Мониторинг здорового образа жизни

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Социальная педагогика


Цели и задачи:

  • рассмотреть понимание учащимися здоровья и здорового фактора;
  • установить основные факторы, влияющие на здоровье человека;
  • сформировать представления о единстве человечества в его многообразии
  • развить умения анализировать и применять полученные знания в жизни.

Оборудование: плакат «здоровье и негативные факторы»; листовки с информацией о пищевых добавках; устройство прибора, имитирующего процесс курения; 3-и стакана с водой и 3-и стакана со спиртом, сахар, кусочек хлеба, яичный белок; 3-и образца проростков пшеницы на воде, пиве и спирте.

Ход мероприятия

Ведущий: В последние годы все больше и больше каждый человек начинает осознавать ценность здоровья. В нашей стране многие годы наивысшей ценностью считались достижения в овладении профессией. Здоровье при этом отводилось на второй план. Однако, как писал Френсис Бекон: «Ничто так не содействует успеху нашей деятельности, как крепкое здоровье; наоборот, слабое здоровье слишком мешает ей.»

Ведущий: Здоровье человека — важнейшая жизненная ценность. Каждый из нас имеет полное право быть физически здоровой и гармонично развитой личностью. Условием этого, несомненно, является здоровый образ жизни. 1 Ведущий: Сегодня мы должны выяснить, что же такое здоровье и какие негативные факторы могут отрицательно влиять на здоровый образ жизни, И в этом нам помогут приглашенные гости и специалисты.

Ведущий: Сегодня у нас в гостях ведущий психолог (Ф.И.О.) Она расскажет нам, что же такое здоровье и так же определит негативно влияющие факторы на ЗОЖ.

Итак, мы просим пройти её к нам. Встречаем!!! (музыка) Здравствуйте!

Вопросы для психолога .

Ведущий: Здравствуйте! Помогите нам ответить, что же такое здоровье и как здоровье взаимосвязано со здоровым образом жизни?

Ответ: Многие считают, себя здоровыми людьми, только потому, что у них отсутствуют болезни. Но это мнение будет не верным. Человек может быть здоровым физически, но душевно нездоровым. Поэтому всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней или каких — либо нарушений.

Ведущий: А можно быть здоровым всегда, не делая для этого никаких усилий?

Ответ: -Я предполагаю, что в нашем современном обществе это невозможно. Что бы быть здоровым, необходимо непременно вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья. Здоровье само по себе не может существовать, так как оно полностью зависит от образа нашей жизни.

Мною был проведен опрос среди обучающихся вашей школы. Им было задано выделить негативные факторы отрицательно влияющие на здоровье человека.

Ребята выделили шесть основных отрицательно влияющих факторов на здоровье человека.(Демонстрация плаката) Рис. 1 (С.Г. Ахмерова, З.Ф. Мубинова, Э.А. Ижбулатова «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях.» Уфа: Информреклама 2005 - 89 с.)

Они нарисовали плакат, на котором образно представили здоровье и все шесть факторов: нездоровое питание, неправильная организация режима дня, курение, употребление спиртного, отказ от спорта, экология (пренебрежительное отношение к окружающей среде).

Здоровье или просто человек представлен виде цветка, который находится в руках самого человека (ведь здоровье зависит от самого себя, именно поэтому в руках). Черными стрелками направленными на цветок показываются негативные факторы отрицательно влияющие на здоровье, а руки как бы служат преградой от этих факторов. Каждый человек делает свой выбор: пустить в свою жизнь тот или иной фактор.

Подробней нам о пищевых добавках расскажет преподаватель химии (Ф.И.О.).

Вопросы для учителя химии:

Ведущий:1) Добрый день. Скажите для чего добавляют пищевые добавки в пищевую продукцию?

Ответ: В настоящее время, что бы увеличить срок хранения пищи или ввести в заблуждение наш организм (сделать еду вкуснее, чем она есть на самом деле), применяется множество препаратов (пищевых добавок). По большей части это искусственно синтезируемые химические соединения, но есть и натурального происхождения.

Пищевые добавки делятся по принципу действия на несколько групп (типов), группу можно определить по первой цифре указанной после буквы Е. Рис. 2

Ведущий: Значит они могут быть полезными. Они могут нанести вред организму?

Ответ: - да, конечно, но не все.

