Общие положения
Игра проводится в рамках модуля «Детский сад – начальная школа» школьной программы «Преемственность».
В игре принимают участие обучающиеся 1-х классов школ и воспитанники подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений микрорайона. Состав команды - 6 детей и воспитатель (учитель), который при необходимости направляет действия команды.
Приглашается группа поддержки: 10 – 15 детей, родители воспитанников ДОУ.
Организаторы игры: МОУ города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 41», заместитель директора по ВР в микрорайоне, педагог-организатор.
Место проведения - актовый зал школы. В зале установлены стол для жюри, игровые столы (по количеству команд-участников), на которых расположены таблички с названиями команд, красные флажки.
Зал красочно оформлен.
Заблаговременно в образовательные учреждения рассылается положение о проведении интеллектуально-развлекательной игры. (Приложение 1)
Цель
Продолжить знакомство воспитанников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений со школой для создания условий успешной адаптации будущих первоклассников.
Задачи
Развивать познавательную активность у детей, интерес к учению, смекалку, творческие способности.
Сформировать у них стремление к расширению кругозора, повышению уровня интеллектуального развития.
Расширить формы досуга детей.
Сценарий игры
Действующие лица. Ведущий (В), Почемучка (П) (обучающийся 5 класса), помощники ведущего (обучающиеся 5 класса).
Звучит детская музыка. Болельщики и участники занимают места.
(В): Здравствуйте ребята! Мы рады приветствовать вас на нашей традиционной игре. Ребята, знаете, зачем вас пригласили? Мы отправимся в удивительное путешествие по стране Знаний. Эта страна необычная. В ней злой становится добрым, добрый становится красивым, красивый становится умным. Там всегда светит солнце, а если вдруг оно заходит за тучи, то дорогу освещают улыбки жителей этой страны. Вас ждут необычные приключения в пути.
(П): А как туда попасть?
(В): А попасть туда может только тот, кто много трудится, у кого в груди бьется доброе сердце.
(П): Вот здорово! Я согласен. А вы, ребята?
(В): После прохождения каждого испытания, вы будете получать карточку с одним словом. Из этих слов в конце игры вы составите пословицу, которая подскажет вам, как добиться успеха в любом деле. Итак, мы отправляемся. (Звучит музыка)
(В): Добро пожаловать в нашу страну! Все жители нашей страны знают волшебные слова, которые помогают им спастись от беды и неприятностей. Не сомневаюсь, что и вы знакомы с ними.
(П): Знаю, знаю! «Здравствуйте», «до свидания».
(В): Молодец, Почемучка! Попробуй вместе ребятами выполнить задание. Ребята! Я буду давать команды. Выполнять будете их только тогда, когда услышите волшебное слово.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки вверх!
Подпрыгните, будьте любезны!
Будьте добры, возьмитесь за руки!
Крикните громко «Ура!»
Пожалуйста, садитесь!
(В): Мы смело можем отправляться в путь дальше. (Музыка)
Повторим правила нашей игры. Мои помощники будут раздавать вам задания. Как только вы его выполните - поднимаете красный флажок, который стоит у вас на столе. Перед началом игры выберем цвет команды из предложенных 7 цветных карточек (желтый, зеленый, красный, оранжевый, синий, розовый, голубой). Цветную карточку прикрепите на таблички, которые стоят у вас на столах, с обратной стороны, так, чтобы жюри не было видно, какой цвет принадлежит вашей команде – это шифр. Листы для записи ответов команды тоже отмечены выбранным вами цветом. Дешифровка будет проведена в конце игры после подсчета баллов. Максимальное количество баллов за правильное и быстрое выполнение задания – 7.
(В): В нашей стране живут люди, у которых прекрасные математические способности. А вы, ребята, умеете считать?
(П): У меня тоже по математике «5»!
(В): Пять?
(П): Ну не пять, четыре!
(В): Четыре?
(П): Ну почти четыре.
(В): Вот мы сейчас и проверим твои способности!
