Цель:
- Формирование умения аргументировать свою точку зрения.
- Развитие умения учащихся вести рассуждение.
- Воспитание нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
Оборудование: грамзапись песен, пословицы о дружбе, высказывания, картинки, маски.
Ход занятия
Слово учителя. Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: “Я желаю тебе…” (Ребята говорят пожелания друг другу.)
(На доске – слово “Дружба”. Слово пока ещё не открыто, оно зашифровано)
Учитель: Что за слово зашифровано на доске? Чаще всего бывает крепкой, верной, и долгой.
(Дети отгадывают слово)
– Сегодня классный час посвящен … (Открывается доска, там плакат со словами “друг”, “приятель”, “товарищ” и написано предложение “Друг – это тот, кто…”.)
Итак, тема нашего классного часа: “Дружба”. Я предлагаю вам поработать в группах (3 ряда).
2. Знакомство с понятием “дружба”
На д о с к е записаны вопросы, каждой группе предлагается высказать свое мнение.
В о п р о с ы для обсуждения:
– Как вы понимаете слово “дружба”?
– Кто такой друг?
– Что значит “дружить”?
– Есть ли определенные правила дружбы?
– “Друг”, “приятель”, “товарищ” – одно ли значение у этих слов?
Далее идут высказывания учащихся по этим вопросам.
Учитель. Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в “Ромашку”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишете на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.
(Каждому выдается по 1 лепестку, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос “Какими качествами должен обладать настоящий друг?”.
Учитель: Какое прекрасное слово “дружба”. Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем. Произносишь слово “Дружба” – и сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир в котором мы живём, который дарит нам прекрасное общение с другом.
На доске написано предложение: “Друг – это …”. Ребята по цепочке говорят о том, кто называется другом и кого они называют своими друзьями.
Учитель:
Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней.
Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту.
Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.
Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
Послушайте пословицы, о чем они гласят:
– Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
– Друга ищи, а найдешь – береги;
– Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
Игра “Угадай пословицу”
( 1 ребенок уходит за дверь, дети разделившись на две команды, выбирают пословицу и, по команде учителя, обе команды говорят свою половину пословицы одновременно.
Например: “Что посеешь – 1 команда, “то и пожнешь” – 2 команда.
“Друг за друга стой – выиграешь бой”.
“С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде”.
“Без друга на душе вьюга”.
Учитель: А как вы думаете, с чего же все началось? Как возникло само слово “друг”? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется “Слово “друг”.
Стихотворение “Друг”
Когда ещё никто не знал ни слова,
Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”,
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленное лицо, умение руки,
И человек придумал слово “Друг”
Стал друга ждать и тосковать в разлуке
Ему спасибо за друзей моих
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю.
Я никогда ничем не оскорблю.
Учитель: К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят нашей школы, а иногда бывает так, как в стихотворении “Два козла”. Может быть, послушав его, кто – то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
Стихотворение “Два козла”
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один разгорячился, лягнул, что было сил
Другой его рогами под брюхо зацепил
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в всерьёз
Я вспомнил эту драку, когда передо мной,
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
Учитель: Да, такие отношения дружескими не назовёшь. Лучше если все происходит, как в сказке “Репка”
Инсценировка сказки “Репка”
– Спасибо нашим актёрам. Вы видите, что даже в сказках дружба помогает справиться с любым делом.
Ученик:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Песня “Настоящий друг”
(На доске написаны имена героев мультфильмов)
Учитель: Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит? Кто кому нужен?
1.Забавные бурундучки Чип и … (Дейл)
2. Добрая Белоснежка и … (семь гномов)
3. Прекрасная Русалочка и …. (Най Себастьян)
4. Забавный Винни – Пух и … (Пятачок)
5.Добрый Малыш и …. (Карлсон)
6. Доверчивый Буратино и …(Мальвина, Пьеро)
7. Зеленый крокодил Гена и …. (Чебурашка)
Учитель: Попробуйте вспомнить слова с корнем – друж-.
(Ответы детей)
Учитель: Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.
Ученик:
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал
Учитель: Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Если нет, то почему?
(Ответы детей)
Учитель: Если у людей одинаковые интересы, вкусы или нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, о дружба бывает настоящей, крепкой, верной и долгой.
Песня “Доброта”
Учитель: Какое надежное и ёмкое слово “дружба”! Дружить можно со всеми с кем – то одним, дружить можно и в классе и в семье, но всё – таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит …
(Составить пословицу из слов. Слова рассыпались на доске.)
“Нет лучше дружка, чем родная матушка”
Учитель: Дружить можно не только друг с другом, но и с животными. Мы предлагаем вам послушать песню “О собаке”
Учитель: Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас “ладошку” (дети заранее готовят письмо-ладошку: на листе бумаги обводят по контуру свою ладошку, вырезают, на одной из сторон пишут пожелание себе, друзьям, классу, а другую раскрашивают) со своими пожеланиями. Мы их запаяем и откроем через 10 лет, когда вы будете в 11 классе.
Игра Дружеское рукопожатие”
( 2 человека стоят рядом с завязанными глазами. Им предлагается сделать 3 шага вперёд, повернуться спиной друг к другу, а затем отойти на 5 шагов в разные стороны, повернуться вокруг себя, сделать 5 шагов навстречу друг к другу и обменяться рукопожатием.)
Ученик:
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желание исполнится.
Итог
Учитель: Вот и подходит к концу наш праздник, праздник дружбы. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. А теперь давайте встанем в круг, давайте никогда не ссориться. И скажем друг другу слова известного героя терпеливого и добрейшего кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно!”. И мне думается, что этот праздник даст нам начало той большой дружбе, которую мы понесём через всю школьную жизнь.
И в честь дружбы я предлагаю провести салют.
Игра “Салют”
Круг разбивается на 3 команды: красный, желтый и зеленый. По команде “Красный!” хлопает первая команда, “Жёлтый!” – 2 команда, “Зелёный!” – 3 команда. Затем общая команда: “Красный! Жёлтый! Зелёный!” Общий салют.
Заключительное слово учителя. Я предлагаю дома написать письмо другу. В классе можно зачитать (по желанию) или просто передать ему. Письмо можно писать любому однокласснику с предложением о дружбе.
Наш классный час окончен. Всего доброго! Хороших вам друзей.