Работа рассчитана на учащихся 9;10 и 11 классов.
Форма проведения: данная работа может быть проведена как
- практическая работа по актуализации знаний во время урока географии в теме «Трудовые ресурсы» в курсе экономической и социальной географии России 9 класс;
- работа по профориентации во внеурочное время;
- тематический классный час.
В зависимости от количества времени, которым располагает педагог, работу можно провести индивидуально, в группах, можно использовать ее как основу для домашнего задания с последующим изложением материала и обсуждением, в ходе урока, или классного часа. Кроме того, данная схема работы может быть положена в основу научного исследования.
Цели:
- способствовать закреплению знаний о рынке труда, особенностях его регулирования и трудовых ресурсах на примере рынка труда города. Сформировать знания об особенностях рынка труда города, определить наиболее востребованные профессии.
- способствовать формированию умения работы со средствами массовой информации, формирование умения сбора и обработки статистического материала
- способствовать развитию памяти, внимания, умений работы в группе, исследовательских навыков.
- способствовать профессиональному самоопределению подростков, создать предпосылки для самоисследования, создать общие представления о требованиях работодателей к соискателям работы, представления о грамотности создаваемого объявления о поиске работы.
Оборудование:
- 1 вариант: газеты частных объявлений о вакансиях и поиску работы,
- 2 вариант: интернет-ресурсы по поиску работы и вакансиях рынка труда города,
лист с описанием работы, предварительно оформленная доска
Ход работы
Задание 1 группы (работодатели)
Пользуясь объявлениями о вакансиях на рынке труда, определите:
- Общее количество вакансий _____________
- Какие вакансии наиболее часто предлагаются на рынке труда: а) _________, б)___________________, в) ____________________, , ,
- Какие вакансии предлагаются достаточно редко: а)______________, б)_____________, в) _____________________, , , ,
- Определите предлагаемую цену рабочей силы с учетом прожиточного минимума: (на ноябрь 2009 года 4000 рублей для трудоспособного населения)
|
1 min и менее |
2-3 min |
4-5 min |
6 min и более |
Кол-во вакансий с указанным уровнем заработной платы |
|
|
|
|
Предлагаемые вакансии |
|
|
|
|
- Определите требования работодателей к соискателям по следующим показателям:
а) возраст
20 и менее |
21-35 |
36-45 |
45-60 |
Не имеет значения |
|
|
|
|
|
Предлагаемые вакансии |
|
|
|
|
б) пол
Жен. |
Муж. |
Не имеет значения |
|
|
|
Предлагаемые вакансии |
|
|
в) уровень образования
|
Среднее специальное |
высшее |
Высшее (специалист) |
Не имеет значения |
Кол-во вакансий |
|
|
|
|
На вакансии: |
|
|
|
|
г) опыт работы
Есть |
Не имеет значения |
|||
Менее 1 года |
1-3 года |
Не менее 5 лет |
Больше 5 тел |
|
|
|
|
|
|
Предлагаемые вакансии |
|
|
|
|
Вопросы для обсуждения (выводов):
- Как в структуре свободных рабочих место отражается функция города Новокузнецка?
- Какие профессии города наиболее востребованы? Наименее востребованы? Как вы думаете почему?
- Какими среднестатистическими качествами, по мнению работодателей должны обладать соискатели вакансий?
- Насколько обоснованными кажутся вам требования работодателей?
Задание 2 группы (соискатели)
Пользуясь объявлениями соискателей о поиске работы, определите:
- Общее количество соискателей _____________
- Работники каких профессий наиболее часто ищут работу: а) _________, б)___________________, в) ____________________, , ,
- Работники каких профессий ищут работу гораздо реже: а)______________, б)_____________, в) _____________________, , , ,
- Определите желаемую величину заработной платы ( с учетом прожиточного минимума на ноябрь 2009 года 4000 рублей для трудоспособного населения)
|
1 min и менее |
2-3 min |
4-5 min |
6 min и более |
Кол-во объявлений с указанным уровнем заработной платы |
|
|
|
|
Это представители профессий: |
|
|
|
|
- Определите особенности соискателей (социальное лицо)по следующим показателям:
а) возраст
20 и менее |
21-35 |
36-45 |
45-60 и старше |
|
|
|
|
Это представители профессий: |
|
|
|
б) пол
Жен. |
Муж. |
|
|
Это представители профессий: |
|
в) уровень образования
|
Среднее специальное |
высшее |
Высшее (специалист) |
Кол- во соискателей |
|
|
|
Представители профессий: |
|
|
|
г) опыт работы
есть |
нет |
|
|
Это представители профессий: |
Это представители профессий: |
Вопросы для обсуждения (выводов):
- Опишите «социальное лицо» безработного жителя города Новокузнецка.
- Представители каких профессий, образования, возраста, пола испытывают наибольшие трудности в трудоустройстве? Как вы думаете почему?
- Какие «среднестатистические» требования предъявляют работодателю наемные работники? Насколько они обоснованы?
Задания для общей аналитической работы и обсуждения:
- Определите, сколько соискателей приходится на наиболее востребованные специальности (вакансии)? 1) _____________ 2)____________ 3) _____________, , .
- Сколько соискателей приходится на вакансии, редкие на рынке труда? 1)_________________ 2) _______________ 3) ________________, , .
- Какие отрасли производства в настоящее время наиболее активно развиваются? Какие отрасли и предприятия в настоящее время испытывают трудности в развитии?
- Предложите меры по урегулированию рынка труда.
Задания для личной практики:
- Найдите примеры объявлений, которые, по вашему мнению, наиболее могут заинтересовать работодателя. Обратите внимание, как они составлены?
- Приведите примеры «неудачных объявлений». Как вы думаете, почему такие объявления не заинтересуют работодателя?
- Попробуйте самостоятельно составить объявление о поиске работы от себя как
а) учащегося 9-11 класса общеобразовательной школы
б) выпускника 11 класса общеобразовательной школы
Какие виды деятельности для вас доступны? На какой уровень оплаты вы можете рассчитывать?