Дидактические цели: формировать представление о воде как о веществе, о ее роли в природе, для жизни человека и растений.
Развивающие цели: формировать обще учебные умения и навыки, наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль, творческие - в прочтении стихов, работа с учебным текстом.
Воспитательные цели: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешную исполнительскую деятельность, сообразительность, наблюдательность, увлеченность экспериментом, развитие нравственно-эстетических качеств при описании природных явлений, связанных с водой, посредством эмоционального воздействия через музыку, чтение стихов, изготовление изделий декоративно прикладного характера.
Оборудования и реактивы: мультимедийный проектор, стакан с водой, черный ящик.
Эксперимент: за три недели до урока заложить пять экспериментальных полиэтиленовых стаканчиков или цветочных горшков с двумя головками репчатого лука в каждом.
Условия проведения эксперимента: в одинаковых условиях освещения, осуществлять полив через день 2 столовыми ложками воды, каждый стаканчик:
Горшок 1 – артезианской водой, 2 – талой водопроводной водой, 3 – серебряной водой, 4 – кремниевой водой, 5 – магнитной водой.
Музыкальное оформление:
- Заставка из программы «Что ? Где? Когда?» (муз. фон 1);
- «Живи ,Родник, живи» (С.Беликов), (муз. фон 2);
- «Звуки природы» (шум моря) (муз. фон 3);
- «Звуки природы» (шум ручья) (муз. фон 4);
- «Happy New Year!» (муз. фон 5).
Ход урока
Учитель: Добрый день ребята! Добрый день уважаемые гости! (муз. фон 1)
Лаборант вносит черный ящик, а учитель говорит: «Китайский философ Лао-Цзы утверждал, что это – «Самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом» (стакан с водой )
Учитель: Эпиграфом к уроку пусть будут слова – (<Приложение 1> слайд 1)
…Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.
Ты – величайшее в мире богатство…
(Антуан де Сент-Экзюпери)
I. Многообразие воды
Учитель: Леонардо да Винчи сказал: «Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле» и главная мысль сегодня на уроке вода в жизни и об этом красиво сказано в стихах (муз.фон 2)
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда
Струя водопада и брызги фонтана
И все это только вода
Высокие брызги вздымая
Бушует морская вода
И топит, как будто играя
Большие морские суда
И в кружево, будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А в сущности только – вода.
Учитель: О воде говорят, что она бывает живой и мертвой, легкой и тяжелой, целебной и минеральной.
Она может быстро бежать
Горная река
тихо струиться
Морской штиль
реветь водопадом
Ниагарский водопад
молчать айсбергом
Айсберг
дымить гейзером
Гейзер
и блистать капелькой росы
Роса
завораживать и вдохновлять, грозить девятым валом
Репродукция Айвазовского «Девятый вал»
и весело плескаться
Летний дождь
О ней сложены былины и песни , ее уважают и почитают, без нее невозможна жизнь. (Выкл. музыку)
Учитель: В течение 1 мин. Запишите I урока «Многообразие воды», о готовности сигнальте зеленым «симофором».
II. Роль воды на Земле.
(слайд 2) Учитель: Аристотель включил воду в число 4 основных начал природы, не будет ее – погаснет жизнь на земле. Какова же ее роль?
Ребята вам дано было задание найти информацию о роли воды для Земли, приготовьтесь давать комментарии
РОЛЬ ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ
- Колыбельная жизни
- Среда обитания большинства живых существ
- Среда протекания всех биохимических реакций
- Основная пища растений: Н2О + СО2 = О2 + органические в-ва
- Важнейший преобразователь неживой природы(скалы почва)
- Главный растворитель неживой природы(соли Мирового океана)
- Участник практически всех химических реакций на земле
- Мощный источник энергии
- Важнейший регулятор климата на земле
Вывод: «Вода важна для жизни планеты Земля»
III. Вода и человеческий организм
А какова роль воды для человека?
Учитель: Человеческий организм это фабрика воды ,
При нормальных условиях организм нормального человека находится в состоянии водного равновесия, кол-во потребляемой воды равно кол-ву выделяемой, нарушение этого равновесия вызывает в организме тяжелые последствия:
- При потере воды от 500 мл до 1 л – жажда;
- От 2-2.5 л – потеря сознания;
- 14-15 л – летальный исход.
Каков же процент содержания воды в нашем организме (слайд 3) расскажет Пастика А.
«Содержание воды в организме человека»
Органы в организме человека | Содержание в % |
Головной мозг белое вещество | 70% |
Серое в-во | 83% |
Спиной мозг | 75% |
Почки | 82% |
Сердце | 79% |
Легкие | 79% |
Мышцы | 75% |
Кожа | 72% |
Печень | 70% |
Скелет | 46% |
Зубная эмаль | 0,2% |
Стекл. Тело глаза | 99% |
Слюна | 99,4% |
Желудочный сок | 99,5% |
Плазма крови | 92% |
Общее процентное содержание воды в организме человека равно 65%.
В организме 5л крови из них 3,5 приходится на плазму. Кровь человека по элементарному составу близка к морской воде (слайд 4)
Раствор | Элементы % (от общей массы ) | ||||
Cl2 | Na | O2 | K | Ca | |
Вода океана | 55 | 30,6 | 5,6 | 1,1 | 1,2 |
Кровь человека | 50 | 30 | 9,9 | 1,8 | 0,8 |
Вывод: каждый человек – носитель следов морского происхождения. Доказательством этого служит то, что при обезвоживании или потере крови вводят физиологический раствор 0,85% р-р NaCl . Вода – необходимое условие для существования и функционирования систем органов.
Вода создает благоприятную атмосферу для релаксации (физкультминутка (муз. фон 3)
IV. Вода в жизни растений
Учитель: А как себя вода ведет по отношению к растениям, мы узнаем из исследовательской работы экспериментатора Чекан А.
