Открытый урок химии в 8-м классе по теме "Вода в жизни"

Разделы: Химия


Дидактические цели: формировать представление о воде как о веществе, о ее роли в природе, для жизни человека и растений.

Развивающие цели: формировать обще учебные умения и навыки, наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль, творческие - в прочтении стихов, работа с учебным текстом.

Воспитательные цели: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешную исполнительскую деятельность, сообразительность, наблюдательность, увлеченность экспериментом, развитие нравственно-эстетических качеств при описании природных явлений, связанных с водой, посредством эмоционального воздействия через музыку, чтение стихов, изготовление изделий декоративно прикладного характера.

Оборудования и реактивы: мультимедийный проектор, стакан с водой, черный ящик.

Эксперимент: за три недели до урока заложить пять экспериментальных полиэтиленовых стаканчиков или цветочных горшков с двумя головками репчатого лука в каждом.

Условия проведения эксперимента: в одинаковых условиях освещения, осуществлять полив через день 2 столовыми ложками воды, каждый стаканчик:

Горшок 1 – артезианской водой, 2 – талой водопроводной водой, 3 – серебряной водой, 4 – кремниевой водой, 5 – магнитной водой.

Музыкальное оформление:

  • Заставка из программы «Что ? Где? Когда?» (муз. фон 1);
  • «Живи ,Родник, живи» (С.Беликов), (муз. фон 2);
  • «Звуки природы» (шум моря) (муз. фон 3);
  • «Звуки природы» (шум ручья) (муз. фон 4);
  • «Happy New Year!» (муз. фон 5).

Ход урока

Учитель: Добрый день ребята! Добрый день уважаемые гости! (муз. фон 1)

Лаборант вносит черный ящик, а учитель говорит: «Китайский философ Лао-Цзы утверждал, что это – «Самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом» (стакан с водой )

Учитель: Эпиграфом к уроку пусть будут слова – (<Приложение 1> слайд 1)

…Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.
Ты – величайшее в мире богатство…
(Антуан де Сент-Экзюпери)

I. Многообразие воды

Учитель: Леонардо да Винчи сказал: «Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле» и главная мысль сегодня на уроке вода в жизни и об этом красиво сказано в стихах (муз.фон 2)

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда
Струя водопада и брызги фонтана
И все это только вода
Высокие брызги вздымая
Бушует морская вода
И топит, как будто играя
Большие морские суда
И в кружево, будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А в сущности только – вода.

Учитель: О воде говорят, что она бывает живой и мертвой, легкой и тяжелой, целебной и минеральной.

Она может быстро бежать


Горная река

тихо струиться


Морской штиль

реветь водопадом


Ниагарский водопад

молчать айсбергом


Айсберг

дымить гейзером


Гейзер

и блистать капелькой росы


Роса

завораживать и вдохновлять, грозить девятым валом


Репродукция Айвазовского «Девятый вал»

и весело плескаться


Летний дождь

О ней сложены былины и песни , ее уважают и почитают, без нее невозможна жизнь. (Выкл. музыку)

Учитель: В течение 1 мин. Запишите I урока «Многообразие воды», о готовности сигнальте зеленым «симофором».

II. Роль воды на Земле.

(слайд 2) Учитель: Аристотель включил воду в число 4 основных начал природы, не будет ее – погаснет жизнь на земле. Какова же ее роль?

Ребята вам дано было задание найти информацию о роли воды для Земли, приготовьтесь давать комментарии

РОЛЬ ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ

  1. Колыбельная жизни
  2. Среда обитания большинства живых существ
  3. Среда протекания всех биохимических реакций
  4. Основная пища растений: Н2О + СО2 = О2 + органические в-ва
  5. Важнейший преобразователь неживой природы(скалы почва)
  6. Главный растворитель неживой природы(соли Мирового океана)
  7. Участник практически всех химических реакций на земле
  8. Мощный источник энергии
  9. Важнейший регулятор климата на земле

Вывод: «Вода важна для жизни планеты Земля»

III. Вода и человеческий организм

А какова роль воды для человека?