(П): Пожалуйста! (считает: 1, 2, 5, 10… считает неправильно).
(В): Подожди, Почемучка, ты ошибся! Попробуй считать вместе с ребятами. Я буду называть число, а вы - следующее по порядку. Например, я – 2, вы – 3.
(Ведущий называет несколько чисел от 0 до 9, дети отвечают хором)
(В): Считать умеете! Начинаем 1 тур наших интеллектуальных состязаний. (Помощники раздают карточки с заданием, листы для ответов. После выполнения задания, помощники передают листы с ответами в жюри).
ЗАДАНИЕ № 1.Выполните арифметические действия на первой карточке (рис.1).
Сколько очков набрал Почемучка? (рис.2)
Рис. 2
Ответы запишите в лист ответов.
(В): Вы прекрасно справились с заданием и получите карточку со словом – НЕ ВЫТАЩИШЬ.
(П): Спасибо! Теперь и я научился правильно считать. (Раздает карточки каждой команде, на которых написано слово)
(В): Почемучка, пожалуйста, ответь, какое слово, из названных мною, будет лишним? Ромашка. Дерево. Дом.
(П): Конечно, ромашка. Ведь дерево и дом - большие, а ромашка - маленькая, значит, она и лишняя.
(В): Мы принимаем твой вариант ответа. А по каким признакам ещё можно исключить лишнее слово? Ребята, как вы думаете?
(В): Верно, ребята. Все варианты, предложенные вами, были оригинальны и интересны.
Следующее препятствие для наших участников. Найти лишний предмет.
ЗАДАНИЕ № 2
(логическая цепочка)
Рис. 3
(П): Ребята, пока участники решают эту трудную задачу, поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья» или «Это не я, это не я, это не мои друзья». Будьте внимательны!
- Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?
- Кто из вас скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
- Кто из вас не ходит хмурый любит спорт и физкультуру?
По окончании выполнения задания команды получают карточку со словом - ТРУДА
(П): Ребята, а вы любите решать ребусы? Я очень люблю, но вот эти я не смог решить. Вы мне поможете?
ЗАДАНИЕ № 3
(решить ребусы)
Рис. 4
(В): Молодцы! Вы замечательно справились с заданием. Получаете еще одно слово из пословицы. Карточка со словом - РЫБКУ
(В): Следующее задание на знание геометрических фигур.
(П): А я знаю, что такое геометрия. Метрия – это что-то мерить.
(В): Молодец, Почемучка, ты прав. Гео – земля, метрия – мерить, то есть мерить землю.
ЗАДАНИЕ № 4. Найдите на рисунке геометрические фигуры, назовите их, сосчитайте треугольники. Ответ вам помогут записать воспитатели.
Рис. 5
(П): Пока ребята выполняют задание, я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.
1. Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)
2. Я всё знаю, всех учу, но всегда сама молчу. (Книга)
3. Стоит дом:
Кто в него войдет,
Тот и ум приобретет. (Школа)
4. То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)
5. Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)
6. На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой,
Нам показывая страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
По окончании выполнения задания команды получают карточку со словом - БЕЗ
ЗАДАНИЕ № 5. Эти непонятные животные
(П): Я смотрю – глазам не верю:
Есть ли птицы? Где же звери?
Помогите мне скорей, отыщите мне зверей!
Рис. 6
По окончании выполнения задания команды получают карточку со словом – ИЗ ПРУДА
(В): Вы заработали все слова из пословицы.
ЗАДАНИЕ № 6
(В): А теперь составьте пословицу из слов, которые вы получили в течение игры.
(В): Наша игра подходит к концу. Пока жюри подводит итоги, для вас танцует ансамбль хореографических миниатюр. Танец «Яблочко».
Жюри подводит итоги.
Команды награждаются дипломами (Приложение 2) и памятными сувенирами, все участники получают сертификаты (Приложение 3).
(В): Наша игра закончилась. До новых встреч!
Звучит веселая детская музыка. Детские коллективы по очереди покидают зал.