Цель урока: раскрыть значение вальса в жизни человека, образный и содержательный смысл вальса.
Задачи:
- дать основные сведения об истории возникновения вальса;
- проанализировать особенности выразительных средств;
- создать атмосферу восприятия вальса.
Ход урока
Вход учащихся под музыку "Вальса" Ж. Бреля.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Я рада, что мы с вами начали урок с хорошего настроения.
Вы узнали музыку, под которую входили в класс.
Дети.
Учитель:
Сегодняшний урок мы с вами посвятим вальсу, окунёмся в мир удивительной,
волшебной его музыки, постараемся определить значение вальса в жизни человека,
а тема нашего урока звучит очень просто: "Вальс- это всё-таки Вальс"
Учитель:
Думаю, вы не будете против приоткрыть страницы истории и заглянуть в далёкое прошлое. Перенесёмся в век, скажем 15-ый.
Инсценировка.
Автор:
Друзья, нам посчастливилось с вами побывать в австрийской деревушке. Я хочу сказать вам, что народ в Австрии всегда был работящий, трудолюбивый, но и повеселиться умел на славу. Под звуки очень простенькой, незамысловатой мелодии они с удовольствием начинали танцевать. Это был танец ещё ни на что не похожий, без каких- либо правил и приличий, просто стук башмаков в такт звукам.
Звучит "Ах, мой милый Августин".
Юноша:
Милая девушка, я приглашаю вас!
Танцуют (исп. движения Лендлера)
Автор:
Как называется ваш танец?
Юноша:
Лендлер.
Автор:
Какое интересное название:
Девушка:
Мы - простые крестьяне, живём в живописном месте Ландль, отсюда и такое название. Сегодня у нас праздник в честь сбора урожая. И у нас прекрасное настроение.
Юноша и девушка под музыку уходят.
Автор:
Никто из этих простых тружеников даже и не догадывался, что они положили начало возникновению танца, который очарует позже весь мир.
Выходит "Француз":
Нет. Я вправе поспорить с вами. Вы забыли о Провансе! Было время, когда мы, французы, танцевали наш лёгкий ВОЛЬТ, который мог закружить любого. Правда, его запрещалось исполнять при дворе, а кардинал Ришелье вообще считал вольт неприличным танцем. Им не нравилось, что партнёр держит партнёршу за талию, берёт её руку:
Ох уж эти мне аристократы! Но я-то знаю, как украшал нашу жизнь, жизнь простого народа этот незатейливый танец, который, поверьте, сыграл не последнюю роль в рождении вальса. И многие считают, что родиной вальса является Франция:
Участвующие в инсценировке уходят.
Учитель:
Да, действительно. Как это ни странно, но вальс рождался в народе, среди простых тружеников, которые без церемоний могли обнять партнёршу, хохотать во время танца, выкрикивать, стучать башмаками. Но пройдёт время, вся эта напускная грубость уйдёт, а вытеснит её мелодия с чистотой, поэтичностью.
Учитель исполняет фрагмент вальса (си мин.) Ф.Шопена.
С этого момента танец получит название- ВАЛЬС. Как это не удивительно, но было время, когда вальс, прежде чем он обрёл своё лицо, был запрещён светской публикой.
Как вы думаете, почему?
Дети.
Ученик.
Хочу отметить, что вальс в России не сразу одобрили, а Павел I специальным указом запретил танцевать вальс в России. Но никакая критика, высочайшие указы, непризнания не смогли остановить завораживающее кружение вальса.
Учитель:
Вальс - вы только вслушайтесь в само название. Какие чувства пробуждаются при произнесении этого слова?
Учащиеся.
Учитель:
Ребята, как вы думаете, что требуется от танцующих вальс?
Учащиеся.
Учитель:
Конечно, умение двигаться, и корпус танцующего должен быть строго подтянут, но я бы хотела ещё отметить и полное взаимопонимание, которое непременно в танце выразится.
Как вы считаете?
Учащиеся.
Мы можем убедиться в этом.
Видеофрагмент из худ. фильма "Война и мир" (реж.С. Бондарчук).
Учитель:
Однако я не хочу останавливаться на том, что вальс- это лишь танец и украшение бала, вальс-это помощник творцу музыки, ведь ритм, мелодии вальса зазвучат и в камерных, и в больших концертных залах, в музыке вокальных и инструментальных жанров, в балете, в опере.
