В гости к зиме. Какого цвета зима?

Разделы: Начальная школа


Цели:- расширить знания о зимних изменениях в неживой природе, об изменениях, которые произошли в жизни растений и животных с приходом зимы, объяснить такие явления природы, как образование снежинок;

- развивать познавательные интересы детей;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: аудиозапись, игровое поле, разноцветный куб, рисунки зимующих обитателей леса и их следы, листы с заданиями для групповой работы и для работы учащихся в парах, рассказы детей, солнышки.

Ход урока

1.Орг. момент. ( “Три белых коня” - запись) Солнышки настроения.

2.Введение в тему.

- Отгадайте загадки, послушайте стихотворение и определите тему урока.

А) Старик-шутник:
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз)

Б) Вырос лес – белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Узор на стекле)

В) На всех садится,
Никого не боится. (Снежинка)

Г) Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит. (Снег)

Стихотворение “ Зима” И.Суриков

Белый снег, пушистый, в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.

- А теперь назовите тему урока. “В гости к зиме”.

3. Сообщение темы урока.

На дворе прекрасное время года - зима.

Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос, который записан на доске.

Какого цвета зима?

Ответ вы найдёте в кроссворде, выполнив несколько интересных заданий.

(Кроссворд на доске)

А поможет нам сегодня в работе игровое поле, на котором шесть секторов разного цвета.

Каждому сектору соответствует слово кроссворда. (Игровое поле на доске)

Путеводителем в нашей работе будет разноцветный куб.

Цвет, который выпадет на кубе, укажет цвет сектора.

Сегодня мы будем работать в группах, в парах и по рядам.

- Какую установку мы сделаем для себя в начале урока.

Налево: Слушаем внимательно,

Направо: Работаем старательно!

Учитель. Раз- два! Раз-два!

Начинать урок пора!

Можно я первой брошу куб? Смотрите выпал жёлтый цвет.

4.Закрепление знаний по предметам.

Послушайте внимательно и угадайте, о чём я прочитала.

Падала пушинкой,

Растаяла слезинкой. (Снежинка)-1 слово кроссворда вписываем.

- По каким признакам вы догадались, что это снежинка. С чем она сравнивается?

- А вы знаете, сколько интересного могут рассказать о себе снежинки?

Рассказывают дети о тайне снежинок. (2 ученика)

Физминутка “Прогулка в зимнем лесу”

Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа - берёзка в шубке стои
Слева - ёлка на нас глядит,
Снежинки в небе кружатся,
На землю ложатся.

- А вы знаете, что мне на ладошку тоже упала снежинка, чтобы пригласить нас в зимний лес и подарить радость встречи с красотой зимнего леса. (На ладони снежинка)

Дети бросают куб-зелёный сектор

Учитель: Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно.

Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Лесные поляны - как гладкие, чистые страницы. Но вдруг страницы покрылись множеством таинственных значков. чёрточек, точек, запятых, что это? (Следы) – 2 слово кроссворда вписываем

Работа в группах

О чём мы должны помнить, общаясь друг с другом.

- Вежливо общаться друг с другом.

- Выслушивать каждого, не перебивая.

- Рассуждать спокойно, не мешая классу.

- Помни пословицу: “Умеешь сам - научи другого”

Учитель: Снежинка приготовила для вас такое задание:

- надо определить, чьи следы вы видите на снегу нашей поляны.

(На доске изображения следов: сороки, зайца, мышки, лося, белки)

Та группа, которая первая справилась- отвечает.

Белый сектор 2

Физминутка

Учитель: Снежинка приземлилась на секторе белого цвета.

Представьте, что в нашем классе пошёл снег.

Встаньте, улыбнитесь друг другу, протяните руки, ощутите на ладонях пушинки - снежин-

ки, покружитесь. ( Звучит музыка “Снег”)

Это подарок, который делает нам природа. Спасибо,садитесь.

Красный сектор

Снежинка приземлилась на красный цвет. Она приглашает поиграть.

- Расположите снежинки в порядке возрастания, и вы узнаете, какое слово находится в этом секторе. (На доске - буквы, записанные на снежинках: Г,Р,И, А.)

