Классный час "Кто курит, тот жизнь свою губит"

Разделы: Школьная психологическая служба


Здоровый образ жизни предусматривает обретение высокой мотивации необходимости быть здоровым.

Возраст: учащиеся 5 классов.

Цель: воспитывать интерес учащихся к сохранению собственного здоровья.

Задачи:

  1. Научить учащихся сопротивляться табачной притягательности.
  2. Воспитывать силу воли, чтобы сказать «нет» никотину.
  3. Рассказать ребятам о вреде, который приносят сигареты, какие болезни вызывает активное табакокурение.
  4. Дать представление ребятам о вреде пассивного табакокурения.
  5. Развивать отрицательное отношение к никотину, сигаретам, табачному дыму и табакокурению в целом.

Оборудование: компьютер, диск с записью интервью курильщиков, презентация о влиянии табака на организм человека, магнитофон и доска.

Добрый день. Сегодня мы с вами поговорим о проблеме курения. Самое страшное, что на сегодняшний день все чаще жертвами этого бедствия становятся дети в возрасте 11-15 лет и даже 7-10 лет. Поэтому оставаться в стороне нельзя. Вот почему мы посвятили этой проблеме классный час. Сегодня мы постараемся систематизировать, дополнить свои знания и примем решение о том, какой же образ жизни нам более подходит, что мы выбираем.

Фонограмма песни на мелодию «Хорошие девчата»

Я, я, я секретов не держу.
Всем, всем про куренье расскажу.
Я, я, я не шкаф и не музей –
Хранить секреты от друзей.
Кто, кто, кто не курит и не пьет,
Тот, тот, тот здоровье бережет.
Мы, мы, мы хотим вам дать совет,
Как быть здоровым много лет.
Ля – ля –ля. Жу – жу – жу.
Ля – ля –ля. Жу – жу – жу.
По секрету всему свету про куренье расскажу.
Жу – жу – жу!
Я, я, я секретов не держу.
Всем, всем про куренье расскажу.
Да, да куренье – это вред, мои друзья!
Не тратьте вы здоровье зря.

Упражнение «Снежинки»

- Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

- Нашли? (Участники отвечают, что не нашли).

- А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

- У каждого человека есть привычки. Они бывают полезными и вредными.

Давайте поиграем в игру «Полезные и вредные привычки».

- Перед вами яблоки-карточки, на которых написаны полезные и вредные для здоровья поступки. Внимательно рассмотрите каждое яблоко. Возьмите зеленый карандаш и раскрасьте листочки яблок с полезными для здоровья поступками. Коричневым карандашом раскрасьте листочки яблок с вредными для здоровья поступками и поместите на фрукт червяка, который изображает губительное действие вредных привычек. Если вы не знаете, вредный или полезный для здоровья поступок изображен в яблоке, оставьте листочек не раскрашенным.

Карточки: наркомания, алкоголь, курение, телемания, гигиена, зарядка, режим.

- Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только «выращивание» полезных привычек дело долгое и кропотливое, вредные же привычки, как сорняк очень легко пускают корни, лишь стоит дать им небольшую поблажку. Среди самых опасных привычек, которые способны разрушить здоровье человека – дружба с алкоголем, никотином и наркотиками. Кое-кто из ребят ошибочно полагает, что курение безвредно. Это не так. Давайте с вами послушаем выступление ребят.

1-й ученик. Курение, прежде всего, опасно тем, что оказывает отрицательное воздействие на сердечнососудистую систему человека. А чем опасен табачный дым для окружающих людей, которые находятся рядом с курильщиками?

2-й ученик. Он опасен для окружающих людей тем, что содержит в себе наркотическое вещество – никотин, а также окись углерода, аммиак, эфирные масла, канцерогенные углеводороды и другие вещества.

- К каким заболеваниям приводит употребление табака?

