Высокие темпы развития и совершенствования науки, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, обусловливают актуальность проблемы развития познавательной деятельности учащихся на современном этапе школьного образования. Поэтому одной из главных задач современной школы является развитие у учащихся познавательной самостоятельности, познавательных интересов, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний.
Познавательная самостоятельность определяется как характеристика личности. Наиболее важными факторами развития познавательной самостоятельности является:
- интерес
- творческое овладение знаниями
- саморазвитие
- самоактуализация
- интеллектуальная инициатива
- внутренняя целеустремленность ребенка
Развитие познавательной самостоятельности в начальной школе реализуется через изучение учащимися предметов по выбору.
Это, например, Москвоведение для учащихся 2-4 классов
Цель данного курса:
- нравственное воспитание учащихся;
- знакомство детей с событиями из истории России, связанными с именем Москвы;
- воспитание любви к родному городу и гордости за него;
На занятиях Логомиры учащиеся 3-4 классов, создавая минипроекты и защищая их, овладевают основами программирования на языке Лого на примере программы «ПервоЛого 3.0»,
На занятиях по Легоконструированию учащиеся 1-2 классов имеют большой простор для личного творчества. Ребенок сам определяет тот путь, который кажется ему наилучшим. Поэтому на этих занятиях возникает свободная творческая атмосфера, игровая дисциплина, дух соревнования и свобода от шаблона, способствующие раскрепощению творческих резервов человеческой психики и, ребята проявляют свои способности, доказывая этим, как они усвоили учебный материал: собирают, конструируют, находят интересные и оригинальные решения задач.
Целью занятий курса «Чтение с увлечением» является:
- Формирование способности полноценно воспринимать литературное произведение;
- Развитие речи младшего школьника;
- Приобщение к чтению и слушанию разнообразных книг;
На занятиях по русскому языку «Веселая грамматика» учителя:
- Развивают интерес к языку как учебному предмету;
- Расширяют и углубляют программный материал;
- Пробуждают у учащихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
В системе дополнительного образования в начальной школе дети занимаются по программе «Вдохновение»
Цель данных занятий:
- Создание условий для развития личного творческого потенциала и развития познавательных интересов у учащихся.
- Развитие творческих способностей с учетом возможностей каждого ребенка при помощи различных театрализованных представлений.
Эти занятия проводятся для учащихся 2-4 классов и ведут их учителя русского языка и литературы гимназии
Данная программа способна помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства. На занятиях используется просмотр слайдов, видеофильмов, прослушивание музыки, сюжетно - ролевые игры, чтение по ролям и т.д.
Программа дополнительного образования по окружающему миру состоит из двух модулей «Экология для младших школьников» и «Планета загадок».
На этих занятиях у учащихся формируется экологическая культура, экологические знания, происходит вовлечение их в природоохранную деятельность. Обеспечивается выработка приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности. Повышается экологическая грамотность учащихся. Воспитывается чувство уважения, любви и гордости за природу своего города и страны.
И еще одна программа, по которой занимаются учащиеся начальных классов называется «Занимательная логика».
Цель занятий состоит в следующем:
- Развивать у ребенка мыслительные операции, логическое мышление.
- Научить точно выражать свои мысли, творчески мыслить, развивать речь.
- Воспитывать самостоятельного и мыслящего человека, способного справиться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь.
И в заключении хочется отметить, что содержание всей системы дополнительного образования, курсов по выбору реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом и обеспечивает развитие познавательной самостоятельности и повышение качества учебного процесса. (Приложение 1)