Дети: Игра (Вписываем в кроссворд)

Игра “Крестики – нолики”

Если верно - Х

Нет - О

  1. Зайцы, лисы, лоси запасают на зиму корм - О
  2. Снежинка, лыжи, мороз - лишнее слово мороз - Х
  3. Белка зимой рыжая - О(Серая)
  4. В самые морозы у клестов появляются птенцы - Х
  5. В слове вьюга - 5 букв, 5 звуков - Х. Почему?
  6. Верно: 16-8=16-9—О
  7. Я зачитываю текст, а вы внимательно прослушайте его.

Для меня зима — самое трудное время года, особенно когда выпадет много снега. Трудно выкапывать из-под снега корешки и промёрзшие жёлуди, даже ходить – и то трудно: уж очень у меня короткие ноги. Я считаю, что это кабан — Х (О,Х,О,Х,Х,О,Х)

- По каким признакам вы докажите, что это кабан.

Дети: Короткие ноги, любят жёлуди. Молодцы!

Игра “Узнай зимние явления природы”

Если верно - встали, нет - сидите.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, прилёт перелётных птиц, цветение яблонь, оттепель, гололедица.

Голубой сектор

Наша гостья - снежинка - прилетела на страничку русского языка и бережно, нежно опустилась в ладошки зелёной ёлочки.

Давайте прочитаем предложение на доске:

Молодая ёлочка испугалась мороза и вьюги и спряталась в сугроп.

- Найдите ошибку (сугроп) п-б

Запишем в кроссворд (сугроб)

- Какое правило мы вспомнили (Парные согласные)

Помня это правило, я думаю вы легко справитесь со следующим заданием.

Игра “Ручеёк”

Друг за другом записываете слова с парными согласными на конце.

Снежный ручеёк тронулся. В путь!

Диктую слова: Снег, лёд, морж, мороз. Проверяем. Кто доволен своим ручейком? А кто нет? Молодцы.

Оранжевый сектор

- Снежинка, лёгкая, как птичка, принесла нас на своих лучиках, как на крыльях, в гости к  одной из лесных птиц. 3

- Зту птицу в красной шапочке называют лесным доктором. Кто это? (Дятел)- Найдите в классе. Запишем в кроссворд.

Учитель: Главная особенность этой птицы — её длинный язык. Решите цепочку примеров и узнаете, какой длины язык у дятла и как с его помощью лесной доктор лечит деревья.

Работать вы будете в парах, а это значит – вместе, дружно, помогая, друг другу.

35-25+13-8=15(см)

- Чья парта первая справилась с заданием? Что у вас получилось?

Дети: Длина языка дятла достигает 15 см.

Учитель: Правильно. Язык у дятла липкий, с твёрдыми зазубринками. Им птица достаёт насекомых из-под коры. Насекомые приклеиваются к его языку или накалываются на  зазубринки. Так лесной доктор лечит дерево, которое является для него домом.

Наша гостья — снежинка рада за вас и приглашает идти дальше.

Учебник стр.112-113. “Как узнать зимой деревья”. Читаем вслух.

Тест “В гости к зиме”.

Итог урока. Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора пройдены, все задания выполнены.

Давайте вспомним: какую цель мы ставили в начале урока.

Дети: Какого цвета зима? (Белая)

Учитель: Я думаю, мы справились с задачей. Посмотрите на кроссворд и найдите ответ на наш вопрос. (Белая)

Да, сегодня мы побывали в лесу, гостеприимной хозяйкой которого была белоснежная

Зимушка - зима.

Кто в пуховой шубке белой
Лёгкой поступью и смелой
К нам пришёл сюда?
На кудрях её пушистых
Много блёсток золотистых,
Много серебра.
Эта белая шубейка
Всем знакома: чародейка -
Белая зима!

Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали ещё сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.

А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за интересное и увлекательное путешествие, которое, я думаю, доставило вам радость.

(Покажите солнышки-настроения)

МОЛОДЦЫ!

Домашнее задание: стр.112-113, нарисовать картины зимы.

Оценки.