В публикуемой литературе и методических пособиях встречается описание системы работы и материалы по сопровождению учащихся, и почти нет рекомендаций и материалов по сопровождению педагогов. Я попыталась самостоятельно разработать данную тему.
Психолого-педагогическое сопровождение – комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации индивидуальности.
Согласно методическим рекомендациям по психолого- педагогическому сопровождению обучения в условиях модернизации образования (письмо МОРФ № 28-51-51/16 от 27.06.2003)
Масштабность задачи перехода на профильное обучение требует разработки и применения комплексной модели психолого-педагогического сопровождения, которая интегрировала бы диагностику, консультационную работу, тренинги и др., и включала бы в модель сопровождения всех субъектов: учащихся, родителей, педагогов, значимых сверстников.
Модель педагога в условиях профильного обучения
- Профессиональное мастерство в преподавании предмета
- Общая информированность
- Психическое и физическое здоровье
- Гибкость мышления и поведения
- Направленность на нововведения и креативность
- Авторитетность и личностная успешность
- Коммуникабельность
- Знание индивидуальных, гендерных, возрастных особенностей
- Внимательность и рефлексивность
- Чуткость и тактичность
- Требовательность и справедливость
- Трудолюбие и результативность
Направления сопровождения:
- Индивидуально-ориентированное (работа с личностью учителя).
- Системно-ориентированное (работа с педагогами, как учасниками учебно- воспитательного процесса, коллектив, среда в целом).
- Поддержка.
Виды сопровождения:
- Предупреждение возникновения проблем (профилактика, диагностика).
- Обучение методам разрешения проблем (развитие, просвещение).
Помощь в кризисных ситуациях (коррекция, консультирование).
Индивидуально- ориентированное сопровождение.
Личность учителя – один из ключевых факторов, обеспечивающих эффективность обучения и воспитания.
- Мотивация введения профильного обучения.
- Фомирование программы профессионального и личностного роста:
- Карьерное консультирование.
- Программа профессионального и личностного роста.
Ппроблема |
Способы и время решения |
Чья помощь нужна |
Как я пойму, что проблема решена? |
- Предоставление педагогу объективной информации и его личности и деятельности (тестирование педагога, учащихся, родителей).
- Рост профессионализма:
- Психологический анализ педагогической деятельности.
- Социально-психологическое обучение (тренинги).
- Формирование психолого- педагогической компетентности.
Системно-ориентированное сопровождение
- Адаптация и мотивация коллектива к введению профильного обучения.
- Психологическая экспертиза программ.
- Формирование психолого-педагогической компетентности.
- Развитие коммуникативной культуры.
- Предоставление коллективу объективной информации о его деятельности.
- Социально-психологическое обучение (тренинги).
- Проектирование личностно-ориентированной системы развития профильного обучения в школе.
- Освоение инновационных технологий.
Шаги сопровождения
- Диагностика сути проблемы, ресурсов для её решения.
- Информационный поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему.
- Обсуждение возможных вариантов со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразных.
- Оказание помощи на первых этапах реализации программы.
- Выбор и организация адекватного сопровождения.
- Диагностика эффективности.
Программа психологического сопровождения учителей в профильном обучении МОУ “Эдучанская СОШ” 2008-2009 учебный год (смотрите приложение 1)