Наиболее вредными можно считать консерванты и антиокислители. Консерванты нарушают биохимические реакции, как следствие в среде, в которой присутствует такой препарат, жизнь становится невозможна и бактерии погибают, что дольше сохраняет продукт от порчи. Человек, состоит из огромного числа самых различных клеток и обладает большой массой (по сравнению с одноклеточным организмом), по этому в отличие от одноклеточных организмов не погибает от употребления консерванта (в некоторых случаях, ещё и потому, что соляная кислота, содержащаяся в желудке разрушает консервант), однако, если в человеческий организм попадёт большая доза консервантов, то последствия могут быть очень печальными.

Консерванты и стабилизаторы действуют сродни антибиотикам. Много вредных добавок среди красителей, потому как сами красители по большей части являются 100% синтетическими веществами. Здесь нужно быть внимательным - некоторые красители опасны или просто вредны!

Ведущий: Есть запрещенные?

Ответ: - да. В частности, запрещены: Е121 и Е123, но есть и другие. Стабилизаторы по большей части являются веществами растительного или животного происхождения, например: Е406 — Агар-агар (продукт, получаемый из морских водорослей и схожий по действию с желатином). Но всё же большая часть стабилизаторов это вещества хоть и имеющие природную основу, но химически «доработанные».Эмульгаторы чаще представлены минеральными веществами, например: Е500 — сода (гидрокарбонат натрия); Е507 — соляная кислота; Е5 13 — серная кислота. Минеральные вещества — естественные продукты, следовательно, они привычны нашему организму, а в большинстве случаев организм даже нуждается в них (минералы) и содержит их в своём составе (например, весьма концентрированная соляная кислота в желудке: рН 0,9 — 1,5). Не стоит думать, что все эмульгаторы безвредны. В природе существует множество естественных, минеральных веществ, которые являются ядами или просто токсичны.

Ведущий: Сегодня наши юные химики продемонстрируют ряд опытов доказывающие о факте вредного содержания некоторых продуктов.

Опыт 1: Две пробирки. Одна заполнена водой, другая напитком «Кока-кола». В обе пробирки опускают маленькие кусочки мяса. Когда кусочки мяса доходят до дна пробирки, то в пробирке с напитком мясо полностью растворяется, а в пробирке с водой мясо благополучно достигает дна и не растворяется.

Опыт 2: Два стакана. В один наливаем напиток Пепси-кола, в другой воду. В оба стакана помещаем куриную косточку на 40 минут (желательно сделать этот опыт на час раньше). Косточка лежавшая в напитке стала мягкой и её легко завязать в узел, кость лежавшая в воде осталась твердой.

Опыт 3: Два стакана. Один заполнен водой, другой напитком «Кока-кола». В оба стакана опускают чипсы «Лейс». В момент опускания чипсов в напиток происходит реакция. Чипсы с шумом (шипят) и большой скорость бесследно растворяются в напитке. В воде чипсы медленно набухают и опускаются частями на дно.

Опыт 4: Две пробирки. Одна заполнена домашним компотом, другая напитком «Кока-кола». В обе пробирки опускают жевательную конфету или, например, «Ментос». Из пробирки с напитком резко поднимается фонтан с пеной, залив стол. В пробирке с компотом реакции не наблюдается.

Опыт 5: Две пробирки. Одна заполнена домашним компотом, другая напитком «Фанта». Затем выливаем содержимое пробирок и наблюдаем, что на стенках пробирки с «Фантой» осталась краска ядовито оранжевого цвета, а стенки пробирки с компотом остались прозрачные.

Вывод: Все эти опыты доказывают, что в состав напитков кока –кола, пепси- кола, фанта, газированных вод входят сильные кислоты и красители, а так же другие не менее опасные химические соединения, которые могут повредить слизистую желудочно-кишечного тракта человека.

Ведущий : Что же вы, как учитель химии, нам посоветуете?

Ответ: -Если в своём холодильнике вы обнаружили продукты, содержащие хотя бы одну пищевую добавку из этого перечня, то лучшее что вы можете сделать с этим продуктом - выбросить его и больше никогда не покупать!

Помните - в настоящее время нет никого, кто бы точно знал, как работает живой организм, и никого, кто бы мог улучшить его работу. Любая модернизация, модификация продуктов, которые мы употребляем в пищу, неизбежно ухудшает качество этих продуктов для нашего организма, а сами модификации и улучшения, ведут к подрыву здоровья. Старайтесь употреблять натуральные продукты, которые не содержат синтетических веществ, избегайте обмана собственного организма различными усилителями вкуса, цвета, заменителями сахара. Поверьте - кариес намного приятнее рака щитовидной железы и почечно-каменной болезни.