3-й ученик. Это приводит к заболеваниям бронхолегочной системы, к снижению сопротивляемости организма, бронхитам, аллергии, витаминной недостаточности, злокачественным опухолям, к рождению нездорового потомства. Эти болезни могут возникнуть и у некурящего человека, который часто дышит табачным дымом. Поэтому во многих странах мира курить разрешается только в строго отведенном месте, а в общественном транспорте вообще запрещается курить.

- Ребята, а что еще интересное вы можете сообщить об этом «мраке табачного дыма»?

Говорят, что капля никотина
Убивает крупную скотину.
До чего ж вынослив человек,
Если он со смертью ходит рядом,
Отравляясь никотиновым ядом.
И живет довольно долгий век!
Колумб Америку открыл,
Великий был моряк.
Но плохо то, что приучил
Он всех курить табак.
От трубки мира у костра,
Раскуренной с вождем, привычка вредная пошла
В масштабе мировом.

А я хочу сказать о вреде курения так:

«Знать не зря говорят,
Пишут в объявлениях,
Что куренье – это яд,
Вредное явление!»

А сейчас я хочу вам предложить послушать рассказы курильщиков, чья жизнь сильно изменилась после курения.

Рассказ молодого человека по имени Миша.

- Ребята как вы думаете, связано ли физическое здоровье Михаила с тем, что он так рано начал курить?

Рассказ девушки по имени Елена.

- Ребята, сравните две истории, услышанные вами сейчас. Как вы думаете, почему именно их я показала вам сегодня? (Потому, что в них рассказывается о двух самых популярных причинах начала курения.)

- Как вы думаете, почему после первой сигареты Елена не смогла стоять на ногах? (потому, что никотин воздействует на разные отделы мозга, в том числе и на мозжичек, который отвечает за координацию наших движений.)

- Молодцы!

Частушки (исполняют две девочки)

1-ая девочка.

Подружка моя, ты меня послушай,
О вреде курения пропою частушки.

2-ая девочка.

Подружка моя , пой, не сомневайся,
Я пока, что покурю, ты не удивляйся.

1-ая девочка.

Подружка моя, ты бы не курила,
Помнишь, что биологичка наша говорила.

2-ая девочка.

Подружка моя, я бы и не стала,
Но ведь это модно так, я не устояла.

1-ая девочка.

Подружка моя, как тебе не стыдно.
У тебя уже бронхит – разве же не видно.

2-ая девочка.

Подружка моя, разве только бронхи
Где-то голос мой пропал – был когда-то звонким.

1-ая девочка.

Подружка моя, ну а что с зубами
Тебе нужен «Блендамед», ты скажи-ка маме.

2-ая девочка.

Подружка моя, зубы хоть не видно.
На лицо ты посмотри – вот ведь что обидно.

1-ая девочка.

Подружка моя, что ж с лицом-то стало.
Было белое, как мел, серым оказалось.

2-ая девочка.

Подружка моя, веришь или не веришь
Брось быстрее ты курить, враз похорошеешь.

- Давайте с вами поиграем. У каждого на столе лежат листы бумаги. Ваша задача за 2 минуты вспомнить и отметить на рисунке человека цветными карандашами «зоны риска» для здоровья, вызываемых курением.

Ролевая игра «Умей сказать “нет”».

- Многие дети начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться.
Сейчас МЫ с вами поиграем в игру (Умей сказать нет). В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать.
К доске выйдут 2 ученика. Они разыграют сценку предложения закурить. Интересно посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться. Все остальные будут внимательно следить за диалогом и решат, кто победил в словесной дуэли.
Первый диалог подготовили Миша и Саша.
Психолог дает детям книгу, предлагая разыграть диалоги.

Диалог № 1
Миша. Давай закурим!
Саша. Я не могу.

Миша. Почему?
Саша. Родители увидят.
Миша. А мы отойдем за угол.
Саша. Мне нельзя, у меня сердце болит.
Миша. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.
Саша. А я сигареты без фильтра не курю.
Миша. У меня с двойным фильтром.
Саша. Да я спички забыл.
Миша. У меня есть зажигалка.
Саша. Соседи из окон нас увидят.
Миша. А мы пойдем в подвал.
Саша молчит, не зная, что сказать.

- Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?

дети считают, что победил Миша.

Как это ни странно, Саша, ни разу не сказал: (Я не хочу). А ведь этого было бы достаточно, чтобы Миша от него отстал. Ведь если Миша его друг, то он должен уважать его желания. Иначе, о какой дружбе речь. Отговорки Саши сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ, таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самое весомое, с вашей точки зрения, объяснение и настаивайте на нем.
А теперь другой диалог: Кати и Лены.

Диалог №2
Катя. У меня есть сигареты, давай покурим.
Лена. Ой, нет, я не могу!
Катя. А почему?
Лена. От меня будет пахнуть табаком.
Катя. Ну и что?
Лена. Родители узнают.
Катя. А ты к ним не подходи.
Лена. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала. Потому, что я курила.
Катя. А ты надушись.
Лена. Тогда родители обо всем догадаются.

Катя не знает, что еще предложить.

- Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом диалоге?

Класс считает, что побед ила Лена.

В этом диалоге Лена настаивала на одной версии, что родители ее разоблачат в любом случае. Если бы Катя продолжала настаивать, это было бы неуважением к семье Лены. Поэтому диалог прекратился. Теперь послушаем третий диалог: Сережи и Димы.

Диалог № 3. 
Сережа. На, кури.
Дима. Я не буду.
Сережа. А что тогда сюда пришел?
Дима. Просто так.
Сережа. Ну, тогда иди отсюда.
Дима уходит.

- Кто оказался сильнее в этом диалоге?

дети затрудняются ответить.

В этой сценке вроде бы сильнее оказался Дима, но ему придется уйти и потерять уважение группы. Он мог бы сказать: «Уже 6росилх или ((Что-то сейчас не хочется», но рано или поздно нужно будет закурить.
давайте повторим этот диалог по-другому.

Диалог № 4
Сережа. На, кури.
Дима.. Не хочу!
Сережа. Кури, за компанию!
Дима. Отстань, кури сам, если хочешь!
Сережа. А что тогда сюда пришел?
Дима. Захотел и пришел.
Сережа. Ну, тогда иди отсюда.
Дима. Не хочу.

- Вот сейчас Дима явно оказался сильнее. Но так может вести себя только человек, уверенный в себе. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают. А за что могут уважать?

Примерные ответы детей:
— За спортивные достижения.
— За силу.
- За смелость.
- За то, что хорошо разбирается в чем-то.
- Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей? Психологи дают такие советы:
- Просто сказать <нет» без объяснения.
— Отказаться и объяснить причины отказа.
— Отказаться и уйти.
Говорить как заезженная пластинка, на все уговоры отвечать <(нет)>, «не буду»
— Не обращать внимания на предложения закурить.
— Постараться объединиться с кем-то, кто тоже не курит.
— Постараться избегать курящих компаний.

Сформулируйте главные выводы изученной темы в виде памятки “Мои аргументы против курения”:

  • Курение разрушает организм.
  • Курение приводит к неизлечимым болезням.
  • Курение снижает физическую активность.
  • Курение портит цвет кожи.
  • Никотин забирает свободу, человек становится его рабом.

Песня «Дорогою добра».

- Спасибо вам за работу. И в заключении я бы хотела сказать:

Так будьте хозяином своей судьбы!

Помните: здоровье и счастье в ваших руках!

Литература:

  1. Классные часы на тему: «Профилактика вредных привычек». Методическое пособие с электронным приложением/ Авт. – сост. Р.А. Кострыкин. – М.: Глобус, 2008. – 111с.
  2. Правдина О.В., Просвирнова О.Е., Мишина С.Е., Коротеева Т.В. Методическое пособие по воспитательной работе. По курсу «Мой выбор».- М.: Ижица, 2003. – 176с.
  3. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий./ Сост. и ред. Ю.В. Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 250с.