Экономическая математическая игра "Банкир"

Разделы: Внеклассная работа


Цели мероприятия:

Учебные:

  1. Реализация способностей обучающихся при помощи выбора уровня сложности задания и оценивание собственной роли в режиме групповой работы.
  2. Повышение познавательной активности у обучающихся.
  3. Развитие интереса к математике.
  4. Научить обучающихся мыслить логически, быстро думать, принимать правильные решения, вызвать желание расширить свой кругозор.

Воспитательные:

  1. Развитие культуры общения и культуры ответа на поставленный вопрос.
  2. Воспитывать у обучающихся умение работать в группах, развивать коммуникативные способности обучающихся, уважение к оппоненту.

Перед началом игры формируются команды-банки (от двух до четырёх команд). Каждый банк имеет своё название.

Добрый день!

Мы рады приветствовать все банки на экономической математической игре “Банкир”. Сегодня, решая экономические и математические вопросы вы – банки должны максимально увеличить свой стартовый капитал.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

  1. Каждому банку необходимо выбрать управляющего, который имеет право принимать окончательное решение по вопросу.
  2. Стартовый капитал каждого банка 10 000 рублей.
  3. Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задание стоимостью от 500 до 2 000 рублей при помощи курьера.
  4. Если команда, представляющая каждый банк, даёт правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость задания.
  5. Если ответ неправильный, то её капитал уменьшается на стоимость задания.
  6. Если команда затрудняется в выполнении задания, то она может приобрести подсказку за соответствующую цену.
  7. Если команда затрудняется в выполнении задания, то она может продать своё задание другому банку по взаимному согласию (или купить у другого банка решение, если другой банк решал данное задание).
  8. На обдумывание задания стоимостью 500 рублей даётся 0,5 минуты, 1 000 рублей – 1 минута, 1 500 рублей – 1,5 минуты, 2 000 рублей – 2 минуты.
  9. В каждом банке имеется счётчик (человек ответственный за состояние финансового положения банка), который подсчитывает все доходы и расходы банка.
  10. Главная задача банка накопить как можно больший капитал.
  11. Выигрывает тот банк, у которого на конец игры окажется наибольшее количество денег.

Желаю удачи!

Задания стоимостью 500 рублей

№1.

Два бизнесмена поспорили: кто первый получит больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5 000 рублей, а его расходы составили 3 000 рублей. Другой наторговал на 1 000 рублей меньше, но и затраты его всего 2 000 рублей. Кто выиграл спор? [1]

Ответ: спор не выиграл никто.

Подсказка: Найдите прибыль каждого бизнесмена, а затем сравните их.

№2.

Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 рубля за газету и стали продавать их по 5 рублей. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты? [1]

Ответ: 200 рублей.

Подсказка: Посчитайте расходы и доходы друзей, а затем найдите их разность.

№3.

Мастерица связала свитер и продала его за 1 000 рублей. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 200 рублей за моток, а на украшение свитера понадобился бисер стоимостью 100 рублей? [1]

Ответ: 300 рублей.

Подсказка: Посчитайте затраты на изготовление свитера и доходы от его продажи, а затем найдите их разность.

№4.

Один отец дал своему сыну 1 500 рублей, а другой своему – 1 000 рублей. Оказалось, однако, что оба сына вместе получили 1 500 рублей. Как это объяснить? [1]

Ответ: дед, сын и внук.

Подсказка: Проследите родственные связи.

№5.

Лиса купила у пчёл 10 кг мёда за 1 000 рублей, а на рынке стала продавать его по 120 рублей за 1 кг. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мёд? [1]

Ответ: 200 рублей.

Подсказка: Найдите количество денег, которые лиса выручит от продажи всего мёда, а затем найдите разность между полученным количеством денег и расходами, получите доход.

* Стоимость подсказок 250 рублей.

Задания стоимостью 1 000 рублей

№1.

Бабушка печёт пирожки и продаёт их на рынке. В первый день она продала 100 пирожков по цене 5 рублей за один пирожок. На следующий день она снизила цену на 10% и продала 120 пирожков. В какой день она заработала больше денег? [1]

Ответ: во второй день.

Подсказка: Посчитайте на сколько снизилась стоимость одного пирожка во второй день при помощи пропорции, затем найдите количество заработанных денег в каждый день и сравните полученные результаты.

№2.

Выручка от продажи продукции, выпускаемой неким предприятием, составила 50 000 рублей. При этом было израсходовано:

На сырьё 20 000 рублей

На топливо 1 500 рублей

Заработная плата 14 500 рублей

Кредиты, налоги 4 500 рублей

Итого: 40 500 рублей

Какова прибыль предприятия? [1]

Ответ: 9 500 рублей.

Подсказка: Найдите разность выручки от продажи товаров и израсходованных денег, тогда получите прибыль предприятия.

№3.

Бизнесмен положил в банк 100 тысяч рублей. Через год он забрал из банка 150 тысяч рублей. Сколько процентов составила прибыль? [1]

Ответ: 50%

Подсказка: Найдите количество процентов, которые получил бизнесмен через год, без учёта вложенных денег (100%) при помощи пропорции, а затем найдите разность между вложенными и полученными процентами.

№4.