Ведущий: С пищевыми добавками мы разобрались, но от девочек мы узнали, что в продукты добавляют ГМО. Сегодня у нас в гостях молодой специалист по генной инженерии — (Ф.И.О.). Она нам расскажет, что же такое ГМО и несет ли оно опасность для здоровья. Встречаем...Вопросы для специалиста:

Ведущий: 1) Здравствуйте! Объясните, что же зашифровано под буквами ГМО?

Ответ: - Генетически модифицированные организмы (ГМО) можно определить как организмы, в которых генетический материал (ДНК)(демонстрация макета цепочки ДНК) изменен в не естественных условиях. Эту технологию часто называют «современной биотехнологией» или «генной технологией», а иногда также называют «рекомбинантной ДНК-технологией» или «генетической инженерией». Она позволяет переносить отобранные индивидуальные гены из одного организма в другой, а также между не связанными между собой разновидностями. Рисунок: 2 Хромосомы (красная и зеленая) вывешиваются на доске. В процессе объяснения учитель демонстрирует обмен участками хромосом, т.е. отрезает от красной хромосомы часть и прикрепляет её к зеленой.

Такие методы используются для создания генетически модифицированных растений, которые затем используются для выращивания генетически модифицированных пищевых культур.

В нашей стране разрешено использование 13 видов ГМО (генетически модернизированных организмов) для продажи и производства продуктов питания, в том числе детского питания. Промышленное производство ГМО не разрешено, а для того, чтобы получить разрешение, каждый сорт должен пройти экологическую экспертизу.

Ведущий: 2) Почему производят ГМ (генетически модифицированные) пищевые продукты?

Ответ: Генетически модифицированные пищевые продукты разрабатываются — и поступают на рынок — потому, что существуют некоторые ощутимые выгоды либо для производителя, либо для потребителя этих пищевых продуктов. Это означает получение продукта с более низкой ценой или большими преимуществами (в плане увеличения срока хранения или питательной ценности) или с обоими качествами. Например: Один килограмм ГМП, добавленного в пельмени, увеличивает продукт на пять килограмм. По оценкам исследовательских организаций ГМ растения обладают рядом достоинств: они более неприхотливы, устойчивы к вирусам и сельскохозяйственным вредителям, быстрее достигают зрелости, обеспечивают большую урожайность, лучший вкус, легче перерабатываются, дольше хранятся, при их производстве используется меньше химических удобрений и пестицидов и т.д. Полевые испытания проходит сладкий картофель, устойчивый к вирусам, которые уничтожают его традиционных “родственников” в Африке и рис, обогащенный железом и витаминами, способный решить проблему голода в Азии. Получены лабораторные образцы бананов, содержащих “вакцины”, способные излечивать некоторые инфекционные заболевания, которыми страдает человечество - например, гепатит Б.

Ведущий: 3) — Получается, что ГМП обладают положительными результатами?

Ответ: - Не совсем. Многие ученые опасаются, что ГМО увеличивают риск возникновения опасных аллергий, пищевых отравлений, мутаций, а также вызывают развитие невосприимчивости к антибиотикам. Более половины трансгенных белков, обеспечивающих устойчивость растений к насекомым, грибковым и бактериальным заболеваниям токсичны и аллергенны. Не исключена вероятность того, что чужеродная ДНК способна накапливаться во внутренних органах человека, а также попадать в ядра клеток эмбрионов, что может привести к врожденным уродствам и даже гибели плода. В группу риска попадают дети и подростки, они меньше всего защищены от воздействия чужеродных генов.

В общем, если есть пищу, которая была генетически модифицирована, то могут мутировать те бактерии в нашем кишечнике, которые отвечают за ее переработку, (или от изменений в еде, скорее всего, одни бактерии могут вытесняться другими). Следовательно, Ваш организм тоже может трансформироваться. И никто не даст гарантии, что в лучшую сторону. Исследования показали, что у крыс, питавшихся трансгенным картофелем, ухудшился состав крови, были выявлены аномалии в размерах внутренних органов, практически у всех погибших животных была выявлена патология тонкого и толстого кишечников.

