Конкурсная программа по литературе "Театр уж полон…" (Пушкин и театр)

Разделы: Литература


Цели и задачи:

  • воспитание интереса к драматическому творчеству А.С.Пушкина;
  • воспитание чувства гордости за русскую литературу;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование умения чётко, быстро и правильно формулировать ответы.

(Слайд 1)

Оформление: Пушкин – изумительное явление на Земном шаре. Когда-нибудь к такому выводу придут решительно все.  А.К. Лядов.

Правила проведения программы:

  1. В игре принимают участие 2 команды. (6-8 человек)
  2. Каждая команда выбирает капитана.
  3. Каждой из команд вручается флажок, который будет являться сигналом, что команда готова отвечать.
  4. После каждого конкурса обеим командам задается один дополнительный вопрос, право ответить на который получают те, кто быстрее поднимет флажок. Если ответ оказался ошибочным, то право заработать балл переходит к соперникам.

Ход мероприятия

«Театр уж полон…»
(А.С. Пушкин и театр.)

Ведущий: Когда мы произносим «Пушкин и театр», перед нашим мысленным взором возникает множество событий и фактов творческой биографии поэта. Это и описание театра в романе «Евгений Онегин», и тесное общение Пушкина с театральными деятелями, знаменитыми артистами той поры, и статьи о театре и драматургии, и, наконец, драматические произведения самого Пушкина. И нам сейчас предстоит вспомнить некоторые вехи жизни и страницы творчества великого поэта, связанные с театром.

Итак, наш первый конкурс называется «Волшебный край…»

Волшебный край!..
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

Так восторженно говорит о театре Пушкин в романе «Евгений Онегин»

Уважаемые участники, вам сейчас предстоит вспомнить содержание этого известного произведения и ответить на вопросы. (Вопросы напечатаны)

Вопрос команде 1: А.С. Пушкин в первой главе романа даёт яркую и полную картину современного ему театра. Чем же являлся театр для поэта? А как к нему относился Онегин? По каким строкам произведения вы определили отношение к театру Пушкина и его героя?

Вопрос команде 2: Каких драматургов той поры называет А.С. Пушкин в первой главе романа? С именем и творчеством кого из них вы уже знакомы?

(На выполнение этого задания дается не более 5 минуты.)

Ведущий: А пока команды вспоминают содержание романа «Евгений Онегин, я предлагаю болельщикам поучаствовать в викторине «А.С. Пушкин: жизнь и творчество». За каждый правильный ответ – 1 балл, который они, конечно, отдадут любимой команде.

(Слайды 2-3)

  1. Назовите, пожалуйста, дату рождения А.С. Пушкина. (6 июня 1799 г.)
  2. Кого Вы знаете из лицейских друзей поэта? (А. Дельвиг, И. Пущин, В. Кюхельбекер …)
  3. Сколько лет провел Александр Сергеевич в ссылке в Михайловском? (1824-1826)
  4. Какой период в творчестве великого поэта был наиболее плодотворным? (Болдинская осень)
  5. В каком году было написано всем хорошо известное стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»? (1836)
  6. Кто из героев романа «Евгений Онегин» более всего схож с поэтом? (В. Ленский)
  7. Каков жанр стихотворения «К Чаадаеву»? (Послание)
  8. Являлся ли Пушкин декабристом? (Нет)
  9. Героя какого произведения звали Германном?
  10. Назовите, пожалуйста, фамилии художников, кисти которых принадлежат портреты А.С. Пушкина. (О.А. Кипренский, В.А. Тропинин)

После викторины со зрителями участники отвечают на предложенные им ранее вопросы и получают один дополнительный:

– Каких актрис упоминает Пушкин в этой же главе?

Право ответить первой получит самая быстрая, самая сообразительная и хорошо знающая содержание романа команда.

Ведущий: А сейчас

второй конкурс «Собратья по перу».

Общеизвестно, что в пушкинскую пору ставились пьесы Д.И. Фонвизина, В.А. Озерова, Н.И. Гнедича, А.А. Шаховского. Но есть в романе «Евгений Онегин» строчка , которая говорит , что Пушкин был знаком ещё с одним блистательным драматургом-современником. Вспомните, Онегин, приехав в Петербург, попал «Как Чацкий, с корабля на бал». О каком драматурге идет речь? (А.С. Грибоедов)

Вопрос команде 1: В какой период творчества и где А.С. Пушкин познакомился с А.С. Грибоедовым?(Петербургский период, в доме драматурга А.А. Шаховского)

Вопрос команде 2: Когда и где поэт впервые прочитал список комедии «Горе от ума»? Кто дал ему это произведение? (1825 г., Михайловское. И. Пущин)

Ведущий: Пока наши участники формулируют свои ответы, мы вспомним, какую оценку дал великий поэт этому, на мой взгляд, замечательному, во многом новаторскому произведению. После знакомства с комедией Пушкин писал П. Вяземскому: «Читал я Чацкого – много ума и смешного в стихах …Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен».

