Внеклассное занятие "В гостях у феи Доброты"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование у детей представлений о добре, вежливости.

Задачи:

  • учить детей видеть положительные качества у себя, окружающих;
  • развивать навыки сотрудничества;
  • закрепить и углубить знания детей о речевом этикете и вежливости;
  • воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормы поведения.

Оборудование: Презентация (приложение 1), «Книжки-малышки» – приложение 2, приложение 3.

Ход занятия

I. Организационный момент.

На фоне лирической музыки. Слайд 1 – зимняя природа

Ведущий: Настал новый день, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем друг другу? (Ответы детей.)

А что вы хотите пожелать мне? (Ответы детей.)

Ведущий: Глубоко вдохните и выдохните … Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту и свежесть белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. (Небольшая пауза.)

Ведущий: Я желаю вам хорошего настроения.

II. Введение в тему.

На фоне страшной музыки звучит голос Злючки: Слайд 2 – Злючка

Голос Злючки: Я злая колдунья Злючка. Я спрятала в стены все добрые слова, весёлые песни, смех и музыкальные звуки. У меня столько приближённых, что вам и не снилось: Жадность, Зависть, Сплетни, а самый главный помощник – Страх. Теперь у вас в селе хмуро даже днём. Все дерутся, обижают друг друга и сплетничают. Осталась только ваша школа, но и до неё я скоро доберусь. Превращу вас в злых, грубых, жадных детей. Ха-ха-ха! Слайд 3 – зимняя природа

Ведущий: Ребята, что же нам делать? Можно ли прожить без добра, добрых слов? Как спасти нашу школу и ребят от колдовства Злючки и её подданных? Я вам предлагаю отправиться за помощью к фее Доброты, может она нам сможет помочь. Давайте закроем глазки и произнесём волшебное заклинание:

Эмбли, Вембли, Кембли, Кобощ,
Фея, приходи на помощь!
На помощь, Фея, приходи,
Злую ведьму проучи!

Дети закрывают глаза и произносят заклинание 3 раза. Входит Фея Доброты.

III. Основная часть.

1. Знакомство с феей Доброты.

Фея Доброты: Здравствуйте, дорогие ребята! Я фея Доброты. У меня кроме волшебной палочки, есть еще сердце, которое умеет дружить с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с вашими, маленькими сердечками: тук-тук! Тук-тук! Слайд 4 – пульсирующее сердечко (постепенно убавить звук)

– А где находится сердце?

– Сейчас обхватите правой рукой левую руку возле кисти. Прислушайтесь, под большим пальцем вы ощутите пульс - биение вашего сердца. Тише, дети! Это чье-то сердечко зовет меня к себе. (Подходит к ученику.)

– Как сильно оно стучит! (Подходит к другому.)

– Я и свое сердце послушаю. Интересно, что оно мне подскажет? (Звук биения сердца становится громче)

– А подсказывает оно мне, что у вас случилась какая-то беда. Расскажите мне, что произошло? (ответы детей)

– Я предлагаю построить Дом Доброты, чтобы колдунья Злючка не погубила в нас доброту. Вы готовы? Слайд – 5 разбросаны кирпичики

– Итак, закладываем фундамент Дома Доброты – первый кирпичик ДОБРОТА.

2. Работа над значением слов ДОБРО, ДОБРЫЙ, ДОБРОТА. Слайд 6 – значение слов

Ведущий: Ребята, а что такое ДОБРО? ДОБРОТА? ДОБРЫЙ?

Добро – то, что хорошо, полезно, приятно.

Доброта – отзывчивость, дружеское расположение к людям.

Добрый – готовый помочь людям, отзывчивый.

3. Работа с пословицами.

Фея Доброты: Ребята, а какие вы знаете пословицы о добре? (дети зачитывают пословицы).

– Оказывается, Злючка украла слова из пословиц, помогите мне их восстановить. Слайд 7 – пословицы

… дело и в воде не тонет.
… дела и после смерти живут.
Жизнь дана на … дела.
Мир не без … людей.

