Создание мультимедийных комментариев к текстам – новое направление методики преподавания русского языка.
Текст технически представляет собой базу данных. При этом ученик, считывающий текст с дисплея, может сам выбирать способы чтения: без обращения к сопроводительному материалу или с комментарием.
Что же представляет собой мультимедийный комментарий? Это дополнительная информация, которая делится на документальную, иконографическую и фактографическую.
Документальная информация (документ о документе) – информация, поиск которой осуществляется по таким признакам, как «автор», «тематика», «заглавие» и др.
Иконографическая содержит изображение документов. Например фотографии, видео, схемы и т.п.
К фактографической относятся числовые, буквенные справочные данные, таблицы, графики.
Этапы создания мультимедийного комментария (рисунок 1):
- Изучение текста.
- Установление структурных, иерархических связей между частями информации.
- Изучение информационных потребностей учащихся, т.е. возможных запросов.
- Нахождение ссылочных связей, обеспечивающих обработку возможных запросов.
- Выбор технологии порядка сбора и хранения данных.
- Заполнение текста данными ссылок.
- Апробирование, корректировка.
- Составление инструкции для учащихся.
Рисунок 1. Этапы создания мультимедийного комментария
По мере усложнения информационных потребностей индивидуальная форма представления затребованной информации крайне важна.
Контекстно-зависимая помощь учащимся в оперативном режиме – это, безусловно, создание комфортных условий работы.
Литература
- Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. 2005. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. Образование, 2005. – 800 с.: ил.
- Овчинникова И.Г. Подготовка учителей к использованию ИКТ в преподавании русского языка.// Информатика и образование. – 2004. - №12.
- Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133с.