Цель урока:
- Сформировать представление о растительном и животном мире Южной Америки.
- Познакомить с характерными для матерка природными зонами, размещением зон на карте.
- Объяснять различия в растительности и животном мире природных зон.
- Влияние человека на природу.
- Продолжить формирование умений работать с тематическими картами ; умению анализировать, делать соответствующие выводы .
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Формы проведения урока:
- повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями;
- использование фрагмента видеофильма, схемы, презентация.
Оборудование:
- фрагменты видеофильма «Природные зоны Южной Америки»,
- атласы,
- карта природных зон Южной Америки,
- таблица «Происхождение и распространение культурных растений».
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания:
(На экране климатограммы).
А) Анализ климатограмм поясов Южной Америки.
(учебник, с. 171, 173, рис. 72, 73).
Б) Проверка номенклатуры по материку.
(На экране фрагмент контурной карты материка).
3. Изучение нового материала:
А) Актуализация знаний учащихся:
- Создание образа природы материка « Самые интересные сведения о растительном и животном мире континента».
(На экране слайды о животном мире материка).
- Самое большое водное растение, диаметр листьев достигает 2 м. – Виктория Регия.
- Самая маленькая птица ( вес-1,6-1,8 г, длина-5,5 см) – колибри.
- Гоацин – единственная птица, чьи птенцы имеют 2 пальца на концах крыльев.
- Самый большой паук – Птицеед – достигает в длину 28 см.
- Самый большой жук в мире – Жук-геркулес, длина его тела – до 20 см.
- Анаконда – самая большая змея. Она достигает длины 8,5 м и весит до 230 кг.
- Самая опасная рыбка Амазонки – пиранья.
- Самый большой грызун – Капибара – весом до 100 кг и длиной до 1м.
- Самая маленькая обезьянка – карликовая игрунка – 50-75 г и до 30 см в длину.
- Самое медленное млекопитающее – ленивец. Скорость его передвижения 2,5м/мин.
Б) Анализ карты « Природные зоны мира» (настенная на доске) с демонстрацией фотографий растительного и животного мира.
- Учитель:
В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе стороны от экватора в Амазонии простираются постоянно влажные вечнозеленые леса, сменяющиеся к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами, особенно обширными в южном полушарию На юге материка расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в пределах тропического климатического пояса на западе занята пустыней Атакама.
- Вопросы к учащимся:
- Какие природные зоны есть на материке? Назовите их и покажите их на карте у доски.
- Какие из них занимают наибольшую площадь? Почему?
- Какие природные зоны занимают наименьшую площадь на территории материка?
- Как в Южной Америке проявляется широтная зональность?
- Родиной каких культурных растений является Южная Америка?
- В каких природных зонах они произрастают?
- Учитель:
Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других
континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она – родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного деревьев, виктории-регии, а Также многих культурных растений – картофеля, томата, фасоли. Среди эндемиков животного мира следует назвать неполнозубых ( муравьеды, броненосцы, ленивцы) широконосых обезьян, лам, некоторых грызунов (водосвинка-капибара, шиншиллы).
- Вопросы к учащимся:
- Почему Южная Америка обладает таким большим количеством эндемиков?
- Родиной каких культурных растений является Южная Америка?
- Перечислите эндемики животного мира.
В) Характеристика Природных зон – объяснение материала.
1. Влажные экваториальные леса:
- Зона влажных экваториальных лесов занимает на материке намного большую площадь, чем в Африке. Она расположена на Амазонской низменности и на прилегающих к ней восточных склонах Анд, а также в северной частим Тихоокеанского побережья, в области экваториального климатического пояса. В Южной Америке экваториальные леса называют « сельвас», что в переводе с португальского означает «леса». Сельвас – труднопроходимые влажные вечнозеленые леса с огромным разнообразием видов растений и животных.
2. Показ фрагмента видеофильма «Амазония».
- Из растений наиболее характерны шоколадное ( какао) и хинное деревья, различные виды пальм, сейба, молчайные (каучуконосы), древовидные папоротники. В лесу много лиан и эпифитов, среди которых замечательные орхидеи. Здесь обитают обезьяны-ревуны, ленивец, тапир, муравьед, ягуар; много видов попугаев, колибри; разнообразные насекомые.