– Как вы думаете, почему Злючка украла именно эти слова? (дети высказывают свои мнения).

– Попробуем вежливо обратиться к словам, может они нам расскажут секрет Злючки.

– Слова, пожалуйста, повернитесь,
И что спрятано покажите!

Слова « поворачиваются» и появляется фраза: Злючка боится добрых слов.

– Так вот оно что! Значит следующий кирпичик ДОБРЫЕ СЛОВА. Слайд 5.

4. Игра в рифмы.

Ведущий: Ребята, а вы много знаете добрых слов?

– Я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого … (спасибо)

Фея Доброты:

Зеленеет старый пень,
Когда услышит …. (добрый день)

Ведущий:

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)

Фея Доброты:

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (простите, пожалуйста)

Ведущий:

Встретил Витю я – соседа…
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слово … (извините)

Фея Доброты:

И во Франции и в Дании
На прощание говорят … (до свидания)
Игру заканчивать пора.
И мы надеемся, что с ней
Вы стали и добрее и умей.

– А ещё добрые слова называют волшебными. Как вы думаете, почему?

5. Инсценировка сказки «Теремок»

Ведущий: Давайте посмотрим сказку о волшебном слове.

Дети инсценируют сказку «Теремок».

Физминутка.

Упражнение «Внутренняя бесконечность» (Добрые животные).

При выполнении заданий участники занятия имитируют различные внешние реакции, чем вызывают у себя внутренние изменения. Таким образом дети приобретают опыт переживания различных эмоциональных переживаний. На выполнение каждого задания – не менее 1 минуты.

  1. Сядьте, пожалуйста, на стулья так, как сидит котёнок, который греется на солнышке.
  2. Полетайте, как летает бабочка вокруг очень красивого цветка.
  3. Давайте походим, как злой тигр, запертый в клетке.
  4. Сядем, как сидит курица под дождём.
  5. Сядем, как котёнок, который только что попил молока.

Ведущий:

Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть ещё таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» –
Волшебные слова!

Фея Доброты:

Всюду, где нескромному
Укажут отворот,
Вежливый попросит
И пройдёт.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» –
Волшебные слова!

6. Добрые поступки

Фея Доброты: Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она. Как волшебное лекарство, вылечит от многих болезней. Многие люди стремятся к добру и ненавидят зло. На всё хорошее, что для нас делается людьми, нужно отвечать добром. И мы с вами будем учиться быть добрыми.

– Следующий кирпичик нашего Дома Доброты – ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ. Слайд 5.

– Легко ли быть добрым?

Фея Доброты: Я предлагаю вам посетить выставку картин «Добрые поступки». Экскурсоводами по галерее я назначаю… (Трое заранее подготовленных учащихся рассказывают о сюжетах на рисунках, которые расположены на доске.)

7. Игра «Ромашка»

Фея Доброты: Я хочу подарить вам волшебный цветок. На его лепестках даны описания качеств доброго человека.

Дети должны с помощью слайда подобрать к описанию качество доброго человека:

Слайд 8-11.

Ведущий: Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют….

– Человека, у которого доброе сердце, называют…..

– Человек, который желает другим только добра, называют…..

– Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют…

Фея Доброты: Добропорядочность, добросердечность, добродушие, доброжелательность - это качества доброго человека. Они и будут крышей нашего дома.

Слайд 12.

– Посмотрите, какой красивый дом у нас получился!

8. Упражнение «Ручеёк»

Ведущий: Хотели бы вы жить в доме Доброты?

Фея Доброты: Тогда нужно пройти через АРКУ ДОБРОТЫ.

Звучит торжественная музыка.

– Любой из нас может сказать другому много добрых и хороших слов. А как приятно слушать добрые и хорошие слова! Сразу становишься от этого добрее. Сейчас мы будем помогать друг другу стать немного добрее. Встаньте, пожалуйста, в «ручеёк». У нас получилась арка. Сейчас я выберу кого-то одного и мы вместе войдём внутрь арки. В это время вы говорите нам добрые слова. И так далее. Вы говорите добрые слова всем, кто проходит в арку.

