Индивидуальная образовательная программа – основа для развития исследовательской деятельности школьников

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Актуальность темы.

Современная система образования ориентирует педагогов на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, которая выходит за рамки учебной программы.

Способность мыслить творчески, видеть проблемы окружающего мира для человека, важна всегда, поэтому раскрытие творческих возможностей учеников является ведущим направлением обучения и воспитания. Занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания. Исследовательская работа подразумевает самостоятельность учащихся, как при выборе методики исследования, так и при обработке собранного материала, постановке опыта, его анализа, обобщения и выводов.

Одна из основных задач обучения одаренных школьников – это создание такого образовательного пространства, которое бы им позволяло, во-первых, овладеть методами исследовательской работы, необходимыми им в будущем, а, во-вторых, дало бы им возможность научиться учиться самостоятельно (искать литературу по нужной теме, ставить проблему, планировать свою работу по этапам и т.д.). Данную проблему, по организации и обучению исследовательской деятельности, мне помогает решать разработанная индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальная образовательная программа – это средство индивидуализации и дифференциации обучения, когда за счёт изменений в структуре и содержании образовательного процесса более полно учитываются интересы и способности учащихся, создаются условия для образования учеников в соответствии с их предпочтениями. Проще сказать - это программа совместных действий учителя и ученика(ов) по достижению целей обучения и учения.

ИОП могут быть различной направленности:

  • Углубление и расширение знаний по предмету или теме.
  • Исследовательская деятельность школьников.
  • Проектная деятельность школьников.

Использование индивидуальных образовательных программ при работе с одаренными и способными детьми позволяет решить несколько важнейших задач:

  • удовлетворить повышенные образовательные запросы;
  • сформировать научное мышление “на стыке наук”;
  • повысить мотивацию к исследовательской деятельности;
  • поднять интерес к дополнительному образованию;
  • создаёт возможность успешного выступления на внешних мероприятиях, что является важнейшим стимулом к учебе.

Мной разработана программа для занятий исследовательской деятельностью Цель программы – развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся в процессе исследовательской работы.

Задачи:

  • показать учащимся научное исследование как единую систему во взаимосвязи всех элементов;
  • развить у учащихся способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал;
  • развить умение публичного выступления, ведения дискуссии, способствовать формированию культуры речи;
  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

В методике преподавания по данной программе используются различные формы работы. Основная форма – учебное занятия, где применяются такие методы обучения как – рассказ, беседа, постановка опытов, экспериментов, консультации специалистов, обсуждение, оформление результатов работы и ее анализ и обязательно предусматривается самостоятельная деятельность учащегося.

Организация работы по индивидуальной программе.

Формирование группы учащихся для занятий исследовательской работой осуществляется по запросу и желанию детей. На организационном занятии школьникам предлагаются темы исследовательских работ. Выбор темы предусматривает планирование поэтапной работы: подбор теоретического материала и основную практическую часть по конкретным методикам.

Методическое обеспечение образовательного процесса

Для обеспечения наилучшего образовательного результата подбираю

  • методические пособия по технологии выполнения исследовательской работы и научно-исследовательскую литературу по выбранной теме;
  • использую средства компьютерной поддержки;
  • учебные пособия;
  • оборудование для проведения опытов и эксперимента

Программа, план составляется учителем и учеником. В программе педагога основой является содержание – это отдельные темы, этапы, модули, включающие методы и формы обучения, количество часов, планируемые результаты, оценка, перспективы.

План ученика опирается:

  • самооценку и самоконтроль;
  • рефлексию;
  • цели ученика;
  • план деятельности;
  • темы;
  • планируемые результаты и их сроки;
  • планирование самостоятельной деятельности;
  • чётко расписанный график консультаций и занятий с учителем;
  • планирование участия в конкурсах и конференциях различного уровня.

Индивидуальная образовательная программа «Организация научно-исследовательской работы учащихся»
Календарно-тематическое планирование.
Всего занятий 34 часа. В неделю – 1 час. 8 класс

Цель – развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся в процессе исследовательской работы.

Задачи:

  • показать учащимся научное исследование как единую систему во взаимосвязи всех элементов;
  • развить у учащихся способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал;
  • развить умение публичного выступления, ведения дискуссии, способствовать формированию культуры речи;
  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

Учащиеся должны знать:

  • основы организации работы с научной литературой;
  • научную терминологию и структуру научно-исследовательской работы;
  • требования к оформлению результатов работы;
  • способы и формы представления данных, полученных в ходе исследования;
  • критерии оценки исследовательских работ.

Уметь:

  • выбирать тему исследования, особенно ее актуальность;
  • формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезу исследования;
  • подбирать и систематизировать материал по исследуемой теме;
  • применять информационные технологии при проведении исследования и оформлении полученных результатов;
  • выступать с защитой исследовательской работы.

План занятий.

Методы исследования

  • Сравнение; Анкетирование
  • Измерение; Статистический метод
  • Анализ;
  • Синтез;
  • Обобщение;

Планируемые результаты

  • Создание исследовательской работы.
  • Выступление на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее».
  • Участие в работе межрегиональной конференции в г.Иркутске
  • «Я – исследователь».
  • Участие в конференциях районного и областного уровня.

Список литературы по теме исследования.

  1. Алексеев С.В. , «Экологический практикум школьника». Смоленск, изд.«Учебная литература», 2005г.
  2. Воронина Г.А., «Экология человека». М., издательский центр «Вентана-Граф», 2006г.
  3. Зверев И.Д. «Человек: Организм и здоровье». М., изд. центр «Вентана-Граф», 2000г.
  4. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». М., изд. «Просвещение», 1983г.
  5. Колесов Д.В., «Основы гигиены и санитарии». М., изд.«Просвещение», 1989г.
  6. Хрипкова А.Г., «Физиология человека». М., изд. «Просвещение», 1982г.

Приложение 1
Приложение 2