Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе изучения предметов по выбору и системы дополнительного образования

Разделы: Начальная школа


Высокие темпы развития и совершенствования науки, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, обусловливают актуальность проблемы развития познавательной деятельности учащихся на современном этапе школьного образования. Поэтому одной из главных задач современной школы является развитие у учащихся познавательной самостоятельности, познавательных интересов, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний.

Познавательная самостоятельность определяется как характеристика личности. Наиболее важными факторами развития познавательной самостоятельности является:

  • интерес
  • творческое овладение знаниями
  • саморазвитие
  • самоактуализация
  • интеллектуальная инициатива
  • внутренняя целеустремленность ребенка

Развитие познавательной самостоятельности в начальной школе реализуется через изучение учащимися предметов по выбору.

Это, например, Москвоведение для учащихся 2-4 классов

Цель данного курса:

  • нравственное воспитание учащихся;
  • знакомство детей с событиями из истории России, связанными с именем Москвы;
  • воспитание любви к родному городу и гордости за него;

На занятиях Логомиры учащиеся 3-4 классов, создавая минипроекты и защищая их, овладевают основами программирования на языке Лого на примере программы «ПервоЛого 3.0»,

На занятиях по Легоконструированию учащиеся 1-2 классов имеют большой простор для личного творчества. Ребенок сам определяет тот путь, который кажется ему наилучшим. Поэтому на этих занятиях возникает свободная творческая атмосфера, игровая дисциплина, дух соревнования и свобода от шаблона, способствующие раскрепощению творческих резервов человеческой психики и, ребята проявляют свои способности, доказывая этим, как они усвоили учебный материал: собирают, конструируют, находят интересные и оригинальные решения задач.

Целью занятий курса «Чтение с увлечением» является:

  1. Формирование способности полноценно воспринимать литературное произведение;
  2. Развитие речи младшего школьника;
  3. Приобщение к чтению и слушанию разнообразных книг;

На занятиях по русскому языку «Веселая грамматика» учителя:

  1. Развивают интерес к языку как учебному предмету;
  2. Расширяют и углубляют программный материал;
  3. Пробуждают у учащихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;

В системе дополнительного образования в начальной школе дети занимаются по программе «Вдохновение»

Цель данных занятий:

  1. Создание условий для развития личного творческого потенциала и развития познавательных интересов у учащихся.
  2. Развитие творческих способностей с учетом возможностей каждого ребенка при помощи различных театрализованных представлений.

Эти занятия проводятся для учащихся 2-4 классов и ведут их учителя русского языка и литературы гимназии

Данная программа способна помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства. На занятиях используется просмотр слайдов, видеофильмов, прослушивание музыки, сюжетно - ролевые игры, чтение по ролям и т.д.

Программа дополнительного образования по окружающему миру состоит из двух модулей «Экология для младших школьников» и «Планета загадок».

На этих занятиях у учащихся формируется экологическая культура, экологические знания, происходит вовлечение их в природоохранную деятельность. Обеспечивается выработка приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности. Повышается экологическая грамотность учащихся. Воспитывается чувство уважения, любви и гордости за природу своего города и страны.

И еще одна программа, по которой занимаются учащиеся начальных классов называется «Занимательная логика».

Цель занятий состоит в следующем:

  1. Развивать у ребенка мыслительные операции, логическое мышление.
  2. Научить точно выражать свои мысли, творчески мыслить, развивать речь.
  3. Воспитывать самостоятельного и мыслящего человека, способного справиться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь.

И в заключении хочется отметить, что содержание всей системы дополнительного образования, курсов по выбору реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом и обеспечивает развитие познавательной самостоятельности и повышение качества учебного процесса. (Приложение 1)