Бабуля продавала на рынке щенка. Мимо шли три парня, они сложились по 100 рублей и купили его за 300 рублей. Однако бабуля решила, что продала щенка очень дорого, попросила проходящего мальчика догнать парней и вернуть им 50 рублей. Мальчик подумал, как же они поделят между собой эти деньги, и решил отдать парням 30 рублей, а 20 рублей оставил себе. Получилось, что каждый парень заплатил по 90 рублей, т.е. вместе они отдали 270 рублей, 20 рублей остались у мальчика, т.е. всего 290 рублей. Куда делись 10 рублей? [1]

Ответ: никуда.

Подсказка: Не складывайте доходы и расходы, они должны быть равны.

№5.

Кирпич имеет массу 1,5 килограмма и ещё полкирпича. Какова масса кирпича?

Подсказка: Внимательно читайте условие задачи и из неё найдите сколько весит полкирпича, полученные результаты сложите.

* Стоимость подсказок 500 рублей.

Задания стоимостью 1 500 рублей

№1.

Встретились три мальчика: Белов, Чернов, Рыжов.

– Вы только посмотрите, – воскликнул Белов, – у нас у всех разные волосы, и их цвет не совпадает с фамилией.

– Ты прав, – ответил ему черноволосый мальчик.

Определите цвет волос каждого. [1]

Ответ: Белов – рыжий, Чернов– белый, Рыжов – чёрный.

Подсказка: Решение задачи оформите в виде таблицы, а данные для таблицы возьмите из условия задачи.

№2.

Вы продаёте квас. Затраты на производство и реализацию 1 стакана кваса составляют 2 рубля. По цене 4 рубля за стакан можно реализовать в день 140 стаканов, а при цене 3 рубля за стакан – 250 стаканов. Какую цену вы должны назначить, если хотите получить больше прибыли? [1]

Ответ: больше прибыли при цене 4 рубля за стакан.

Подсказка: Подсчитайте количество прибыли в каждом случае отдельно и сравните полученные результаты.

№3.

Арбуз на кг тяжелее этого арбуза. Сколько весит арбуз? [1]

Ответ: 3 кг.

Подсказка: Пусть х кг – масса арбуза, тогда арбуза весят кг . Составьте и решите уравнение соответствующее условию задачи.

№4.

Куплены тетради по 7 рублей и по 4 рубля за тетрадь, всего на сумму 53 рубля. Сколько куплено тех и других тетрадей? [1]

Ответ: что купили 7 тетрадей по 7 рублей и 1 тетрадь по 4 рубля.

Подсказка: Предположите, что купленные тетради стоят одинаково (4 рубля или 7 рублей), то сколько тогда бы осталось купить тетрадей по другой стоимости.

№5.

Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6? [1]

Ответ: запятую.

Подсказка: В задаче не указано, что нужно поставить знаки математических действий: +,

-, . , :, существуют другие знаки, например, , , , / , . или ,

* Стоимость подсказок 750 рублей.

Задания стоимостью 2 000 рублей

№1.

У вашего банка есть несколько вариантов использования денег:

а) вложить 800 рублей и получить 1 000 рублей;

б) вложить 200 рублей и получить 300 рублей;

в) вложить 1 000 рублей и получить 1 400 рублей.

Какой вариант вы выберете и почему? [1]

Ответ: вариант б.

Подсказка: Просчитайте прибыль банка в процентах в каждом из представленных случаев при помощи пропорции и сравните полученные количества процентов.

№2.

В ваш банк положили 500 000 рублей под 10% годовых. Какую сумму вы должны отдать обратно через полгода? [1]

Ответ: 525 000 рублей.

Подсказка: Посчитайте количество прибыли за год при помощи пропорции, затем разделите пополам и сложите полученный результат с размером вклада.

№3.

В ваш банк положили 500 тысяч рублей под 10% годовых. Какую сумму вы отдадите через 5 лет? [1]

Ответ: 805 255 рублей.

Подсказка: Каждый год сумма вклада вырастает на 10% и уже на накопленную сумму падают следующие 10%.

№4.

Некто продаёт свою лошадь по количеству подковных гвоздей, которых у неё 16. За первый гвоздь он просит 1 рубль, за второй – 2 рубля, за третий – 4 рубля, за четвёртый – 8 рублей и за каждый следующий вдвое больше чем за предыдущий. Во сколько он ценит свою лошадь? [1]

Ответ: 65535 рублей.

Подсказка: Найдите сумму шестнадцати первых членов геометрической прогрессии со знаменателем q=2 по формуле: и получите стоимость лошади.

№5.

Что больше: или ? [1]

Ответ: <

Подсказка: Возведите оба выражения в степень равную произведению показателей степеней корней, т.е. в десятую степень, найдите значения полученных выражений и сравните полученные результаты

* Стоимость подсказок 1 000 рублей.

Подведение итогов: банки подсчитывают свои капиталы и результаты записываются на доске. Участники мероприятия оценивают свой вклад в умножении капитала банка по пятибалльной шкале (баллы не должны повторяться). Награждение команд.

Задания для банков позаимствованы из предложенного списка литературы.

Список литературы:

  1. Т.Г. Власова “Предметная неделя математики в школе”, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2006 г.