А в беседе с А. Бестужевым сказал об этой пьесе следующее: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями (…) О стихах я не говорю, половина – должны войти в пословицу…».

Так отзывался Пушкин о великой комедии. (Слайд 4)

Команды представляют на суд зрителей и жюри свои ответы и вновь получают общее дополнительное задание. (Право ответить первыми принадлежит самым быстрым и сообразительным)

Уважаемые участники, внимание!

У Пушкина есть маленький прозаический набросок под названием «В начале 1812 …». Вот о чём в нём говорится: «Всего чаще посещали мы дом городничего. Он был взяточник, балагур и хлебосол, жена его – свежая баба, большая охотница до виста, а дочь стройная меланхолическая девушка лет 17…»

Кому же А.С. Пушкин подарил этот сюжет и что из этого вышло?

Ведущий: Конечно, это комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя. И мы продолжаем нашу игру и объявляем

третий конкурс «Прекрасный мир кулис».

Е.С. Семенова, А.И. Истомина, Е.И. Колосова - великие актрисы, о творчестве которых с таким восторгом говорил Пушкин. Нашим командам в качестве домашнего задания было предложено представить творческий портрет одной из них. (Время выступлении – 5 минут, учитываются оригинальность, содержательность, творческий подход и тематическое единство). Выступления учащихся.

Ведущий: Пока наше жюри внимательно оценивает домашнее задание по объявленным критериям, я предлагаю посмотреть небольшую инсценировку и угадать, к какому великому артисту А.С. Пушкин пришёл в гости.

Команда, давшая первой правильный ответ, получает право начать следующий конкурс.

Пушкин: А ведь я к вам, Михаил Семёнович, не просто с визитом пришёл. У меня до вас дело есть.

Щепкин: Рад служить.(Пушкин достаёт толстую тетрадь.)

Пушкин: Вот, дорогой мой ленивец, вам придётся всю её исписать.

Щепкин: Что это вы задумали, Александр Сергеевич?

Пушкин: Ничего особенного. Только то, что я твержу вам всегда: вы должны описать свою жизнь.

Щепкин: Да я и перо в руки редко беру. Ну разве письмо написать. Да что вы, батюшка! записи пишут полководцы, вельможи, писатели, дипломаты. А кто я? Актер!

Пушкин: Вот именно – актер. Я так и написал: «Записки актера» Это заглавие. А теперь садитесь – пишите дальше. Не хотите? Ну, я за вас начну: «Я родился в Курской губернии. Какого уезда?

Щепкин: Обоянского, в селе Красном…Отец мой, Семен Григорьевич, был крепостной человек…(Актер М.С. Щепкин)

Дорогие участники игры, перед вами на экране

вопросы четвертого конкурса «Драматические страницы».

Начинает отвечать команда, которая первой угадала, что Пушкин пришёл к знаменитому актеру М.С. Щепкину, и продолжает до тех пор, пока не даст ошибочного ответа. Только после этого в игру вступают соперники.

(Слайд 5)

  1. Назовите произведения, которые вошли в «Маленькие трагедии».
  2. Время и место создания трагедии «Борис Годунов». (Михайловское, 1825 г.)
  3. Каким художественным образом трагедии «Борис Годунов» восхищался критик В.Г. Белинский? (Образ Пимена)
  4. Назовите произведение:

    Земфира:

    Скажи, мой друг: ты не жалеешь
    О том, что бросил навсегда?

    Алеко: Что ж бросил я?

    Земфира:

    Ты разумеешь:
    Людей Отчизны, города.

    Алеко:

    О чём жалеть? Когда б ты знала,
    Когда бы ты воображала
    Неволю душных городов!
    Там люди, в кучах за оградой,
    Не дышат утренней прохладой,
    Ни вешним запахом лугов…

    (Поэма «Цыганы».)

  5. Герой какого произведения произносит эти строки:

    Все говорят: нет правды на земле.
    Но правды нет – и выше. Для меня
    Так это ясно, как простая гамма.

    (Сальери из трагедии «Моцарт и Сальери»)

  6. Как уже после смерти Пушкина в редакции «Современника» были названы его незавершённые драматургические творения? («Русалка», «Сцены из рыцарских времён»)

Подведение итогов:

выступление жюри, награждение команды-победительницы и самого активного зрителя.

Презентация.