Ученик: Целью моего исследования было выяснить, как биологически активная вода действует на растения, а именно на рост, всхожесть и массу. За две недели до урока я заложил опытную площадку из 5 пластиковых стаканчиков в которые я посадил по 3 луковицы (на случай если погибнет одна или две). И поливал их через день двумя ложками биологических вод. Все горшки находились в равных световых условиях (слайд 5):
Горшок <Приложение 2>
- поливал водопроводной водой;
- талой водопроводной водой;
- серебряной водой;
- кремниевой водой;
- магнитной водой.
После проведения исследовательского эксперимента, измерив длину пера линейкой , массу пера лука на электронных весах (слайд 6), данные были внесены в сводную таблицу (слайд 7).
Виды активной воды | Длина пера(см) | Масса пера(г) | Всхожесть | |
1 | Артезианская вода | 22 | 24 | первая |
2 | Талая вода | 3 | 3 | четвертая |
3 | Серебряная вода | 6,5 | 9,5 | третья |
4 | Кремниевая вода | 18 | 20 | вторая |
5 | Магнитная вода | 18 | 19 | вторая |
Вывод: По-разному влияют биологические воды на всхожесть, рост и массу растения. Кремниевая, магнитная и артезианская воды оказывают влияние на ускоренную всхожесть растений, лучше помогают усваивать питательные вещества почвы. Талая вода многократно усиливает целебные свойства растения, а серебряная вода создает условия для развития растения, т.к. губит микроорганизмы почвы нежелательные для роста растения.
V. «Эмоции» и память воды.
Учитель: Мы говорим о воде, как о необходимом веществе в нашей с вами жизни, а ведь она обладает памятью, она может реагировать на происходящее вокруг, кристаллизуясь либо в правильные кристаллы, либо формироваться в бесформенные кристаллы. Кристаллы замерзшей воды, над которыми читались христианские, мусульманские и буддистские молитвы имеют правильную форму, различных конфигураций.
Кристаллы воды из разных источников
Положительное влияние на воду
Отрицательное влияние на воду
Вопрос: Если вода носитель информации, то почему за миллионы лет существования Земли эта память не переполнилась и не дала сбоев?
Ответ: Потому что океанская вода способна стирать память, в том числе и негативную. Это происходит при переходе из одного агрегатного состояния в другое.
А это одно из физических свойств воды.
VI. Физические свойства воды.
Учитель: А какими именно физическими свойствами обладает вода вы узнаете, прочитав §7.2 (учебик Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева), ответив на вопросы. Самостоятельная работа по физическим свойствам(письменно)
Учитель: Впишите недостающие данные в схему и вклейте в конспект о готовности сигнализируйте симофорами (учащимся предложены схемы с вопросами ,ответы к которым они самостоятельно ищут в тексте параграфа)
- t° плавления – 0°C
- t° кипения – 100°C
- ρ0 H2O =1 г/см3
- ρ0 льда =0,92 г/см3
- теплопроводность – 4,2 Дж\г
- электропроводность – плохая
- растворимость – хорошая
- агрегатное состояние-газ, жидкость, ТВ.
- цвет -
Ц - запах -
З - вкус –
В
Учитель: Ребята вам хорошо известны 3 агрегатных состояния воды и вы легко решите кроссворд, отгадав загадки о воде.(Разгадывание кроссворда) С остальными свойствами воды и строением молекулы, познакомитесь на следующем уроке. A сейчас небольшой экскурс в мир информации о воде, который назвали назвали «Одной строкой о воде» (муз. фон 4)
«Одной строкой о воде»
- Первый закон в России об охране вод был написан Петром I, им открыта в 1718 г. первая водолечебница – Олонецкие марциальные воды.
- Трехдневный человеческий зародыш содержит столько же воды, сколько медуза, – 97 %, трехмесячный – 91 %, а новорожденный – 80 %.
- В пустыне Сахара от восхода солнца до заката человек испаряет 12 л воды.
- За 60 лет жизни человека сердце сокращается более 2 млрд. раз, перекачивает 150 000 кубических метров крови – целое озеро глубиной 2 м и в поперечнике около 300 м.
- В зеленом листе без воды не могут образовываться сахар, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества.
- Вода – «вечный двигатель», она осуществляет движение живой и неживой природы, регулирует температуру и определяет климатические пояса.
- В России к концу XVIII в. было 3000 мануфактур, использующих энергию воды рек.
- Если всю воду океанов распределить равномерным слоем по всему земному шару, то «мировой океан» был бы общей глубиной 4 км.
- Если бы инопланетяне когда-либо посетили нашу планету, скорее всего, они назвали бы ее планета Вода, т.к. это вещество в твердом и жидком состоянии покрывает 3/4 поверхности Земли.
Учитель: Все нуждаются в воде. А для чего мы ее используем? (слайд 8)Вода необходима для охлаждения компрессоров, для дробления пород и руд , при добыче золота, для крашения ткани, мыловарения, для вращения турбин на гидроэлектростанциях, для коммунальных нужд. В больших городах в сутки человек расходует около 300л воды, а это очень много, неэкономно.
Ученик читает:
«В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В дом туманом заползает ,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить,
Без воды нам не прожить»
Учитель: Накануне новогодних праздников желаю вам здоровья ,любви и благодарности родных, успехов в учебе, всего самого доброго, так как именно эти слова произнесенные на разных языках мира позволяют воде кристаллизоваться в самые прекрасные звезды-снежинки! Снежинки у каждого на парте (муз. фон 5) (слайд 10)
Учитель: Изобразите на снежинке ваше настроение после урока.
Д/з 1.Посчитать сколько молекул воды в одном стакане. Стакан 200мл=200г, §7.2