Сей час в классе прозвучит один из вальсов польского композитора Фридерика Шопена. Вот уж поистине "чарующие звуки вальса". Слушая вальс, подумайте, это произведение создано для большого концертного зала или
это камерное произведение? Почему?
А также о чём может быть рассказ композитора? Какие средства музыкальной выразительности использует, чтобы донести его до слушателя?
Слушание "Забытый вальс" Ф. Шопен.
Учащиеся:
Учитель:
Шопен-композитор - романтик, который в вальсе раскроет внутренний мир человека.
Действительно, Шопена без прикрас можно назвать королём камерного вальса.
После прослушивания учитель говорит название произведения.
Сколько же удивительных, интересных названий вальсов можно услышать-
"Сентиментальный вальс", "Грустный вальс", "Вальс- фантазия", "Осенний сон", Но всё это лирические вальсы, а представьте себе, что существуют и такие названия, как
"На прекрасном голубом Дунае", "Сказки Венского леса", "Весенние голоса". Автором вальсов с таким удивительным названием является один человек, великий композитор, который жил в Австрии в 19-ом веке. Его имя - Иоганн Штраус.
Вы сейчас посмотрите один из фрагментов фильма, в котором авторы фильма показывают процесс творчества композитора, в результате которого миру предстал один из шедевров Штрауса "Сказки Венского леса".
Я думаю, он поможет вам ответить на вопрос, что помогало композитору в сочинении его чудесных вальсов, что подпитывало его творчество?
Видеофрагмент из худ. фильма "Большой вальс"
Учащиеся.
Учитель:
Конечно, фильм- это идея режиссёра, его представления о композиторе и его музыке, но я думаю, что иначе и представить себе невозможно.
Вальсы Штрауса- это музыка Вены, её народа, её природы.
Слушание вальса "Весенние голоса".
Сравнение вальсов Ф. Шопена с вальсом И.Штрауса.
Летом 1942 года в блокадном Ленинграде, в полутёмной каморке Театра драмы им. А. С. Пушкина, прислушиваясь к близким взрывам снарядов, известный музыковед Борис Асафьев воскрешал в мемуарах радость от вальсов Штрауса "Вальсы Штрауса дышали полнокровием и чувствительным тонусом:" .
Что на ваш взгляд этими словами хотел подчеркнуть известный музыкальный критик?
Учащиеся.
Учитель:
В самой Вене отношение к вальсу особое. В городском саду столицы все желающие танцуют вальс летними вечерами под звуки оркестра, располагающегося на небольшой эстраде у бронзового памятника И. Штраусу. А на традиционном ежегодном новогоднем балу в знаменитом венском Оперном театре большое количество танцоров исполняет этот неувядаемый и романтический танец.
Уважаемые мои слушатели , композиторами создано большое количество вальсов, но и поэты не остались в долгу перед вальсом. Поэт Е. Евтушенко создал своё посвя щение -стихотворение "Вальс о вальсе".Вы отчасти знакомы с текстом, что нам рассказывает поэт о вальсе, как характеризует его.
Учащиеся.
Исполнение "Вальс о вальсе"
Муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко.
При исполнении обратить внимание на интонационную выразительность.
Ученик.
Я - вальс молодой и счастливый.
Нет. Нет. Мне так много лет.
Я юный, нетерпеливый.
Да нет же, я стар и сед.
Но спорить об этом не будем,
И дело не в том, друзья!
Я знаю, что нужен людям
И стариться мне нельзя.
В ваш дом залечу я случайно-
И станет светлей вокруг.
Я друг ваш в часы печали,
И в счастье я верный друг.
Я с вами отправлюсь в дорогу,
Как было уже не раз.
Есть танцев на свете много,
И всё же есть вечный вальс.
Л.Дымова
Учитель:
Сейчас я хочу вспомнить слова Д. Б.Кабалевского: "Любите музыку,- она принесёт вам много радости". Но я думаю, на меня не обиделся бы учитель, если бы немного изменила его фразу и сказала бы:"Любите вальс,- он принесёт вам много радости". Давайте поделимся своими знаниями и впечатлениями о вальсе.
Выходят двое учеников и задают вопросы классу. Идет беседа, подводящая итог урока. Под музыку вальса Д.Б.Кабалевского "Школьные годы" учащиеся выходят из класса.