- Вопросы к учащимся:
- Назовите основные особенности зоны экваториальных лесов.
- Что такое «сельвас»?
- Перечислите обитателей леса.
Физкультминутка для глаз: (фонограмма: тихая, спокойная ).
А) Закройте глаза
Б) Откройте глаза, посмотрите вправо, влево, прямо.
2. Зона саванн:
- Зоны саванн занимают Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского нагорий. Они расположены в основном в субэкваториальном и частично в тропическом климатических поясах. В саваннах Северного полушария среди трав растут пальмы и акации, в Южном полушарии древесная растительность беднее, чаще встречаются заросли кустарников, кактусы, мимозы, молочай, «Бутылочные» деревья с бочкообразными стволами. Для саванн западной части Бразильского нагорья и внутренних тропических равнин, где выпадает меньше осадков, характерны жесткие травы и колючие кустарники, среди которых встречаются низкорослые редколесья из кебрачо – дерева с очень твердой древесиной. Рубкой, обработкой и транспортировкой кебрачо занята значительная часть населения этих мест.
В южноамериканских саваннах нет крупных травоядных животных, как в Африке. Из копытных здесь обитают олени и дикие свиньи – пекари; водятся броненосцы, ягуары, пумы, муравьеды, из птиц – страусы нанду.
- Вопросы к учащимся:
- Назовите основные особенности саванн.
- Почему саванны разных территорий имеют такие различия?
- Как называется дерево с очень твердой древесиной?
3. Зона степей:
- Зона степей расположена к югу от саванн в субтропическом климатическом поясе. Степи в Южной Америке называют пампой. Почвы в пампе обладают высокой плодородностью, так как территория степей покрыта густой травянистой растительностью. В растительном покрове преобладают злаки, на заболоченных участках и по берегам рек растут камыши. На юге-западе пампы, где выпадает меньше осадков, характерны сухие травы и колючие кустарники. Для открытых пространств пампы, типично быстро бегающие животные – пампасный олень, пампасная кошка, несколько видов лам. Много грызунов (нутрия, вискаша), а также броненосцев и птиц.
- Вопросы к учащимся:
- Как называется степь в Южной Америке?
- Почему почвы пампы обладают высокой плодородностью?
- Назовите эндемик пампы?
4. Зона пустынь и полупустынь:
- В Южной Америке, в отличие от Африки и Австралии, почти нет материковых тропических пустынь. Небольшие территории, занятые полупустынями, расположены в субтропическом и умеренном климатических поясах. Из-за скудной растительности почвы малоплодородны. растительность, представленная сухими злаками и подушкообразными кустарниками, - характерная черта этой природной зоны. В полупустынях обитают те же животные, что и в пампе. Это суровый край называют Патагонией.
- Вопросы к учащимся:
- Назовите характерную черту полупустынь.
- Как называют территорию полупустынь?
- Бережное отношение к природе.
(На экране Экологическая карта материка).
- Учитель: Воздействие на природу континента началось еще тогда, когда коренное население, занимаясь земледелием, выжигало для этого участки лесов, осушало болота. С приходом на материк европейцев в 17 веке началось хищническое использование природных богатств. Началось интенсивное освоение саванн и степей. распашка многих территорий привела к истощению почвы на огромных площадях. Даже на некоторых склонах Анд леса были полностью вырублены. Сократилось численность лам, например викуньи и гуанако встречаются только в трудно проходимых высокогорьях. Интенсивное ведение хозяйства привело к полному уничтожению связей между компонентами природы и к изменению природных комплексов. Очень быстро сокращается площадь лесов Амазонии. Только строительство трансамазонской автомобильной дороги нанесло непоправимый ущерб природе.
Г) Практическая работа: «Взаимосвязь природных компонентов во влажных экваториальных лесах Южной Америки».
- Задание:
Используя природные компоненты, постройте схему, отражающую взаимосвязь природных компонентов.
Используя данные схемы, покажите влияние климата на характер растительности.
4.Итог урока:
А) Географический диктант.
Б) Тестирование.
5. Выставление оценок.
6. З/Д: параграф 44; Подготовить сообщение «Изменение природы человеком».