Урок изучения нового материала в 7 классе. В данной разработке используется материал проверки пройденного ранее материала – фронтальный опрос.
Для того чтобы активизировать деятельность учащихся на уроке, актуализировать изучение нового материала, зачитывается отрывок из легенды об Арахне и Афине, которая сопровождается иллюстрациями. Так же используются сводная таблица и схема внешнего строения паукообразных, фотографии представителей данного класса животных. Качество изученного материала проверяется графическим диктантом, над которым ребята работают в парах. Урок рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов.
Задачи урока:
- Повторить, закрепить и расширить знания о признаках класса паукообразных;
- Показать их особенности, связанные с жизнью на суше;
- Познакомить с многообразием паукообразных, их значением в природе и жизни человека.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, интерактивная доска, энтомологический словарь.
Методы работы на уроке: репродуктивный, словесный.
Формы работы на уроке: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная работа.
План урока:
- Проверка дом. задания
- Активизация знаний – легенда об Арахне и Афине
- Внешнее строение тела пауков
- Паутина, её роль в жизни пауков
- Распространённые отряды Паукообразных
- Представители пауков – тарантул, каракурт
- Многообразие паукообразных – клещи
- Первая помощь и профилактика клещевого энцефалита
- Общая характеристика класса Паукообразных
- Графический диктант
- Домашнее задание
Ход урока
1. Орг. Момент
2. Проверка дом. задания (фронтальный опрос)
- Из каких частей состоит тело рака? Головогрудь и брюшко.
- Сколько пар ходильных ног у рака? Десять.
- Любое членистоногое животное линяет. Речной рак, например, на первом году жизни линяет 6-10 раз, на втором – 5 раз, на третьем – 3-4 раза. Взрослый рак самец линяет обычно 2 раза в год, а самка – 3-4 раза. С чем связано большое количество линек у молодых раков? Твёрдый хитиновый покров.
- При ловле раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня значительно меньше другой. Как можно объяснить такое явление? Самокалечение или аутотомия, способность к регенерации.
- Как устроены глаза рака? Глаза сложные, зрение – фасеточное.
- Какого типа нервная система у рака? Узлового типа, окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.
3. Актуализация знаний
Послушайте, о чём говорит одна из древнегреческих легенд.
В те далёкие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.
Эй, Паллада,…
Я предрекаю, и речённое скоро свершится,
Скоро я вытку ковёр, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твоё мастерство, о Афина,
Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!
Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,
Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
Вот такая легенда! От имени Арахны произошло название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.
Как называется наука о пауках? – Арахнология!
Заглянем в энтомологический словарь. Откуда произошло слово «паук»?
«Общеславянское имя паука образовано с помощью приставки «па» от «онк», родословного греческому «онкос» - крючок, латинскому «анкус» - имеющий кривые руки, древнеиндийскому «акати» - сгибает. Стало быть, паук – криворучка и кривоножка».
Итак, сегодня на уроке пойдёт речь о пауках и о животных, сходных с ними по определённым признакам.
Класс паукообразных объединяет более 62 тысяч видов разнообразных по внешнему облику животных, обитающих преимущественно на суше. Они либо хищники, либо паразиты. Снаружи тело паукообразных покрыто хитинов покровом, тело состоит из двух отделов – головогруди и брюшка, на конце брюшка находятся 3 паутинные бородавки, а на головном сегменте располагаются ротовые органы – видоизменённые членистые конечности. Первая пара конечностей расположена перед ротовым отверстием и называется хелицеры. При основании хелицер имеются ядовитые железы.
Вторая пара конечностей помещается позади рта и называется педипальпами или ногощупальцами. Имеют вид клешни или ходильных ног. Являются органом осязания.
Паутинные бородавки вырабатывают паутину, которая используется для строительства ловчих сетей, кокона для яиц, распространения молодых пауков, убежища и т.д.
Из паутины издавна пытались ткать ткани. В начале XVIIIв. Во Франции из такой ткани изготовляли перчатки и чулки; в Китае ткань из паутины называлась «тканью восточного моря», она легка, красива, прочна.
Не все пауки строят ловчую сеть. Пауки-волки преследуют свою добычу или бросаются на неё из засады.
Пищеварение осуществляется вне организма животных. После поимки добычи пауки вводят в тело жертвы секрет ядовитых желёз, он же является пищеварительным соком. Через некоторое время он высасывает жидкую и переваренную пищу, она попадает в желудок, а затем в кишечник.
Дыхание трахейно-лёгочное, кровеносная система замкнутая. Кровь бесцветная. Нервная система такая же как у ракообразных.
Раздельнополы. Встречается развитие без оплодотворения, т.е. самка откладывает неоплодотворённые яйца, из которых развиваются только самки. Такой способ размножения называется партеногенез. Развитие без превращения. Наблюдается каннибализм (чёрная вдова).
Класс паукообразных делится на несколько отрядов: (таблицу учащиеся записывают в тетрадь)
Несколько учащихся получили индивидуальные задание на предыдущем уроке: найти информацию о сенокосцах, скорпионах, каракурте и тарантуле и приготовить сообщения.
