Цели мероприятия:
Учебные:
- Реализация способностей обучающихся при помощи выбора уровня сложности задания и оценивание собственной роли в режиме групповой работы.
- Повышение познавательной активности у обучающихся.
- Развитие интереса к математике.
- Научить обучающихся мыслить логически, быстро думать, принимать правильные решения, вызвать желание расширить свой кругозор.
Воспитательные:
- Развитие культуры общения и культуры ответа на поставленный вопрос.
- Воспитывать у обучающихся умение работать в группах, развивать коммуникативные способности обучающихся, уважение к оппоненту.
Перед началом игры формируются команды-банки (от двух до четырёх команд). Каждый банк имеет своё название.
Добрый день!
Мы рады приветствовать все банки на экономической математической игре “Банкир”. Сегодня, решая экономические и математические вопросы вы – банки должны максимально увеличить свой стартовый капитал.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
- Каждому банку необходимо выбрать управляющего, который имеет право принимать окончательное решение по вопросу.
- Стартовый капитал каждого банка 10 000 рублей.
- Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задание стоимостью от 500 до 2 000 рублей при помощи курьера.
- Если команда, представляющая каждый банк, даёт правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость задания.
- Если ответ неправильный, то её капитал уменьшается на стоимость задания.
- Если команда затрудняется в выполнении задания, то она может приобрести подсказку за соответствующую цену.
- Если команда затрудняется в выполнении задания, то она может продать своё задание другому банку по взаимному согласию (или купить у другого банка решение, если другой банк решал данное задание).
- На обдумывание задания стоимостью 500 рублей даётся 0,5 минуты, 1 000 рублей – 1 минута, 1 500 рублей – 1,5 минуты, 2 000 рублей – 2 минуты.
- В каждом банке имеется счётчик (человек ответственный за состояние финансового положения банка), который подсчитывает все доходы и расходы банка.
- Главная задача банка накопить как можно больший капитал.
- Выигрывает тот банк, у которого на конец игры окажется наибольшее количество денег.
Желаю удачи!
Задания стоимостью 500 рублей
№1.
Два бизнесмена поспорили: кто первый получит больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5 000 рублей, а его расходы составили 3 000 рублей. Другой наторговал на 1 000 рублей меньше, но и затраты его всего 2 000 рублей. Кто выиграл спор? [1]
Ответ: спор не выиграл никто.
Подсказка: Найдите прибыль каждого бизнесмена, а затем сравните их.
№2.
Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 рубля за газету и стали продавать их по 5 рублей. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты? [1]
Ответ: 200 рублей.
Подсказка: Посчитайте расходы и доходы друзей, а затем найдите их разность.
№3.
Мастерица связала свитер и продала его за 1 000 рублей. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 200 рублей за моток, а на украшение свитера понадобился бисер стоимостью 100 рублей? [1]
Ответ: 300 рублей.
Подсказка: Посчитайте затраты на изготовление свитера и доходы от его продажи, а затем найдите их разность.
№4.
Один отец дал своему сыну 1 500 рублей, а другой своему – 1 000 рублей. Оказалось, однако, что оба сына вместе получили 1 500 рублей. Как это объяснить? [1]
Ответ: дед, сын и внук.
Подсказка: Проследите родственные связи.
№5.
Лиса купила у пчёл 10 кг мёда за 1 000 рублей, а на рынке стала продавать его по 120 рублей за 1 кг. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мёд? [1]
Ответ: 200 рублей.
Подсказка: Найдите количество денег, которые лиса выручит от продажи всего мёда, а затем найдите разность между полученным количеством денег и расходами, получите доход.
*
Стоимость подсказок 250 рублей.Задания стоимостью 1 000 рублей
№1.
Бабушка печёт пирожки и продаёт их на рынке. В первый день она продала 100 пирожков по цене 5 рублей за один пирожок. На следующий день она снизила цену на 10% и продала 120 пирожков. В какой день она заработала больше денег? [1]
Ответ: во второй день.
Подсказка: Посчитайте на сколько снизилась стоимость одного пирожка во второй день при помощи пропорции, затем найдите количество заработанных денег в каждый день и сравните полученные результаты.
№2.
Выручка от продажи продукции, выпускаемой неким предприятием, составила 50 000 рублей. При этом было израсходовано:
На сырьё 20 000 рублей
На топливо 1 500 рублей
Заработная плата 14 500 рублей
Кредиты, налоги 4 500 рублей
Итого: 40 500 рублей
Какова прибыль предприятия? [1]
Ответ: 9 500 рублей.
Подсказка: Найдите разность выручки от продажи товаров и израсходованных денег, тогда получите прибыль предприятия.
№3.
Бизнесмен положил в банк 100 тысяч рублей. Через год он забрал из банка 150 тысяч рублей. Сколько процентов составила прибыль? [1]
Ответ: 50%
Подсказка: Найдите количество процентов, которые получил бизнесмен через год, без учёта вложенных денег (100%) при помощи пропорции, а затем найдите разность между вложенными и полученными процентами.
№4.