Вас никто не заставляет употреблять трансгенные продукты. Не хотите - не ешьте. В соответствии с поправкой к закону “О защите прав потребителей” 2005 года, каждый продукт, содержащий любое количество ГМ ингредиентов, должен быть отмечен специальной маркировкой. Но требования и правила контроля нанесения соответствующей маркировки в настоящее время не разработаны. Это позволяет производителям пренебрегать правилами маркировки. А пока не все производители пишут о содержании генетически-модифицированных компонентов продукта.

Ведущий: Посоветуйте, что же нам теперь кушать?

Ответ: Я предлагаю выборочно покупать продукты. (Демонстрация « +» и «-» продуктов).

Я выделила две категории продуктов:

Опасные для здоровья и более менее пригодные для еды. Если же все таки захотелось купить что-то «особое», то это делать необходимо не каждый день, то есть редко, для того чтобы эти консерванты не накапливались в больших количествах в организме.

Родителям можно посоветовать готовить дома блюда из натуральных продуктов: мяса, рыбы, круп, макарон, соусов нашего башкирского производства. И по возможности разнообразить рацион питания своих детей, что бы им меньше хотелось купить вредный продукт.

Ведущий: - спасибо за полезные советы.

Сделаем вывод. Питание важнейший фактор от которого зависит наше здоровье. Но, к сожалению, все магазины просто завалены вредными пищевыми продукциями. Значит, при покупке в магазинах мы будем выбирать продукты не оказывающие вреда для здоровья.

Ведущий: - Следующим не мало важным фактором в здоровом образе жизни является употребление спиртных напитков и курение. По этому вопросу выступит социальный педагог (Ф.И.О.). Встречаем...

Ведущий: - Здравствуйте! Вопросы для социального педагога:

Ведущий: 1) Скажите, употребляют ли спиртные напитки обучающиеся нашей школы?

Ответ: Обидно, но обучающиеся все таки принимают алкогольные напитки. Хотя в каждой семье и в школе ведутся профилактические беседы.

Ведущий: 2) Какие в основном напитки они употребляют?

Ответ: В основном любимым напитком молодежи является пиво.

Ведущий: А может пиво это безвредный слабоалкогольный напиток?

Ответ: Ученые, исследующие проблему алкоголизма, вполне обоснованно считают неправомерным разделение спиртных изделий по степеням их вредного воздействия на организм, поскольку нет среди них безвредных.

Вопреки такой установке производители пива, рекламируя свой товар, стремятся увеличить приток покупателей тем, что пиво не алкогольный, а слабоалкогольный, якобы безвредный и чуть ли не полезный “напиток”. И это несмотря на то, что за последние годы содержание алкоголя в пиве достигает в некоторых сортах 14% (т.е. соответствует по спиртосодержанию винам), тогда как в бытность СССР крепость пива в зависимости от сорта колебалась в пределах 1,5-6%, а чаще - от 2,8% в Жигулевском до 3,5% в Московском.

Ведущий: 4) Мы часто слышим пивной алкоголизм. Что это такое и насколько опасны его последствия?

Ответ: - О том, что существует пивной алкоголизм известно давно. И хотя в ваших глазах он менее опасен, чем винный и водочный, последствия его разрушительны. В ХIХ веке англичане, борясь с алкоголизмом, решили вытеснить крепкие алкогольные изделия пивом. Но вскоре пришлось отменить “пивной закон”, поскольку его введение лишь усугубляло пьянство. Исследования, проведенные во многих странах, свидетельствуют, что хронический алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее от употребления пива, чем от крепких алкогольных изделий. Вред пива для человеческого организма очень обширен. Гибель клеток головного мозга (которые, отмирая, попадают в кровь, отфильтровываются почками и выходят с мочой - прим.ред.), нарушение функций спинного мозга, миокардиодистрофия, цирроз печени, гепатит, панкреатит, гастрит, невропатии, поражение зрительного и слухового анализаторов.

Больные пивным алкоголизмом попадают в больницы в крайне тяжелом, запущенном состоянии, чаще всего с выраженным слабоумием и снижением личностной оценки. Таковы основные последствия пивного алкоголизма.

Ведущий: 5) На какой из органов организма человека пиво несет самое разрушительные действия?