Сенокосцы – послушаем сообщение о том, почему их так назвали, как они выглядят и где живут.
Скорпионы – на заднем отделе брюшка имеется ядовитое жало. Яд опасен для насекомым и даже для мелких млекопитающих и детей. Для взрослых укус , как правило, не смертелен. При уколе появляется боль, опухоль, затем наступает сонливость, озноб, иногда температура. Обычно через 2-3 дня всё проходит. В любом случае необходимо обратиться в медучреждение.
Значение пауков в природе и жизни человека:
- поедают мелких моллюсков, членистоногих, насекомых, в том числе и вредных, птиц, мышей и т.д.
- ядовитые для человека и животных пауки: тарантул и каракурт.
Тарантул
Крупные пауки, живущие в норках. Раньше считали, что укус тарантула очень опасен. В средние века с ним связывали некоторые эпидемические заболевания, распространенные, в частности, в Италии, в окрестностях Таранта, откуда и пошло название этих пауков.
В качестве «лечения» рекомендовалось танцевать до упаду. Уверяли, что укушенный, доплясавшись чуть ли не до потери сознания, засыпает, а просыпается здоровым.
Укус тарантула довольно болезнен и может вызвать лихорадочное состояние, но не более.
Каракурт
Яд паука каракурта в 15 раз сильнее яда гремучей змеи. Послушаем о нем сообщение.
Клещи - вредители культурных растений, паразиты животных и человека.
Мелкие размеры, слитное тело, приспособленные к прокалыванию и сосанию ротовые органы.
Клещ домашней пыли
Чесоточный зудень
Паутинный клещ
Пастбищный клещ
КЛЕЩЕЙ НУЖНО БОЯТЬСЯ!!!
В Ростовской области встречается 6 видов клещей, питающихся кровью и нападающих на человека. Все кровососущие клещи являются переносчиками возбудителей природно-очаговых инфекций, таких как туляремия, боррелиоз, Крымская геморрагическая лихорадка (КГЛ), лихорадка Ку и другие инфекции. Клещи подстерегают добычу на растительности (могут находится на высоте до 1 метра) или как основной переносчик КГЛ активно ее ищут. На присутствие прокормителя реагируют с расстояния до 5 метров.
При укусе в организм клещ вводит слюну (в которой содержится возбудитель инфекции), но не сразу, а через несколько часов, поэтому и заражение происходит не сразу при укусе, а через 2-3 часа. Пьют кровь долго: личинка - 2-3 дня, нимфа - 3-4 дня, взрослая особь до 2 недель.
Первая помощь и профилактика клещевого энцефалита.
- Перед выходом в лес наденьте головной убор, застегните рукава, заправьте рубашку в брюки, штанины брюк заправьте в носки.
- Осмотры всей поверхности тела каждые 20 минут.
- Клещи после присасывания к коже не сразу начинают питаться кровью, поэтому при быстром их обнаружении и удалении уменьшается риск быть зараженным возбудителями инфекций, которые находятся в клеще.
- После укуса появляется местное воспаление, нередко с нагноением и зудом.
- При укусе клеша необходимо в течение 14 дней (утром и вечером) измерять температуру и в случае ее повышения обратиться к врачу.
Подведение итогов урока.
Учащиеся называют признаки отряда паукообразных, учитель записывает их на доске или показывает на экране.
Общая характеристика класса паукообразных:
- Тело разделено на головогрудь и брюшко
- 4 пары ног и ни одной пары усиков
- Паукообразные – обитатели суши, они дышат атмосферным воздухом при помощи лёгких и трахей
- Пауки – хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется вне организма, в желудке и кишечнике
- Клещей можно отличить от пауков тем, что все членики тела срастаются между собой
4. Закрепление.
Графический диктант – «Волна».
Если учащиеся согласны с утверждением, они рисуют «волну» над горизонтальной линией, если не согласны – то под ней.
- Тело покрыто хитиновым покровом.
- Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.
- Брюшко членистое.
- Имеют 4 пары ног.
- На голове есть усики.
- Дыхание трахейно-лёгочное.
- Кровеносная система замкнутая.
- Органы выделения – почки.
- органы выделения – мальпигиевы сосуды.
- Переваривание пищи происходит внутри организма животного.
- Пауки – хищники.
- Гермафродиты
Чтобы проверить диктант, учащиеся меняются работами с соседом по парте, проверяют их и выставляют оценки. Потом работы сдаются учителю для окончательной проверки.
Ответы для учителя:
5. Домашнее задание
§ 14, стр.59-62; составить кроссворд на тему «Паукообразные».
Используемые ресурсы:
- Латюшин В.В. и др. «Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений» - М.: Дрофа, 2005.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. «Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А.; Константинова В.М. И др.» - М.: ВАКО, 2004.
- СД-диск «Лабораторный практикум»
- dreamworlds.ru
- www. photokonkurs. Com
- http://trodlobiont.livejournal.com/
- www. giport. ru