Бабуля продавала на рынке щенка. Мимо шли три парня, они сложились по 100 рублей и купили его за 300 рублей. Однако бабуля решила, что продала щенка очень дорого, попросила проходящего мальчика догнать парней и вернуть им 50 рублей. Мальчик подумал, как же они поделят между собой эти деньги, и решил отдать парням 30 рублей, а 20 рублей оставил себе. Получилось, что каждый парень заплатил по 90 рублей, т.е. вместе они отдали 270 рублей, 20 рублей остались у мальчика, т.е. всего 290 рублей. Куда делись 10 рублей? [1]
Ответ: никуда.
Подсказка: Не складывайте доходы и расходы, они должны быть равны.
№5.
Кирпич имеет массу 1,5 килограмма и ещё полкирпича. Какова масса кирпича?
Подсказка: Внимательно читайте условие задачи и из неё найдите сколько весит полкирпича, полученные результаты сложите.
*
Стоимость подсказок 500 рублей.Задания стоимостью 1 500 рублей
№1.
Встретились три мальчика: Белов, Чернов, Рыжов.
– Вы только посмотрите, – воскликнул Белов, – у нас у всех разные волосы, и их цвет не совпадает с фамилией.
– Ты прав, – ответил ему черноволосый мальчик.
Определите цвет волос каждого. [1]
Ответ: Белов – рыжий, Чернов– белый, Рыжов – чёрный.
Подсказка: Решение задачи оформите в виде таблицы, а данные для таблицы возьмите из условия задачи.
№2.
Вы продаёте квас. Затраты на производство и реализацию 1 стакана кваса составляют 2 рубля. По цене 4 рубля за стакан можно реализовать в день 140 стаканов, а при цене 3 рубля за стакан – 250 стаканов. Какую цену вы должны назначить, если хотите получить больше прибыли? [1]
Ответ: больше прибыли при цене 4 рубля за стакан.
Подсказка: Подсчитайте количество прибыли в каждом случае отдельно и сравните полученные результаты.
№3.
Арбуз на кг тяжелее этого арбуза. Сколько весит арбуз? [1]
Ответ: 3 кг.
Подсказка: Пусть х кг – масса арбуза, тогда арбуза весят кг . Составьте и решите уравнение соответствующее условию задачи.
№4.
Куплены тетради по 7 рублей и по 4 рубля за тетрадь, всего на сумму 53 рубля. Сколько куплено тех и других тетрадей? [1]
Ответ: что купили 7 тетрадей по 7 рублей и 1 тетрадь по 4 рубля.
Подсказка: Предположите, что купленные тетради стоят одинаково (4 рубля или 7 рублей), то сколько тогда бы осталось купить тетрадей по другой стоимости.
№5.
Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6? [1]
Ответ: запятую.
Подсказка: В задаче не указано, что нужно поставить знаки математических действий: +,
-, . , :, существуют другие знаки, например, , , , / , . или ,
*
Стоимость подсказок 750 рублей.Задания стоимостью 2 000 рублей
№1.
У вашего банка есть несколько вариантов использования денег:
а) вложить 800 рублей и получить 1 000 рублей;
б) вложить 200 рублей и получить 300 рублей;
в) вложить 1 000 рублей и получить 1 400 рублей.
Какой вариант вы выберете и почему? [1]
Ответ: вариант б.
Подсказка: Просчитайте прибыль банка в процентах в каждом из представленных случаев при помощи пропорции и сравните полученные количества процентов.
№2.
В ваш банк положили 500 000 рублей под 10% годовых. Какую сумму вы должны отдать обратно через полгода? [1]
Ответ: 525 000 рублей.
Подсказка: Посчитайте количество прибыли за год при помощи пропорции, затем разделите пополам и сложите полученный результат с размером вклада.
№3.
В ваш банк положили 500 тысяч рублей под 10% годовых. Какую сумму вы отдадите через 5 лет? [1]
Ответ: 805 255 рублей.
Подсказка: Каждый год сумма вклада вырастает на 10% и уже на накопленную сумму падают следующие 10%.
№4.
Некто продаёт свою лошадь по количеству подковных гвоздей, которых у неё 16. За первый гвоздь он просит 1 рубль, за второй – 2 рубля, за третий – 4 рубля, за четвёртый – 8 рублей и за каждый следующий вдвое больше чем за предыдущий. Во сколько он ценит свою лошадь? [1]
Ответ: 65535 рублей.
Подсказка: Найдите сумму шестнадцати первых членов геометрической прогрессии со знаменателем q=2 по формуле: и получите стоимость лошади.
№5.
Что больше: или ? [1]
Ответ: <
Подсказка: Возведите оба выражения в степень равную произведению показателей степеней корней, т.е. в десятую степень, найдите значения полученных выражений и сравните полученные результаты
*
Стоимость подсказок 1 000 рублей.Подведение итогов: банки подсчитывают свои капиталы и результаты записываются на доске. Участники мероприятия оценивают свой вклад в умножении капитала банка по пятибалльной шкале (баллы не должны повторяться). Награждение команд.
Задания для банков позаимствованы из предложенного списка литературы.
Список литературы:
- Т.Г. Власова “Предметная неделя математики в школе”, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2006 г.