Цель урока: способствовать духовному самообогащению учеников, средствами произведений искусства, воспевающими великую силу материнской любви.
Задачи:
- помочь самовыразиться в светлых, лирических и возвышенных чувствах;
- побудить к размышлению о возможности искусства в духовном развитии человека.
Музыкальный и художественный материал:
- «Колыбельная» муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский
- «Колыбельная Тересы» из рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» муз. А. Рыбникова
- Картина: Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»
Ход урока
1. Орг.момент.
Звучит «Колыбельная» Блантера в исполнении Анны Герман (слушание 2-х куплетов).
- Прозвучала песня и вместе с ней класс наполнился нежностью, теплом, любовью, светом. Чтобы не разрушить это особое чувство, я предлагаю войти в этот свет своей душой.
2. Вокально-хоровая работа.
- Вслушайтесь (Играю тонику) -Какая светлая мелодия (пою «ре».)
- Мысленно пропойте.
- Давайте подарим звук друг другу.
- (Пою.) «Маленьким птичкам и маленьким птенчикам…» Мелодия светлая, нежная… (Пою еще раз с детьми.)
- А теперь мелодия меняется, становится более звонкая (пою) «Спи мой звоночек…»
- Споем на внимание.
- Исполним с аккомпанементом.
(Исполнение 1 куплета.)
3. Слушание музыки.
- Мы старались в звучании голоса нести свет. Кто нам дарил его? (мама)
- Вы слышали колыбельную, которую пела мама. Ее песня была наполнена любовью, нежностью. Задумаемся над вопросами: Что есть свет материнской любви? А есть ли свет любви в вашей душе? Насколько она (душа) открыта этому свету? Как он может проявиться?
- Сегодня мы встретимся с удивительной музыкой. И не только с музыкой, но и с другими видами искусства. Возможно, вы сможете открыть в себе что-то новое и найдете ответы на заданные мной вопросы. Итак, необычная встреча. Такой музыки вы еще не слышали. Я надеюсь, что вы сами ее почувствуете и поймете, потому что содержание взято из жизни.
- Вы очень внимательно слушали. Кто пел песню? (мама)
- Вы, наверно представили ее образ, опишите его.
- А выражение лица у мамы какое?
- Как интересно, ребенок еще не родился, а мама его уже любит, потому что все чувства, которые вы назвали заключаются в одном слове- материнская любовь. Как хочется, чтобы эта любовь через всю жизнь прошла.
4. Вокально-хоровая работа над песней «Колыбельная»
- Чудо появилось! Ты родился! Ты только один такой! Вживитесь в слова этой песни, прочувствуйте их (дети читают слова 2 куплета про себя).
- А здесь какие чувства испытывает мама?
- Каким жестом можно выразить строки « Спи моя крошка…»? (показ)
- Я буду читать строки, а вы выражайте жестом услышанные интонации.
- Как хорошо вы почувствовали поэзию.
- Откроем сердца навстречу музыке.
(Исполнение с фонограммой 2 куплета.)
- Удалось ли нашему хору спеть проникновенно, с душой?
- И я почувствовала нежность, добро, идущее от вас, от вашего исполнения.
5. Работа над картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна»
- Я думаю, что мы уже готовы всмотреться в эту картину.
- Один из посетителей музея вспоминает… «Я шел по музею и увидел «Сикстинскую мадонну». У Богоматери было печальное лицо. Мне показалось, что ей тяжело.
«Давайте я подержу Вашего младенца»,- предложил я. Ребенок обхватил меня руками, он был и вправду тяжелым. Но тут прибежала служительница музея и закричала, что я испортил картину. Как она не поняла? Может быть, я первый раз прикоснулся к искусству.
- Давайте и мы прикоснемся. Может кто-то из вас знает, кого изобразил художник Рафаэль в образах матери и ребенка?
- Попробуем повторить ее жест. Чем точнее повторите, тем лучше почувствуете ее состояние. Попытайтесь представить ребенка у себя на руках. Она его прижимает его к себе или отдает?
- Обратите внимание, лицо ребенка обращено к нам. Почему художник так нарисовал его?
- Мать знает, что он будет служить добру, людям, истине. Она уверена, что ее ребенок не нарушит ритмов неба, не осквернит землю и не обидит никого вокруг себя.
- Что простирается под ногами Марии? (небо)
- Как художник относится к матери? (с уважением, восхищением, боготворит ее)
- Какая музыка льется с картины? (…)
6. Творческая работа
- Послушайте музыку. Вживитесь в музыкальный образ, созданный композитором и опишите свои ощущения, проследив за интонацией.
- Слушание «Аве, Мария» Ф. Шуберт (дети слушают и описывают свои ощущения).
- Что услышали, поделитесь впечатлениями (заслушиваются письменные сочинения детей).
- Меня порадовало, что вы искренние и открытые. Вы все отметили, что музыка, как и душа Марии, чиста и сильна. В ней удивительная простота, свет души. Это самая человечная мать из всех когда-либо созданных художниками.
7. Итог урок, оценка.
- Наш необычный урок подходит к концу. Пора ответить на вопрос: Что же такое материнская любовь? (…)
- Что помогло нам понять глубину этой любви? (соприкосновение с искусством)
- В этом и есть сила музыки, она пробуждает в нас чувства. Всю палитру этих чувств попытаемся передать в своем исполнении.
Исполнение «Колыбельной» (кульминационное).
- Сегодня вы были чуткими исполнителями и отзывчивыми слушателями. Спасибо вам за урок.