Учитель: Человеческий организм это фабрика воды ,

При нормальных условиях организм нормального человека находится в состоянии водного равновесия, кол-во потребляемой воды равно кол-ву выделяемой, нарушение этого равновесия вызывает в организме тяжелые последствия:

  1. При потере воды от 500 мл до 1 л – жажда;
  2. От 2-2.5 л – потеря сознания;
  3. 14-15 л – летальный исход.

Каков же процент содержания воды в нашем организме (слайд 3) расскажет Пастика А.

«Содержание воды в организме человека»

Органы в организме человека Содержание в %
 Головной мозг белое вещество  70%
 Серое в-во  83%
 Спиной мозг  75%
 Почки  82%
 Сердце  79%
 Легкие  79%
 Мышцы  75%
 Кожа  72%
 Печень  70%
 Скелет  46%
 Зубная эмаль  0,2%
 Стекл. Тело глаза  99%
 Слюна  99,4%
 Желудочный сок  99,5%
 Плазма крови  92%

Общее процентное содержание воды в организме человека равно 65%.

В организме 5л крови из них 3,5 приходится на плазму. Кровь человека по элементарному составу близка к морской воде (слайд 4)

Раствор Элементы % (от общей массы )
 Cl2  Na  O2  K  Ca
Вода океана  55  30,6  5,6  1,1  1,2
Кровь человека  50  30  9,9  1,8  0,8

Вывод: каждый человек – носитель следов морского происхождения. Доказательством этого служит то, что при обезвоживании или потере крови вводят физиологический раствор 0,85% р-р NaCl . Вода – необходимое условие для существования и функционирования систем органов.

Вода создает благоприятную атмосферу для релаксации (физкультминутка (муз. фон 3)

IV. Вода в жизни растений

Учитель: А как себя вода ведет по отношению к растениям, мы узнаем из исследовательской работы экспериментатора Чекан А.

Ученик: Целью моего исследования было выяснить, как биологически активная вода действует на растения, а именно на рост, всхожесть и массу. За две недели до урока я заложил опытную площадку из 5 пластиковых стаканчиков в которые я посадил по 3 луковицы (на случай если погибнет одна или две). И поливал их через день двумя ложками биологических вод. Все горшки находились в равных световых условиях (слайд 5):

Горшок <Приложение 2>

  1. поливал водопроводной водой;
  2. талой водопроводной водой;
  3. серебряной водой;
  4. кремниевой водой;
  5. магнитной водой.

После проведения исследовательского эксперимента, измерив длину пера линейкой , массу пера лука на электронных весах (слайд 6), данные были внесены в сводную таблицу (слайд 7).

Виды активной воды Длина пера(см) Масса пера(г) Всхожесть
1 Артезианская вода 22 24 первая
2 Талая вода 3 3 четвертая
3 Серебряная вода 6,5 9,5 третья
4 Кремниевая вода 18 20 вторая
5 Магнитная вода 18 19 вторая

Вывод: По-разному влияют биологические воды на всхожесть, рост и массу растения. Кремниевая, магнитная и артезианская воды оказывают влияние на ускоренную всхожесть растений, лучше помогают усваивать питательные вещества почвы. Талая вода многократно усиливает целебные свойства растения, а серебряная вода создает условия для развития растения, т.к. губит микроорганизмы почвы нежелательные для роста растения.

V. «Эмоции» и память воды.

Учитель: Мы говорим о воде, как о необходимом веществе в нашей с вами жизни, а ведь она обладает памятью, она может реагировать на происходящее вокруг, кристаллизуясь либо в правильные кристаллы, либо формироваться в бесформенные кристаллы. Кристаллы замерзшей воды, над которыми читались христианские, мусульманские и буддистские молитвы имеют правильную форму, различных конфигураций.

