Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в профильном обучении

Разделы: Школьная психологическая служба


В публикуемой литературе и методических пособиях встречается описание системы работы и материалы по сопровождению учащихся, и почти нет рекомендаций и материалов по сопровождению педагогов. Я попыталась самостоятельно разработать данную тему.

Психолого-педагогическое сопровождение – комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации индивидуальности.

Согласно методическим рекомендациям по психолого- педагогическому сопровождению обучения в условиях модернизации образования (письмо МОРФ № 28-51-51/16 от 27.06.2003)

Масштабность задачи перехода на профильное обучение требует разработки и применения комплексной модели психолого-педагогического сопровождения, которая интегрировала бы диагностику, консультационную работу, тренинги и др., и включала бы в модель сопровождения всех субъектов: учащихся, родителей, педагогов, значимых сверстников.

Модель педагога в условиях профильного обучения

  • Профессиональное мастерство в преподавании предмета
  • Общая информированность
  • Психическое и физическое здоровье
  • Гибкость мышления и поведения
  • Направленность на нововведения и креативность
  • Авторитетность и личностная успешность
  • Коммуникабельность
  • Знание индивидуальных, гендерных, возрастных особенностей
  • Внимательность и рефлексивность
  • Чуткость и тактичность
  • Требовательность и справедливость
  • Трудолюбие и результативность

 Направления сопровождения:

  • Индивидуально-ориентированное (работа с личностью учителя).
  • Системно-ориентированное (работа с педагогами, как учасниками учебно- воспитательного процесса, коллектив, среда в целом).
  • Поддержка.

Виды сопровождения:

  1. Предупреждение возникновения проблем (профилактика, диагностика).
  2. Обучение методам разрешения проблем (развитие, просвещение).
  3. Помощь в кризисных ситуациях (коррекция, консультирование).

Индивидуально- ориентированное сопровождение.

Личность учителя – один из ключевых факторов, обеспечивающих эффективность обучения и воспитания.

  • Мотивация введения профильного обучения.
  • Фомирование программы профессионального и личностного роста:
      • Карьерное консультирование.
      • Программа профессионального и личностного роста.

Ппроблема

Способы и время решения

Чья помощь нужна

Как я пойму, что проблема решена?

       
  • Предоставление педагогу объективной информации и его личности и деятельности (тестирование педагога, учащихся, родителей).
  • Рост профессионализма:
  • Психологический анализ педагогической деятельности.
  • Социально-психологическое обучение (тренинги).
  • Формирование психолого- педагогической компетентности.

Системно-ориентированное сопровождение

  • Адаптация и мотивация коллектива к введению профильного обучения.
  • Психологическая экспертиза программ.
  • Формирование психолого-педагогической компетентности.
  • Развитие коммуникативной культуры.
  • Предоставление коллективу объективной информации о его деятельности.
  • Социально-психологическое обучение (тренинги).
  • Проектирование личностно-ориентированной системы развития профильного обучения в школе.
  • Освоение инновационных технологий.

Шаги сопровождения

  • Диагностика сути проблемы, ресурсов для её решения.
  • Информационный поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему.
  • Обсуждение возможных вариантов со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразных.
  • Оказание помощи на первых этапах реализации программы.
  • Выбор и организация адекватного сопровождения.
  • Диагностика эффективности.

Программа психологического сопровождения учителей в профильном обучении МОУ “Эдучанская СОШ” 2008-2009 учебный год (смотрите приложение 1)