Урок закрепления изученного материала по теме "Проценты"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • закрепление практических умений и навыков вычисления процентов;
  • развитие познавательного интереса к вычислению процентов;
  • расширение знаний о растениях нашего края, воспитание средствами математики бережного отношения к природе и понятия о здоровом образе жизни;
  • выработка с помощью вычислений умений использования местных растений в питании человека.

Оборудование урока: карточки-рецепты с заданиями, карточки-рецепты с ответами, мультимедиаплеер, слайды, сделанные в Power Paint.

Ход урока

I. Подготовительный этап.

Сообщение учителя. “Человек живет природой – это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться на всю жизнь в процессе постоянного общения, чтобы не умереть” (К. Маркс). Ведущая роль в этом принадлежит растениям. Они обеспечивают человека и животных кислородом, пищей, лекарствами, являются основой жизни. Ученые установили, что наша повседневная пища должна обязательно содержать достаточное количество растений. Особенно ценные питательные и лекарственные свойства имеют свежеприготовленные соки из овощей, фруктов и зелени растений. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить которые можно напитками из трав и плодов. Сегодня на уроке мы используем наши знания по математике для того, чтобы научиться получать то, что могут дать наши растения.

II. Устный счет (с использованием слайдов).

Задание 1. Определите процентное содержание компонентов в каждом из данных витаминных сборов (слайды 1–3).

слайд 2

  слайд 3

  слайд 4

 Задание 2. Определите процентное содержание каждого вида цветка в букете, если в каждом букете по 100 цветков (эстафета по рядам с использованием слайда 4

слайд 5

 

Задание 3 Выразите десятичной дробью (слайд 6):

слайд 6

 

III. Сообщения учащихся “Из истории исследования полезных растений Сибири”.

 Тезисы сообщений

1. Изучение и применение полезных свойств растений Сибири уходит в глубокую древность. Археологические исследования показали, что уже 5000 лет назад на юге Сибири пользовались лекарственными травами. На Руси особенно ценились сибирские травы. Так, воевода Ромодановский имел указ “... собирать зверобой, растущий в Сибири, сушить, размалывать и присылать в Москву по пуду на всякий год”.

2. XVII век был временем усиленного сбора сведений о полезных растениях Сибири. По распоряжению Петра I в Сибирь в 1719 году был послан данцигский врач Даниил Мессершмидт “... для изыскания трав, кореньев, семян и прочих принадлежащих статей в лекарственные сборы”. Он собрал сведения о 380 лекарственных растениях, указав лечебное применение и время их сбора.

3. Аптеки в то время были маленькими научными центрами, в них исследовалось действие лекарственного сырья. При таких аптеках были свои огороды.

В первую Российскую фармакопею (1778 г.) было включено 302 вида русских лекарственных растений, более половины из них были сибирские.

Задание 4 (слайд 6). В XVII веке ревень в Россию завозили из Китая. Вычислите процент от числа, используйте ключ к ответу и назовите фамилию сибирского историка и картографа, указавшего, где в Сибири растет ревень. Задание каждый выполняет индивидуально.

(Ответ: С. Ремезов.)

слайд 7

Ключ к ответу

 img7.gif (5497 bytes)

IV. Самостоятельная работа в группах.

Информация учителя. О важности правильного питания уже 100 лет назад говорил мудрый врач Авиценна (Ибн Сина). В настоящее время люди едят растительной пищи непростительно мало: овощей в 3 раза меньше нормы, фруктов – в 4 раза. Вам предлагаются для анализа рецепты блюд из местных растений, которые можно приготовить уже ранней весной.

Для работы учащиеся объединяются в группы по 4 человека (две соседние парты). группе дается один рецепт-карточка, все выполняют по одному заданию; задания в карточках 5 и 6 делают вместе; старший в группе проводит проверку (находит сумму всех ингредиентов и сверяет с числом из рецепта), проставляет в своей карточке ответы (против фамилии ученика, выполнявшего задание), свою оценку каждому из группы за выполненную работу и сдает учителю.

Задание 5. Определите массу каждого компонента в рецепте (карточки 1–6).

(См. Приложение)

 V. Сообщения учащихся о растениях из рецептов (слайды 9-14).

Осот огородный – однолетнее травянистое растение с ветвистым стеблем высотой до одного метра. Молодые листья и стебли используют для приготовления салатов, супов и щей. Для удаления горечи их вымачивают в солевом растворе 25–30 минут. В некоторых районах нашей страны употребляют и корни осота. Вареными они напоминают топинамбур – земляную грушу.

Щавель кислый – растение высотой 30–100 см. Листья сочные, кислые на вкус. Листья щавеля содержат витамин C, щавелево-кислые соли, азотистые вещества. Используют щавель как в сыром виде, так и для приготовления щей, супов, зеленых борщей, приправ к мясным блюдам, начинок для пирогов и пельменей.

Одуванчик лекарственный – растет на лугах, в полях и садах, около дорог. Цветет в апреле–мае. Листья одуванчика содержат витамины C и E, каротин, легкоусвояемые соли фосфора, углеводы и другие полезные вещества. В пищу используют почти все растение. Из молодых листьев делают салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи, более старые употребляют как шпинат. Чтобы удалить горечь, их вымачивают в соленой воде 20–30 минут. Цветочные почки маринуют и заправляют солянки, винегреты, блюда из дичи. Из жареных корней готовят заменитель кофе.

Крапива двудомная – многолетнее растение высотой до 1 метра с листьями, усаженными жгучими волосками. Листья крапивы содержат витамины C, A, каротин, минеральные соли и органические кислоты, по питательности не уступают бобам и гороху. Используют для приготовления салатов, супов, щей, ботвиний, соусов и пюре. Молодые нежные соцветия заваривают вместо чая.

Лопух паутинистый – многолетнее растение высотой до 1,5 м. Молодые листья и стебли содержат витамин C, эфирные масла и дубильные вещества. Использую для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов, бульонов, ботвиней. Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде как заменитель картофеля.

Рогоз широколистный – многолетнее растение высотой до 2 метров. Растет у водоемов и на заливных лугах. Народное название – “пухалки”, его цветки собраны в черно-бурые бархатистые соцветия. Молодые побеги подают к столу, заправляя уксусом и другими специями, маринуют и сушат.

VI. Самостоятельная работа (эстафета по рядам).

Вы узнали много нового о пользе растений, которые растут на улице. А что вы знаете о домашних растениях и цветах? Есть ли от них какая-нибудь польза? Конечно, растения и цветы не только создают уют и украшают наши квартиры, но и очищают воздух.

Задание 6. Выполните вычисления и вы узнаете, на сколько процентов снижается количество микробов в комнате от летучих фитонцидов комнатных растений слайд 7).

слайд 15

 

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Домашнее задание.

Узнайте у бабушки или у родителей, какое блюдо они готовили или могут приготовить из растительного сырья нашего края. Составьте рецепт этого блюда на альбомном листе.

Приложение 2