Цели:- расширить знания о зимних изменениях в неживой природе, об изменениях, которые произошли в жизни растений и животных с приходом зимы, объяснить такие явления природы, как образование снежинок;
- развивать познавательные интересы детей;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: аудиозапись, игровое поле, разноцветный куб, рисунки зимующих обитателей леса и их следы, листы с заданиями для групповой работы и для работы учащихся в парах, рассказы детей, солнышки.
Ход урока
1.Орг. момент. ( “Три белых коня” - запись)
Солнышки настроения.2.Введение в тему.
- Отгадайте загадки, послушайте стихотворение и определите тему урока.
А) Старик-шутник:
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз)
Б) Вырос лес – белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Узор на стекле)
В) На всех садится,
Никого не боится. (Снежинка)
Г) Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит. (Снег)
Стихотворение “ Зима” И.Суриков
Белый снег, пушистый, в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
- А теперь назовите тему урока. “В гости к зиме”.
3. Сообщение темы урока.
На дворе прекрасное время года - зима.
Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос, который записан на доске.
Какого цвета зима?
Ответ вы найдёте в кроссворде, выполнив несколько интересных заданий.
(Кроссворд на доске)
А поможет нам сегодня в работе игровое поле, на котором шесть секторов разного цвета.
Каждому сектору соответствует слово кроссворда. (Игровое поле на доске)
Путеводителем в нашей работе будет разноцветный куб.
Цвет, который выпадет на кубе, укажет цвет сектора.
Сегодня мы будем работать в группах, в парах и по рядам.
- Какую установку мы сделаем для себя в начале урока.
Налево: Слушаем внимательно,
Направо: Работаем старательно!
Учитель. Раз- два! Раз-два!
Начинать урок пора!
Можно я первой брошу куб? Смотрите выпал жёлтый цвет.
4.Закрепление знаний по предметам.
Послушайте внимательно и угадайте, о чём я прочитала.
Падала пушинкой,
Растаяла слезинкой. (Снежинка)-1 слово кроссворда вписываем.
- По каким признакам вы догадались, что это снежинка. С чем она сравнивается?
- А вы знаете, сколько интересного могут рассказать о себе снежинки?
Рассказывают дети о тайне снежинок. (2 ученика)
Физминутка “Прогулка в зимнем лесу”
Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа - берёзка в шубке стои
Слева - ёлка на нас глядит,
Снежинки в небе кружатся,
На землю ложатся.
- А вы знаете, что мне на ладошку тоже упала снежинка, чтобы пригласить нас в зимний лес и подарить радость встречи с красотой зимнего леса. (На ладони снежинка)
Дети бросают куб-зелёный сектор
Учитель: Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно.
Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Лесные поляны - как гладкие, чистые страницы. Но вдруг страницы покрылись множеством таинственных значков. чёрточек, точек, запятых, что это? (Следы) – 2 слово кроссворда вписываем
Работа в группах
О чём мы должны помнить, общаясь друг с другом.
- Вежливо общаться друг с другом.
- Выслушивать каждого, не перебивая.
- Рассуждать спокойно, не мешая классу.
- Помни пословицу: “Умеешь сам - научи другого”
Учитель: Снежинка приготовила для вас такое задание:
- надо определить, чьи следы вы видите на снегу нашей поляны.
(На доске изображения следов: сороки, зайца, мышки, лося, белки)
Та группа, которая первая справилась- отвечает.
Белый сектор 2
Физминутка
Учитель: Снежинка приземлилась на секторе белого цвета.
Представьте, что в нашем классе пошёл снег.
Встаньте, улыбнитесь друг другу, протяните руки, ощутите на ладонях пушинки - снежин-
ки, покружитесь. ( Звучит музыка “Снег”)
Это подарок, который делает нам природа. Спасибо,садитесь.
Красный сектор
Снежинка приземлилась на красный цвет. Она приглашает поиграть.
- Расположите снежинки в порядке возрастания, и вы узнаете, какое слово находится в этом секторе. (На доске - буквы, записанные на снежинках: Г,Р,И, А.)
