Цель: познакомить с творчеством и произведениями Н.Сладкова, развивать навык выразительного чтения, выборочного чтения, умение анализировать текст, воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, расширять знания о повадках диких животных, об изменениях в природе.
Оборудование: портрет Н.И.Сладкова, выставка книг, эпиграф на доске.
Ход урока
І. Проверка домашнего задания.
Е.И. Чарушин “Кот Епифан”.
Тест:
1.Волга-это:
а) озеро
б) река
в) море
2.Где жил старик?
а) в землянке
б) в подвале
в) в сторожке
г) в доме
3.Объясните значение слова “бакенщик”
а) человек, который торгует фонарями
б) человек, который зажигает и тушит фонари
в) человек, который развешивает фонари
4.Что такое “бакены”?
а) плавучие корзины с фонарем наверху
б) плавучие корзины с фруктами
в) плавучие корзины овощами
5.Чем занимался старик-бакенщик в
свободное время?
а) торговал рыбой
б) выращивал рыбу
в) ловил рыбу
г) раздавал рыбу
6.Кто пришёл в гости к
старику-бакенщику?
а) собака
б) крыса
в) кот
г) кошка
7.Кот был:
а) серый – серый
б) рыжий – рыжий
в) белый – белый
г) чёрно – белый
8.Кот ловил рыбу:
а) хвостом с капканом
б) удочкой с крючком
в) лапой с когтями
г) усами с магнитом
Проверяем (открываю доску)
1.а
2.а
3.б
4.а
5 в
6.в
7.в
8.в
Чем же помог Епифан старику, а старик Епифану?
ІІ. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы и целей урока.
2.Вводная беседа.
“Счастье– это быть с природой, видеть её, говорить о ней”,-так писал более ста лет тому назад Л.Н.Толстой.
Те, кто постоянно связан с природой, люди, которые её наблюдают и изучают – учёные, писатели, а в последние годы и космонавты – обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. Обнаружили и встревожились. И стали об этом говорить, писать, снимать фильмы, чтобы задумались и забеспокоились все люди на земле. Если природе становится плохо, непременно плохо будет и нам.
Вот об этом писал в своих книгах Н.И.Сладков. Он не только радовался, удивлялся тому чуду, которое нас окружает и о котором мы часто забываем, он не только любовался природой, как любовались люди всех времён,– он тревожился и заботился о её судьбе. “Он хотел, чтобы те, кто прочитает его книги, сами отправились по неизведанным тропам и научились видеть необыкновенное порою в самом обычном”. (Е.Зубарева.)
Наблюдать природу Н.Сладков начал с детства. Для него не было ничего увлекательнее, чем, затаившись где-нибудь в парке или на незастроенной окраине города, часами следить за жизнью птиц, такой непохожей, а в чём-то похожей на нашу человеческую. Замечать, как весной просыпается земля, как постепенно набухают и проклёвываются почки. Тогда он, конечно, ещё не думал, что когда-нибудь будет писать рассказы. Он просто вёл дневник, в котором записывал всё, что его удивило, взволновало, обрадовало или огорчило.
С тех пор вышло в свет более шестидесяти книг Н.Сладкова.
Каждый год он отправлялся в какой-нибудь уголок нашей огромной страны, такой, куда труднее всего забраться, где зверьё живёт беззаботно и вольно, и привозил оттуда зарубки на память: записные книжки, из которых вырастали рассказы.
Как многие талантливые писатели, Н.Сладков умел заглянуть вперёд и почувствовать, как в жизни что-то меняется, гораздо раньше, чем другие. Именно поэтому он, страстный охотник, отказался от охоты. “Не бери в лес ружьё!– призывает он читателей, потому что в наше время, когда людей становится всё больше, а зверья – меньше, вместо ружья нужен фотоаппарат”. Многие его книги проиллюстрированы именно его фотографиями (показываю).
В книге “Силуэты на облаках”(1972г) Н.Сладков писал: “В лес пойдёшь – кого– нибудь, да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь…Уж так человек устроен – что любит, то и защищает” (слова записаны эпиграфом на доске).
Этому учат все его книги – любить и защищать природу.
ІІІ. Физминутка.
ІV. Первичное чтение сказки “Всему своё время”.
Сейчас мы познакомимся с произведением Н.И.Сладковым “Всему своё время”. В нём вы встретитесь с сорокой и медведем, которые вам хорошо знакомы, свиристелем – птицей, прилетающей с севера зимой и тетеревом – лесной крупной птицей, её часто называют косач (показываю иллюстрации).
Определите жанр произведения (читаю, дети следят по учебнику).
Назовите жанр произведения, обоснуйте свой ответ.
V. Повторное чтение сказки.
Что узнали о каждом герое сказки? (чтение сказки “цепочкой”).
(Косач – зимующая птица, питается семенами рябины, берёзы.
Медведь – зимой спит, питается разной пищей.
Свиристель – летом на севере живёт, питается плодами рябины, калины.)
Кто является главным действующим героем сказки? Почему? (Срока, после её слов менялись времена года, она задавала вопросы).
Что знаете о повадках этой птицы?
Какой вопрос Сорока задавала каждому? (Ты бы лету обрадовался? Как зиму зимуешь?)
Что отвечали Сороке? (Все мечтали о лете, жаловались на тяготы зимы).
Прочитайте, какой вывод сделала Сорока и что, после этого случилось
А что же лесной народ? (закручинился, загоревал, запечалился)
Из каких слов Свиристеля и Косача вы понимаете, что лесной народ не рад лету?
Что пытался объяснить Сороке Медведь? (нельзя через весну перепрыгнуть).
Как Сорока оправдывается? (сами мечтали о лете).
Прочитайте последний абзац сказки, найдите, как названо лето и какую весну ждут лесные жители?
Что хотел нам сказать Н.Сладков своей сказкой? (Нельзя совершать необдуманные поступки, т.е. “Всему своё время”).
VI. Физминутка.
VII. Сказка “Барсук и Медведь”.
(Инсценирование сказки подготовленными учениками)
К какому жанру относится произведение? Почему?
VIII. Повторное чтение сказки. (
чтение про себя)Есть ли слова или выражения, которые вам непонятны?
Как понимаете выражения: не проспим с разгону; ведро воды как даст под бока.
Кто из героев сказки старше? (Медведь, Барсук у него спрашивает).
Итог: Что нового о жизни птиц и зверей вы узнали из сказок?
Что вы узнали о самом авторе, прочитав сказки?
У кого появилось желание прочитать другие рассказы Н. Сладкова?