Урок искусства по теме "Великая сила материнской любви"

Разделы: Музыка


Цель урока: способствовать духовному самообогащению учеников, средствами произведений искусства, воспевающими великую силу материнской любви.

Задачи:

  • помочь самовыразиться в светлых, лирических и возвышенных чувствах;
  • побудить к размышлению о возможности искусства в духовном развитии человека.

Музыкальный и художественный материал:

  • «Колыбельная» муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский
  • «Колыбельная Тересы» из рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» муз. А. Рыбникова
  • Картина: Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»

Ход урока

1. Орг.момент.

Звучит «Колыбельная» Блантера в исполнении Анны Герман (слушание 2-х куплетов).

- Прозвучала песня и вместе с ней класс наполнился нежностью, теплом, любовью, светом. Чтобы не разрушить это особое чувство, я предлагаю войти в этот свет своей душой.

2. Вокально-хоровая работа.

- Вслушайтесь (Играю тонику) -Какая светлая мелодия (пою «ре».)

- Мысленно пропойте.

- Давайте подарим звук друг другу.

- (Пою.) «Маленьким птичкам и маленьким птенчикам…» Мелодия светлая, нежная… (Пою еще раз с детьми.)

- А теперь мелодия меняется, становится более звонкая (пою) «Спи мой звоночек…»

- Споем на внимание.

- Исполним с аккомпанементом.

(Исполнение 1 куплета.)

3. Слушание музыки.

- Мы старались в звучании голоса нести свет. Кто нам дарил его? (мама)

- Вы слышали колыбельную, которую пела мама. Ее песня была наполнена любовью, нежностью. Задумаемся над вопросами: Что есть свет материнской любви? А есть ли свет любви в вашей душе? Насколько она (душа) открыта этому свету? Как он может проявиться?

- Сегодня мы встретимся с удивительной музыкой. И не только с музыкой, но и с другими видами искусства. Возможно, вы сможете открыть в себе что-то новое и найдете ответы на заданные мной вопросы. Итак, необычная встреча. Такой музыки вы еще не слышали. Я надеюсь, что вы сами ее почувствуете и поймете, потому что содержание взято из жизни.

- Вы очень внимательно слушали. Кто пел песню? (мама)

- Вы, наверно представили ее образ, опишите его.

- А выражение лица у мамы какое?

- Как интересно, ребенок еще не родился, а мама его уже любит, потому что все чувства, которые вы назвали заключаются в одном слове- материнская любовь. Как хочется, чтобы эта любовь через всю жизнь прошла.

4. Вокально-хоровая работа над песней «Колыбельная»

- Чудо появилось! Ты родился! Ты только один такой! Вживитесь в слова этой песни, прочувствуйте их (дети читают слова 2 куплета про себя).

- А здесь какие чувства испытывает мама?

- Каким жестом можно выразить строки « Спи моя крошка…»? (показ)

- Я буду читать строки, а вы выражайте жестом услышанные интонации.

- Как хорошо вы почувствовали поэзию.

- Откроем сердца навстречу музыке.

(Исполнение с фонограммой 2 куплета.)

- Удалось ли нашему хору спеть проникновенно, с душой?

- И я почувствовала нежность, добро, идущее от вас, от вашего исполнения.

5. Работа над картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна»

- Я думаю, что мы уже готовы всмотреться в эту картину.

- Один из посетителей музея вспоминает… «Я шел по музею и увидел «Сикстинскую мадонну». У Богоматери было печальное лицо. Мне показалось, что ей тяжело.

«Давайте я подержу Вашего младенца»,- предложил я. Ребенок обхватил меня руками, он был и вправду тяжелым. Но тут прибежала служительница музея и закричала, что я испортил картину. Как она не поняла? Может быть, я первый раз прикоснулся к искусству.

- Давайте и мы прикоснемся. Может кто-то из вас знает, кого изобразил художник Рафаэль в образах матери и ребенка?

- Попробуем повторить ее жест. Чем точнее повторите, тем лучше почувствуете ее состояние. Попытайтесь представить ребенка у себя на руках. Она его прижимает его к себе или отдает?

- Обратите внимание, лицо ребенка обращено к нам. Почему художник так нарисовал его?

- Мать знает, что он будет служить добру, людям, истине. Она уверена, что ее ребенок не нарушит ритмов неба, не осквернит землю и не обидит никого вокруг себя.

- Что простирается под ногами Марии? (небо)

- Как художник относится к матери? (с уважением, восхищением, боготворит ее)

- Какая музыка льется с картины? (…)

6. Творческая работа

- Послушайте музыку. Вживитесь в музыкальный образ, созданный композитором и опишите свои ощущения, проследив за интонацией.

- Слушание «Аве, Мария» Ф. Шуберт (дети слушают и описывают свои ощущения).

- Что услышали, поделитесь впечатлениями (заслушиваются письменные сочинения детей).

- Меня порадовало, что вы искренние и открытые. Вы все отметили, что музыка, как и душа Марии, чиста и сильна. В ней удивительная простота, свет души. Это самая человечная мать из всех когда-либо созданных художниками.

7. Итог урок, оценка.

- Наш необычный урок подходит к концу. Пора ответить на вопрос: Что же такое материнская любовь? (…)

- Что помогло нам понять глубину этой любви? (соприкосновение с искусством)

- В этом и есть сила музыки, она пробуждает в нас чувства. Всю палитру этих чувств попытаемся передать в своем исполнении.

Исполнение «Колыбельной» (кульминационное).

- Сегодня вы были чуткими исполнителями и отзывчивыми слушателями. Спасибо вам за урок.