Урок "Движение крови по сосудам. Причины движения крови"

Разделы: Биология


Оборудование:

  1. Таблица с изображение сердца.
  2. Схема кровообращения и лимфообращения.
  3. Прибор для измерения давления.
  4. Интерактивная доска.
  5. Презентация на тему: «Движение крови».

Задачи урока:

  1. Сформировать понятие о движении крови, в результате деятельностного подхода к обучению.
  2. Разъяснить причину движения крови и природы пульса, при проведении практических работ.
  3. Дать научное определение понятиям инсульт и инфаркт.
  4. Сформировать навыки проведения измерения давления, функциональных проб и расчеты нормативных данных для самоконтроля своего здоровья.

ХОД УРОКА.

I. Проверка знаний.

Повторение.
Разминка-

  • В сосуде водица, ею нельзя напиться? (кровь)
  • В какую сеть нельзя поймать рыбу? (кровеносную)
  • Оно много меньше нас, а работает всяк час? (сердце)

Тестирование- подготовлены тесты (6 вариантов) и бланки ответов. Приложение 1.

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Человек и его организм - это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, фи­зика и, конечно, биология. Тема нашего урока сегодня тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления, движения. (Слайд 1)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ – СТАДИЯ ВЫЗОВА.

1. Опережающее домашнее задание, учащиеся заранее составляют дома синквейн по теме.

(Кровь
Движение, В.Гарвей
Причины, значение, величины.
Пульс, давление, инсульт, инфаркт.
Здоровье).

Ученики самостоятельно излагают подготовленный материал, называют основные проблемы темы. / Такой приём помогает актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данному вопросу, способствует пробуждению интереса к изучаемой теме, мотивации к познавательной деятельности и активной работе./

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА – СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

2. Причины движения крови по сосудам. Понятие давления крови. Рассказ с элементами беседы, запись основных понятий (слайд 2 и 3).

3. Демонстрация прибора, измеряющего давление (слайд 4). Объяснение принципа измерения давления на примере.

4. Определение расчетных (должных) величин верхнего и нижнего давления (слайд 5). Записать полученные значения. /рабочая тетрадь №70 – расчетное давление/.

5. Понятия инсульт и инфаркт (слайд 6). – определения записывают в тетрадь.

6. Понятия гипотония и гипертония (слайды 7 и 8).

7. Причины изменения давления. Влияние физических нагрузок на кровяное давление человека (слайд 9).

8. Артериальный пульс, природа пульса, учащиеся самостоятельно читают статью о пульсе и проводят опыт. Отвечают на вопрос: как можно доказать, что пульс зависит от колебаний стенок артерий и не зависит от того, движется ли кровь в сосуде или нет? Результаты опыта записывают в рабочую тетрадь (рабата № 71,стр.46); (слайды 10 и 11).

9. Принципы диагностики состояния здоровья человека, на основании частоты пульса в период покоя и после физической нагрузки (слайд 12).

10. Перераспределение крови в организме. Обсуждение опыта Моссо (самостоятельная работа учащегося, подготовленный материал по заданной теме). Вывод: работающий орган получает больше крови, чем покоящийся, потому, что кровоснабжение зависит от интенсивности работы органа (слайд 13).

11. Выполнение практической работы «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки». Выполняется по инструкции в учебнике стр.88. и (слайд 14).

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

12. Учащиеся самостоятельно делают выводы по уроку: новые понятия, отработка практических навыков (слайд 15).

Домашнее задание, синквейн, биологическая задача. (слайд 16,17).