.)
- Прочитайте слова: <Copy>лка, с<Copy>ще, на<Copy>тель. (Копилка, скопище, накопитель.)
- Прочитайте слова: RUка, кRUпа, оRUжие. (Рука, крупа, оружие.)
- Продолжите ряд: бит, байт, килобайт, … (МЕГАБАЙТ.)
- Какая система счисления применяется в ЭВМ? (ДВОИЧНАЯ).
- Сколько бит в слове «байт»? (32).
- Сколько слов можно закодировать с помощью одного байта? (256).
- Какой вид памяти компьютера самый быстрый? (КЭШ-ПАМЯТЬ).
Если в каждой «тройке» определён победитель, то дополнительное задание для выявления абсолютного победителя:
Из букв данного термина составьте за 1 минуту, как можно больше слов (существительных в именительном падеже). ИНФОРМАТИКА
Литература:
- Златопольский Д.М. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике. М.: Чистые пруды, 2006 (Библиотечка «Первое сентября», серия «Информатика». Вып. 1 (7)).
- Златопольский Д.М. Задания для конкурсов, викторин, КВН и учебные кроссворды по информатике. М.: Чистые пруды, 2007 (Библиотечка «Первое сентября», серия «Информатика». Вып. 1 (13)).
- Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.