Кристаллы воды из разных источников

Положительное влияние на воду

Отрицательное влияние на воду

Вопрос: Если вода носитель информации, то почему за миллионы лет существования Земли эта память не переполнилась и не дала сбоев?

Ответ: Потому что океанская вода способна стирать память, в том числе и негативную. Это происходит при переходе из одного агрегатного состояния в другое.

А это одно из физических свойств воды. 

VI. Физические свойства воды.

Учитель: А какими именно физическими свойствами обладает вода вы узнаете, прочитав §7.2 (учебик Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева), ответив на вопросы. Самостоятельная работа по физическим свойствам(письменно)

Учитель: Впишите недостающие данные в схему и вклейте в конспект о готовности сигнализируйте симофорами (учащимся предложены схемы с вопросами ,ответы к которым они самостоятельно ищут в тексте параграфа)

  • t° плавления – 0°C
  • t° кипения – 100°C
  • ρ0 H2O =1 г/см3
  • ρ0 льда =0,92 г/см3
  • теплопроводность – 4,2 Дж\г
  • электропроводность – плохая
  • растворимость – хорошая
  • агрегатное состояние-газ, жидкость, ТВ.
  • цвет - Ц
  • запах - З
  • вкус – В

Учитель: Ребята вам хорошо известны 3 агрегатных состояния воды и вы легко решите кроссворд, отгадав загадки о воде.(Разгадывание кроссворда) С остальными свойствами воды и строением молекулы, познакомитесь на следующем уроке. A сейчас небольшой экскурс в мир информации о воде, который назвали назвали «Одной строкой о воде» (муз. фон 4)

«Одной строкой о воде»

  1. Первый закон в России об охране вод был написан Петром I, им открыта в 1718 г. первая водолечебница – Олонецкие марциальные воды.
  2. Трехдневный человеческий зародыш содержит столько же воды, сколько медуза, – 97 %, трехмесячный – 91 %, а новорожденный – 80 %.
  3. В пустыне Сахара от восхода солнца до заката человек испаряет 12 л воды.
  4. За 60 лет жизни человека сердце сокращается более 2 млрд. раз, перекачивает 150 000 кубических метров крови – целое озеро глубиной 2 м и в поперечнике около 300 м.
  5. В зеленом листе без воды не могут образовываться сахар, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества.
  6. Вода – «вечный двигатель», она осуществляет движение живой и неживой природы, регулирует температуру и определяет климатические пояса.
  7. В России к концу XVIII в. было 3000 мануфактур, использующих энергию воды рек.
  8. Если всю воду океанов распределить равномерным слоем по всему земному шару, то «мировой океан» был бы общей глубиной 4 км.
  9. Если бы инопланетяне когда-либо посетили нашу планету, скорее всего, они назвали бы ее планета Вода, т.к. это вещество в твердом и жидком состоянии покрывает 3/4 поверхности Земли.

Учитель: Все нуждаются в воде. А для чего мы ее используем? (слайд 8)Вода необходима для охлаждения компрессоров, для дробления пород и руд , при добыче золота, для крашения ткани, мыловарения, для вращения турбин на гидроэлектростанциях, для коммунальных нужд. В больших городах в сутки человек расходует около 300л воды, а это очень много, неэкономно.

Ученик читает:

«В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В дом туманом заползает ,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить,
Без воды нам не прожить»

Учитель: Накануне новогодних праздников желаю вам здоровья ,любви и благодарности родных, успехов в учебе, всего самого доброго, так как именно эти слова произнесенные на разных языках мира позволяют воде кристаллизоваться в самые прекрасные звезды-снежинки! Снежинки у каждого на парте (муз. фон 5) (слайд 10)

Учитель: Изобразите на снежинке ваше настроение после урока.

Д/з 1.Посчитать сколько молекул воды в одном стакане. Стакан 200мл=200г, §7.2