Ответ: Самое разрушительное и вредное последствие неумеренного потребления пива - больное сердце или, как назвал его немецкий врач профессор Болингер, баварское “пивное сердце”. Оно выражается в расширении полостей сердца, утолщении его стенок, некрозах в сердечной мышце, уменьшении митохондрий и др. Признано, что эти изменения связаны с наличием в пиве кобальта, применяемого в качестве стабилизатора пивной пены. Содержание в пиве этого токсического элемента в сердечной мышце у употребляющих пиво превышает допустимую норму в 10 раз. Кроме того, у употребляющих пиво кобальт вызывает воспалительные процессы в пищеводе и желудке.

Мною совместно с девочками 9 класса юными химиками и биологами были подготовлены опыты доказывающие разрушительное действие на пищеварительную систему. Сейчас девочки продемонстрируют и объяснят ряд опытов. Рис. 3 (С.Г. Ахмерова, З.Ф. Мубинова, Э.А. Ижбулатова «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях.» Уфа: Информреклама 2005 -103 с.)

Опыт №1. Берем два сосуда и помещаем в каждый сахар, затем в один добавляем воду, в другой спирт и помешиваем. Вывод: Сахар в воде растворяется, значит, сахар легко переваривается и всасывается в кровь; сахар в алкоголе не растворяется, значит сахар всасываться не будет и чувство голода сохраняется на долго.

Опыт №2. Вывод: Хлеб в воде разбух и стал мягким, значит, он легко переварится. Хлеб в алкоголе затвердел и уплотнился, значит, он не будет готов к всасыванию и будет царапать стенки желудка.

Опыт №3. Вывод: Яичный белок в воде растворился, значит, он готов к перевариванию. В алкоголе - свернулся, денатурировал. Значит, всасываться белковая пища не будет.

Ученица: Нами был проведен еще один опыт «влияние алкоголя на рост и развитие растений». В течение трех недель мы проращивали семена пшеницы. В три емкости были помещены зерна пшеницы. Первая поливалась водой, вторая пивом, третья разбавленным спиртом. Через 3 дня семена поливаемые водой хорошо проросли, семена поливаемые пивом взошли только на седьмой день, а семена поливаемые спиртом не только не проросли, а даже испортились. Затем проросшие семена на воде были посажены в три емкости с одинаковой землей. Первая емкость поливалась водой, вторая пивом и третья разбавленным спиртом. Посмотрите. В первой емкости хорошо проросли семена поливаемые водой, во второй емкости то же проросли семена, но они значительно отстают в росте, а в третьей — ничего не выросло. Вывод делайте сами.

Социальный педагог: Спасибо девочки!

Но самое интересное, пиво содержит ряд токсических веществ, в том числе соли тяжелых металлов, вызывающих изменения в эндокринной системе. Так, в организме мужчин при систематическом употреблении пива выделяется вещество, подавляющее выработку мужского полового гормона тестостерона. Одновременно начинают вырабатываться женские половые гормоны, вызывающие изменения внешнего вида мужчины. У пьющих пиво мужчин разрастаются грудные железы, становится шире таз. У женщин, употребляющих пиво, возрастает вероятность заболеть раком, а если это кормящая мать, то у ребенка возможны эпилептические судороги. Также у женщин становится грубее голос и появляются так называемые “пивные усы”.

Ведущий: 6) - Алена Анатольевна в вашей профессиональной практике встречались подростки болеющие пивным алкоголизмом?

Ответ: -Могу с радостью сказать что таких детей в нашей школе не было и нет.

Но часто на сельской дискотеке происходят потасовки среди нетрезвой молодежи. И из своей профессиональной практики я уверенно могу сказать, что пиво — наркотик, вызывающий агрессию. Согласно современным исследованиям, пиво - это первый легальный наркотик, прокладывающий путь другим, более сильным нелегальным наркотическим средствам. Именно потребление пива является первопричиной причиной искалеченных судеб миллионов наших соотечественников. Наркологи утверждают, что алкоголь является самым агрессивным из наркотиков, а пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью. В основном все драки, убийства, изнасилования и грабежи происходят в нетрезвом состояние людей.

Ведущий: 7) Как вы считаете, что является началом употребления спиртных напитков?

Ответ: Из профессиональной практики я могу сказать что, началом употребления алкогольных напитков является курение. Бытует мнение среди молодежи «если куришь, то и пьешь и наоборот.» Те люди, которые получили при жизни социальный статус алкоголика, искренне говорят что началом их неудачной полосы жизни является курение. Сегодня я приготовила видео фильм о курение, в котором вы увидите всю отрицательную сторону курения.Просмотр фильма.

