Разработка урока по физике по теме "Физика. Путь к истине"

Разделы: Физика


Один из завершающих уроков по физике в 11 (9) классе, когда изучена тема «Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества». Такие уроки нужно проводить, потому что, увлекаясь подготовкой к ЕГЭ, мы иной раз «забываем» соотнести физику и мировозрение ученика, и выпускники запоминают физику, как решение задач, в лучшем случае –как исследования и эксперименты. А ведь « физика – это не только шаг к технике, но и к глубочайшим пластам человеческой мысли»,-Берн.

Данный материал можно использовать по-разному: урок-конференция, урок-диспут, внеклассное мероприятие ; рассчитан он на разное время проведения. Детям заранее даются домашние задания - индивидуальные и групповые по подготовке докладов и презентаций по темам:

I: Современные достижения физики

  • Интернет-технологии
  • Нанотехнологии
  • Атомная физика
  • Физика необычного
  • Другие темы

II: Высказывания великих учёных об истине, о Боге, о границах познания человека.

III: Понятие истины в философии (можно привлечь учителя обществознания)

Цель урока (мероприятия):

  • Показать величие физики и её огромную, основополагающую роль в развитии других наук.
  • Воспитание уважения к труду учёных.
  • Развитие способности анализировать, обобщать и делать собственные выводы.
  • Воспитание стремления к саморазвитию и самопознанию в течение всей жизни.

Данный урок не имеет цели чётко ответить на вопрос «До какой степени познаваем мир?», но он заставляет задуматься уже взрослых детей не только о познании мира, но и себя в этом мире. Что видят наши дети? С одной стороны на уроках мы говорим о научных методах познания , о торжестве знаний, с другой – всё большее место в нашей жизни занимает религия, мы видим Президента России в Храме молящимся, в каждом доме есть икона, практически всех детей крестят в Храме…Это материал для «разговора по душам» в конце изучения предмета. Каждый учитель может использовать этот материал, вкладывая своё видение данного вопроса. Перед проведение данного урока мы обычно устраиваем просмотр фильма «Живая вода» (на классном часе вместе с классным руководителем). Фильм неоднократно демонстрировался по ЦТ. Ход всего урока построен в соответствии с ходом презентации. Ещё раз хочу сказать, что на уроке я не призываю верить в бога или не верить в бога, я призываю детей думать, мыслить, анализировать и иметь свою точку зрения.

Тема урока: «Физика. Путь к истине»

«Абсолютной истины не существует,»-
сказал мудрец своему ученику.
 «А это – абсолютная истина, Учитель?»
Древняя мудрость.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портреты учёных.

Ход урока

I. Организационный момент. Приложение. Слайд №1.

II. Целеполагание.

Ребята, мы подошли к завершению изучения школьного учебника физики. «Физика- наука о природе»,- говорим мы с вами, начиная с 7 класса. Но природа неисчерпаема, и процесс познания её бесконечен. Он может постепенно приближать нас к истине, а может и заводить в тупики заблуждений (мы видели это много раз за эти 5 лет). Сегодня мы попытаемся подумать над вопросом: «До какой степени познаваем мир?»

III. Основной этап.

  1. Приложение. Слайд №2. Выступления учеников с сообщениями-докладами по вопросам №1-3
  2. Приложение. Слайды №3-7. Вспомним основные вехи из истории физики. Это не просто история физики- это жизни и судьбы учёных, их вера в науку.( Портреты учёных заготовлены заранее). Исторические события заканчиваются 1986 годом-трагедией на Чернобыльской АЭС неслучайно. Как вы думаете, почему? (Обсуждение. Можно сказать об ответственности людей за свои изобретения и деятельность вообще.)
  3. Приложение. Слайд №8. Фамилии 22 учёных-физиков перед вами. Что больше всего удивляет вас, поражает и восхищает в этих людях? О ком бы вам хотелось немного вспомнить сегодня? - Выступления ребят по желанию.
  4. Мы с вами обсудили основные вехи классической физики, а каковы современные её достижения? Приложение, cлайд №9. Выступления ребят.
  5. Приложение. Слайд №10 (дублирование слайда №2). Обсуждение вопросов 3-4
  6. Приложение. Слайд №11. А что говорили великие учёные об истине, о роли науки, о себе? (Обсуждение.)
  7. Слайд №12. Шаги постижения истины можно предложить рассмотреть на нескольких примерах: Земля - круглая, изобретение сотовой связи. Можно предположить будущие открытия: космические путешествия, встречи с инопланетянами…(Универсальность физических законов, которая позволяет ожидать подобия форм и жизненных процессов в разных частях нашей Вселенной).
    Однако людям не следует забывать о нравственности во всех её проявлениях: от обычной человеческой до научной. Жизнь и мир прекрасны, и нужно бережно к ним относиться!
  8. Приложение. Слайд №13.Обсуждение высказываний А.Эйнштейна. Можно вспомнить загадочные страницы его научной деятельности, когда он уничтожил свой труд, чтобы никто не узнал его открытие…
  9. Приложение. Слайд №14.
  10. Приложение. Слайд №15-17. Проблемная ситуация. Обсуждение.
  11. Приложение. Слайд №18. Обсуждение.

Хочу предложить ещё некоторые высказывания учёных:

  • «Естествознание без религии хромает, религия без естествознания - слепа» (А.Эйнштейн)
  • «Если вы мыслите достаточно сильно, то неизбежно будете приведены наукой к вере в бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука - не враг, а помощница религии» (Д.Томсон)
  • «Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией; мы скорее констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания» (М.Планк)
  • «Здесь скрыты столь глубокие тайны и столь возвышенные мысли, что, несмотря на старания сотен остроумнейших мыслителей, трудившихся в течение тысяч лет, ещё не удалось проникнуть в них, и радость творческих исканий и открытий всё ещё продолжает существовать». Эти слова, сказанные Галилеем три с половиной столетия назад, нисколько не устарели.

В заключение можно пожелать ребятам радости творческих открытий, познаний мира и самого себя. На стене храма в Древней Греции было написано: «Человек, познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную». И ещё хотелось бы пожелать людям-ЛЮБВИ, ведь это вечная ИСТИНА, на которой построены все духовные учения.

Литература:

  1. Мякишев Г.Я. Физика: Учеб для 11 кл.общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2007
  2. Сазеева Н. Мы – дети Света. Сенсационное научное открытие. Питер Пресс,2007
  3.  Тихоплав Т.С., Тихоплав В.Ю. Физика веры.-СПб.:ИД «ВЕСЬ»,2002