Цель урока: выявить новое и традиционное в оконописи А.Тихомирова .
Задачи урока:
Образовательные.
- Закрепить знания об основных особенностях древнерусской иконописи, дать представление о современном уникальном направлении в иконописи через осмысление творчества амурского художника А.Тихомирова.
Развивающие.
- Работать над формированием приемов и навыков работы с информацией и ее применение в нестандартной ситуации, совершенствовать навыки работы с ИКТ, способствовать творческой деятельности учащихся.
Воспитательные.
- Воспитывать познавательную активность, формировать чувство прекрасного, уважение к культуре своей страны и людям, ее творившим.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, CD , презентация.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point , Microsoft Word , Paint, Internet Explorer, электронное пособие " История искусства", "Электронная библиотека Кирилла и Мефодия".
Ключевые понятия: икона, иконопись, оконопись, древнерусские иконописцы.
Приемы ТРКМ: "Корзина идей", "Кластер", "Синквейн", "Плюс - минус- интересно"
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка цели и задач урока
3.Стадия вызова. Повторение начальных представлений об иконе, иконописи.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время (5-6 минут) выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все приходящие им на ум ассоциации.
Учитель:
- Что такое икона?
- Что представляет собой икона?
- Когда появился этот жанр древнерусской живописи?
- На чем писали иконы?
- Какие иконографические сюжеты знаете?
- Какова символика цвета на иконе?
- Кого из русских иконописцев знаете?
В результате работы (индивидуальной, групповой, фронтальной) учащиеся обобщили и закрепили ранее полученные знания:
(Икона - необходимая принадлежность храма и дома. Икона - "окно" в царствие Божие. Это живописное изображение Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из священной и Церковной истории. Произведение искусства, очень сложное по своей внешней и внутренней организации. Иконы писались в иконописных мастерских при храмах, на досках (липовых, сосновых), покрывали левкасом - меловым грунтом, писали красками, защищали олифой. На Руси было известно более 300 иконографических сюжетов. Все эти сюжеты можно уложить в несколько основных композиционных типов. Цвет в написании иконы имеет свое значение. Например, голубой - мирный, алый - в честь Богоматери, золотой - Христа. Фон иконы - золотой или небесный. Известные иконописцы - Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.)
Учитель:
На экране - изображения Богоматери на иконах . Распределите их по типам. Какие это типы? Их особенности? (Приложение 1)
(На экране в разброс даны иконы с изображением Богоматери. Необходимо распределить их на 3 основных композиционных типа: Одигитрия, Умиление, Оранта.)
Время работы - 4-5 минут.
Итоги работы можно представить в виде приема ТРКМ "Кластер". В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиями "второго уровня" и тд.
4. Стадия осмысления. Знакомство с новой темой.
Лекция учителя о творчестве народного художника России А. Тихомирова. Лекция сопровождается презентацией. ( См. Презентация)
Основные тезисы лекции.
Оконопись - современное направление религиозной живописи, корни которой уходят в древнерусскую иконопись, обязано своим появлением на свет благовещенскому художнику Александру Тихомирову. С1984г. его основной деятельностью становится мозаика, в технике которой он выполняет работы для многочисленных объектов бытового и культурного назначения на Дальнем Востоке. Начав с этого, он целенаправленно пришел к торжественности мозаики церковной, обратился к религиозному искусству, иконописи, которая ярко воплотилась в оригинальной форме - оконописи. Этот термин "оконопись" принадлежит самому художнику. В 1995г. художник запатентовал это направление в живописи, и на сегодняшний день является единственным в мире художником, работающим в этом направлении. Художник использует фактуру дерева отживших свой век оконных ставен, которые аккумулировали в себе человеческую энергию живших в доме людей. Религиозные сюжеты выполнены темперой на старых ставнях.
Лик, лицо, наличник. Нет дома без окна, человека без лица, иконы без лика. Одна из персональных выставок Тихомирова так и называлась " Окна Руси". Очень емкое название.
- Окна, очи, глаза. Оно объединяет в себе понятие святой Руси и того, без чего нет на Руси ничего святого- православия. Окна - глаза дома.
После лекции учителя учащиеся работают над заполнением таблицы (прием ТРКМ " Плюс - минус - интересно") Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. "Плюс" (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос "Что в этом нового?" "Минус" (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос "Что в этом традиционного?" "Интересно" (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей "Что в этом интересного?"
Примерно таблица может выглядеть так
Плюс (новое) | Минус (традиционное) | Интересно |
Картины на старых ставнях | Религиозные сюжеты | Единственный в мире художник, работающий в этом жанре |
Нет левкаса (меловой грунтовки) | Темпера, воск, серебро, золото | Оконопись: В ряду слов око, очи, окно, глаза, дом |
Традиционные религиозные цвета (синий, красный, фиолетовый) на картинах не преобладают | Композиционные типы изображений | Экспонируется во многих странах мира. Надо посетить выставку |
5. Стадия рефлексии.
На этой стадии используем прием "Синквейн".
В небольшой по объему работе учащиеся, используя средства выразительности, резюмируют информацию, излагают свое отношение к теме.
На экране - памятка по составлению синквейна. (Приложние 2)
Пример синквейна по теме урока.
Оконопись.
Загадочная, необычная.
Восхищает, впечатляет, волнует.
Как интересны глаза дома!
Свет!
6. Подведение итогов работы, отметки за урок.
7. Домашнее задание (по выбору)
1. Написать эссе "Оконопись. Чем меня она привлекла?"
2. Попробуйте в цвете изобразить русскую икону, используя цветовую православную символику. Можно использовать предложенную заготовку (Приложение 3) или, для умеющих работать в программе Paint, сделать графическую картину в цвете.