Дети под музыку выполняют упражнение.

– Вот мы и в доме Доброты. Как вы себя здесь ощущаете? (Высказывание детей. После этого они рассаживаются на места.)

9. Практическая работа.

Фея Доброты: Чтобы защитить себя и свой дом от проказ Злючки, я предлагаю сделать маленькие обереги. Слайд 13.

Ведущий: Оберег это миниатюрное изображение топора, колокольчика, подковы, ложек, а также веника, кочерги, лаптя. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и родной земле.

Дети в парах под руководством педагогов делают обереги-подковки.

10. Упражнение «Подарок».

Фея Доброты: Объявляю День рождения Дома Доброты. У нас на занятии присутствуют гости. Давайте поблагодарим их за то, что они нашли время приехать к нам в гости и подарим им обереги Добра. Проследите за тем, чтобы подарки были у всех гостей. Дарить подарок нужно со словами:

«Я принёс Вам подарок.
Если нравится, возьмите,
Своим ребятам покажите».

Дети дарят обереги присутствующим гостям.

– На прощанье я хочу подарить вам книжки-малышки, в которых вы найдёте интересные творческие задания. Фея вручает всем детям и гостям книжки.

На фоне страшной музыки звучит голос Злючки: Слайд 2.

Голос Злючки: Ну что, радуетесь? На этот раз я ухожу, но знайте, стоит вам хотя бы раз нарушить правила вежливости, я сразу же вернусь, и тогда вам не поздоровится!

Фея Доброты: Чтобы Злючка снова к нам не вернулась, мы с вами должны поблагодарить друг друга за что-то хорошее.

– Мы часто, а может быть и не очень часто, говорим «спасибо». Так принято. Принято благодарить за подарки, за вкусный обед, за оказанную услугу и за многое другое. Слово «спасибо» приятно не только тому, кто его слышит, но и тому, кто его произносит. Не верите? Давайте проверим. Часто мы забываем или не успеваем поблагодарить человека за что-то важное, что он для нас сделал или сделает. Сейчас в течение 1-ой минуты мы посидим молча. В это время постарайтесь представить вашего одноклассника или одноклассницу, которому вы бы хотели сказать «спасибо», и подумать, за что именно вы благодарны . Когда вы будете готовы, я попрошу вас сказать, кого вы хотели бы поблагодарить и за что. Начните со слов: «Я хочу сказать «спасибо»…»

Когда группа будет готова, педагог (психолог) предлагает высказаться желающим.

– Вот теперь я могу со спокойной душой возвращаться к себе домой. Закройте все глазки, повторяйте шёпотом добрые, вежливые слова. Это поможет мне вернуться домой. Дети выполняют задание. Фея Доброты «исчезает».

IV. Итог занятия.

1 ученик:

Настанет друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить пристанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.

2 ученик:

Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи
Навеки пропадут.

3 ученик:
Пусть грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли –
Он принял – и вежливым стал.

Ведущий: Вот и подошло наше занятие к концу. Ребята, чему вы здесь научились?

– Что было интересного?

– Что вам особенно запомнилось?

– В завершении я хотела бы подарить нашему дому Доброты в день его рождения вазу с цветами. Но она пока пуста. Я попрошу вас наполнить её. Сейчас каждый из вас при выходе из кабинета возьмёт цветок определённого цвета и приклеит его к стебелькам. Цветок красного цвета обозначает то, что наше занятие вам понравилось; цветок жёлтого цвета – вам было скучно на занятии; а если вам занятие совсем не понравилось, то приклейте цветок синего цвета.

– Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаёмся мы сейчас,
В добрый путь вам! В добрый час!

Детям на выбор предлагаются цветки разного цвета. Они приклеивают их на ватман, где изображена ваза со стебельками. После этого выходят в коридор.