Девочки подготовили прибор, имитирующий курение.

Демонстрация прибора. Рис. 4 (С.Г. Ахмерова, З.Ф. Мубинова, Э.А. Ижбулатова «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях.» Уфа: Информреклама 2005 - 89 с.)

Ведущий: Мы узнали, что нет безопасных алкогольных напитков, а пивной алкоголизм не менее опасен водочного и винного. Но самое страшное, что при длительном употребление пива мужчины внешне становятся похожи на женщин, женщины приобретают «пивные усы». Первым шагом к спиртным напиткам является курение.

Ведущий: Одним из важных составляющих здоровый образ жизни людей является соблюдение режима дня и занятие спортом.

Нами были проведены наблюдения и опрос родителей. Оказалось, что режим дня соблюдают в основном обучающиеся с первого по пятый класс. Эти обучающиеся имеют хорошую успеваемость. Остальные классы, в основном, имеют проблемы в учебе и в поведение. По этому вопросу более подробно ответит психолог Лилия Раисовна.

Ведущий: 1) Какое значение имеет для здоровья школьников правильно организованный режим дня?

Ответ: Очень большое, и не только для детей, но и для взрослых. Часто наблюдается такая картина. Ученик быстро утомляется, отсутствует интерес на уроках, апатия, безразличие, жалобы на головные боли и подобного рода причины. И чаще всего за этим стоит не соблюдение режима дня.

Ведущий: 2) Какой режим дня вы нам посоветуете?

Если у Вас наблюдаются отклонения от приведенных нормативов, то следует подумать об изменении своего режима дня. Правильно организованный режим дня — одна из основных составляющих здорового образа жизни. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления.

Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У подростков, не соблюдающих режим дня, наблюдается отставание в умственном и физическом развитии. Лица, имеющие «плавающий» режим рабочего дня, чаще страдают неврозами, заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Соблюдение режима дня — это не только условие формирования хорошего психического и физического здоровья, но и выработки стереотипа поведения во время работы и отдыха.

Соблюдение режима дня способствует повышению иммунитета, нормализует пищеварение и сон, облегчает переход от активного состояния в пассивное и, наоборот, повышает устойчивость к воздействию стрессовых факторов, дисциплинирует. Поэтому соблюдение режима дня важнейшее правило сохранения здоровья.

Правильный режим дня предполагает подъем и отход ко сну в одно и то же время. После подъема необходимо совершать утренний туалет. Рекомендуется делать утреннюю зарядку, однако в ряде случаев возможно перенесение физических упражнений на более позднее время. После этого рекомендуется принять завтрак.

В течение дня необходимо чередование различных видов активности, в первую очередь — умственной и физической. Для детей необходимо паузы между занятиями заполнять играми. Смена видов деятельности снимает усталость и способствует восстановлению работоспособности.

Чрезвычайно важно ежедневно бывать на свежем воздухе. дети должны проводить не менее 1,5-2 ч на свежем воздухе. Это могут быть прогулки, игры на свежем воздухе, физические упражнения. Их рекомендуется проводить в конце рабочего дня для восстановления работоспособности. Спокойные прогулки перед сном могут способствовать более быстрому наступлению полноценного сна. Продолжительность активного отдыха в течение суток должна быть в пределах 1,5 ч у детей, 1 ч у подростков. При превышении этого времени интенсивность работоспособности организма падает. Ужинать необходимо не позднее, чем за 1,5-2 ч до сна. Перед сном необходимо исключить умственную работу, возбуждающие игры и просмотр напряженных фильмов. Отходу ко сну должны предшествовать процедуры вечернего туалета. Спать лучше в тихих проветриваемых помещениях с задернутыми занавесками или шторами. Громкие звуки, яркий свет мешают спокойному сну. В душных помещениях увеличивается потребность во сне, сон становится менее полноценным.

Из своей практики могу сказать, что здоровые дети в тех семьях, где большое внимание уделяется рациональному режиму дня и занятиям спорта.

Ведущий: Спасибо! Сегодня мы с вами постарались разобрать все негативные факторы, отрицательно влияющие на наше здоровье. Советую избегать их и вести здоровый образ жизни.

Берегите себя и своих близких!