Цели:
- познакомить учащихся с условием выбора правописания суффиксов чик/щик,
- научить обосновывать условия выбора согласных ч/щ в данных суффиксах и различать суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением от суффикса со значением профессии и черт характера;
- Развивать кругозор и словарный запас учащегося, раскрывая лексические значения незнакомых слов, используя синонимы.
- Способствовать формированию у учащихся бережного отношения к языку.
Тип урока: комбинированный.
Оформление: рисунок с изображением волшебника, плакаты, доска.
Ход урока
I. Д/з.
Написать сказку, детективную историю (чик/щик), стихотворение.
(см. Приложение)
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Разминка.
/Устно объяснить правописание орфографии/.
IV. Наблюдение.
/Доска/
Объездчик | Точильщик | |
Прокатчик | Гардеробщик | |
Грузчик | Каменщик | |
Разносчик | Спорщик | |
Перебежчик | табунщик |
Ребята, сегодня к нам на урок пришёл маленький волшебник, чтобы помочь Вам тоже стать волшебниками. Да, да - волшебниками. Для этого стоит лишь проявить терпение, внимательность и наблюдательность.
- Вы должны найти и выделить суффиксы в словах, написанных на доске.
- Какое лексическое значение имеют эти суффиксы в данных словах?
а) принадлежность к профессии
б) черты характера
– С первым заданием Вы справились.
– Можно фонетически различить эти суффиксы?
- Объясните, когда пишется суффикс чик?
- Что влияет на его правописание?
/После каких букв пишется?/
А вот волшебная фраза Вам подарок от нашего гостя: волшебная фраза
– Почему, скажите, она волшебная?
– Именно после этих согласных и пишется суффикс чик!
V. Закрепление.
Образуйте новые слова.
/Вы волшебники/.
- Стекло —> стекольщик
- Доклад —> докладчик
- Буфет —> буфетчик
- Обман —> обманщик
- Заказ —> заказчик
- колокол —> колокольчик – какое значение имеет? (уменьшительно-ласкательное)
- перебежать —> перебежчик
- табун —> табунщик
Каждый из Вас является волшебником. И сейчас в этом вы убедитесь,
– Ребята, выделите суффиксы в написанных словах?
– Какое значение имеет в этих словах суффиксы чик//щик? /обозначают принадлежность к профессии/.
б) Отгадай словечко: с объяснением и выделением суффикса
Выборочный диктант. Выписать слова с изучаемыми суффиксами. Является текстом? Доказать.
/Можно устно/
Профессии на любой вкус.
Каждый человек может выбрать специальность по своему желанию. При постройке зданий нужны каменщики, пильщики, печники, кровельщики, водопроводчики.
На железных дорогах работают машинисты, смазчики, заправщики, грузчики, угольщики. Без них не мог бы чётко работать железнодорожный транспорт.
Труд забойщиков и крепильщиков даёт стране драгоценный уголь.
Над тонкой обработкой дерева, металлов, камней, трудятся резчики, полировщики, гравёры.
в) Распределительный диктант. Распределить в колонки в зависимости от значения.
Профессии | особенности характера | суффиксы с умен.-ласк. значением |
Барабанщик, стульчик, доменщик, доносчик, газетчик. Графинчик, выдумщик, сварщик, лимончик, карманщик, каменщик, грузчик, притворщик.
ВыводVI. Итог урока.
Графический диктант. Необходимо записать только суфффиксы.
Вертолётчик, табунщик, вкладчик, зачинщик, крановщик, пререпелетчик, рассказчик, электросварщик, грузчик, фонарщик, заказчик, арматурщик.
1 чик | 5 щик | 9 чик |
2 щик | 6 чик | 10 щик |
3 чик | 7 чик | 11 чик |
4 щик | 8 щик | 12 щик |