Дети: Игра (Вписываем в кроссворд)
Игра “Крестики – нолики”
Если верно - Х
Нет - О
- Зайцы, лисы, лоси запасают на зиму корм - О
- Снежинка, лыжи, мороз - лишнее слово мороз - Х
- Белка зимой рыжая - О(Серая)
- В самые морозы у клестов появляются птенцы - Х
- В слове вьюга - 5 букв, 5 звуков - Х. Почему?
- Верно: 16-8=16-9—О
- Я зачитываю текст, а вы внимательно прослушайте его.
Для меня зима — самое трудное время года, особенно когда выпадет много снега. Трудно выкапывать из-под снега корешки и промёрзшие жёлуди, даже ходить – и то трудно: уж очень у меня короткие ноги. Я считаю, что это кабан — Х (О,Х,О,Х,Х,О,Х)
- По каким признакам вы докажите, что это кабан.
Дети: Короткие ноги, любят жёлуди. Молодцы!
Игра “Узнай зимние явления природы”
Если верно - встали, нет - сидите.
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, прилёт перелётных птиц, цветение яблонь, оттепель, гололедица.
Голубой сектор
Наша гостья - снежинка - прилетела на страничку русского языка и бережно, нежно опустилась в ладошки зелёной ёлочки.
Давайте прочитаем предложение на доске:
Молодая ёлочка испугалась мороза и вьюги и спряталась в сугроп.
- Найдите ошибку (сугроп) п-б
Запишем в кроссворд (сугроб)
- Какое правило мы вспомнили (Парные согласные)
Помня это правило, я думаю вы легко справитесь со следующим заданием.
Игра “Ручеёк”
Друг за другом записываете слова с парными согласными на конце.
Снежный ручеёк тронулся. В путь!
Диктую слова: Снег, лёд, морж, мороз. Проверяем. Кто доволен своим ручейком? А кто нет? Молодцы.
Оранжевый сектор
- Снежинка, лёгкая, как птичка, принесла нас на своих лучиках, как на крыльях, в гости к одной из лесных птиц. 3
- Зту птицу в красной шапочке называют лесным доктором. Кто это? (Дятел)- Найдите в классе. Запишем в кроссворд.
Учитель: Главная особенность этой птицы — её длинный язык. Решите цепочку примеров и узнаете, какой длины язык у дятла и как с его помощью лесной доктор лечит деревья.
Работать вы будете в парах, а это значит – вместе, дружно, помогая, друг другу.
35-25+13-8=15(см)
- Чья парта первая справилась с заданием? Что у вас получилось?
Дети: Длина языка дятла достигает 15 см.
Учитель: Правильно. Язык у дятла липкий, с твёрдыми зазубринками. Им птица достаёт насекомых из-под коры. Насекомые приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Так лесной доктор лечит дерево, которое является для него домом.
Наша гостья — снежинка рада за вас и приглашает идти дальше.
Учебник стр.112-113. “Как узнать зимой деревья”. Читаем вслух.
Тест “В гости к зиме”.
Итог урока. Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора пройдены, все задания выполнены.
Давайте вспомним: какую цель мы ставили в начале урока.
Дети: Какого цвета зима? (Белая)
Учитель: Я думаю, мы справились с задачей. Посмотрите на кроссворд и найдите ответ на наш вопрос. (Белая)
Да, сегодня мы побывали в лесу, гостеприимной хозяйкой которого была белоснежная
Зимушка - зима.
Кто в пуховой шубке белой
Лёгкой поступью и смелой
К нам пришёл сюда?
На кудрях её пушистых
Много блёсток золотистых,
Много серебра.
Эта белая шубейка
Всем знакома: чародейка -
Белая зима!
Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали ещё сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.
А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за интересное и увлекательное путешествие, которое, я думаю, доставило вам радость.
(Покажите солнышки-настроения)
МОЛОДЦЫ!
Домашнее задание: стр.112-113, нарисовать картины зимы.
Оценки.