Урок русского языка в 5-м классе по теме "Разряды имен прилагательных"

Разделы: Русский язык


Цель: совершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи.

Задачи:

  1. образовательные: познакомить с разрядами прилагательных, признаками каждого разряда; научить определять разряд имени прилагательного по нескольким классификационным признакам,
  2. развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять,
  3. воспитательные: воспитывать чувство любви, уважения к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: здоровьесберегающая, дифференцированная, мультимедиа.

Оборудование: презентация, карточки с изображением солнышка и тучки.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Давайте сейчас попробуем определить наше с вами настроение. У вас на партах лежат две карточки (солнышко и тучка). Покажите мне с помощью этих карточек ваше настроение. Если у вас хорошее настроение, покажите солнышко, если не очень хорошее, покажите тучку.

Психологический настрой.

Закрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе”.

Открыли глаза. Мы к уроку готовы, начинаем работать.

2. Повторение пройденного материала.

А) Повторение знаний об имени существительном. Выполняем задание, записываем в тетрадь, проверяем.

Девиз: Найти, записать, проверить!

Задание 1. Разведка. Найдите в тексте среди выделенных слов имена существительные. Выпишите их в тетрадь. Солнце село, но в лесу еще светло. Воздух чист и прозрачен. Птицы болтливо лепечут. Молодая травка блестит веселым блеском изумруда.

Задание 2. Четвертый лишний. Найдите лишнее слово, выпишите его в тетрадь:

а) ива, орех, осина, малина,

б) дуб, заяц, дятел, плакса.

Задание 3. Три дорожки. На какой дорожке слова отвечают на вопросы одного падежа?

Запишите ответ в тетрадь:

а) в улье, на ветке, в болото,

б) из леса, через луг, на сосну,

в) по опушке, к болоту, к подруге.

Задание 4. Острый глаз. Найдите слова, в которых допущены ошибки. Запишите эти слова правильно: пейзаж, ершь, ландышь, нож, ноч, мышь, дич, шалашь.

Б) Самостоятельная работа «Орфограммы в корнях слов» (на компьютере)

- Сядьте правильно за компьютерные столы. Подвиньте стул к себе. Откройте папку “ЗАДАНИЕ”. Выполните задания.

Задание 1. Составьте из данных слов две группы по орфограммам.

Щелкните мышкой сначала по словам, которые попадут в ПЕРВУЮ группу слов (с безударной проверяемой гласной), а затем по зеленой кнопке, чтобы оставшиеся слова попали во ВТОРУЮ группу слов (словарные).

Малыш, ребята, пальто, каток, обед, далекий, чистота, удивлять, тарелка, улица, спешить, лопата, голодают, посуда.

Задание 2. Проверь себя. Вставь в слово нужную букву.

Сл(е/и)дит, зага(д/т)ка, пас(-/т)бище, чу(-/в)ство, зв(о/а)нок, ю(б/п)ка, ненас(т/-)ный, ни(з/с)кий, заря(д/т)ка, лес(т/-)ница, учас(т/-)ник, затр(е/и)щал, вык(а/о)тил, овра(г/к).

3. Сообщение темы и целей урока (Слайд 1, приложение)

Ученик читает "Сказку про краски", автор Е. Руженцев.

Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя, домой усталым,
на зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
На рассвете умываться,
И зелёным- презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!

Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова - имена прилагательные. (Слайд 2, приложение)

Повторим, что мы знаем об имени прилагательном.

  1. Что обозначает имя прилагательное?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Назовите начальную форму имени прилагательного.
  4. Как изменяется прилагательное?
  5. Какими членами предложения бывают прилагательные?

4. Изучение новой темы

А) Презентация (слайды 3, 4, 5, 6, приложение)

Б) Выполнение тренировочных упражнений

Фронтальная работа «Определить разряд прилагательных» (слайд 7, приложение)

  1. Назовите разряды имен прилагательных по значению.
  2. К какому разряду относятся прилагательные в словосочетаниях ЗАЯЧья нора, ЗАЯЧья шапка, ЗАЯЧЬЯ ДУША?

 

(ЗАЯЧья нора - ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ, так как обозначает принадлежность животному и отвечает на вопрос ЧЕЙ?

ЗАЯЧья шапка - ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, так как обозначает материал, из которого сделан предмет.

ЗАЯЧЬЯ ДУША - КАЧЕСТВЕННОЕ, так как обозначает признак предмета, обозначает качество характера человека (заячья душа, так говорят о трусливом человеке).

Индивидуальные задания «Определите разряды прилагательных»

  1. Волчий аппетит, беличий хвост, медвежья шуба, медвежий слух.
  2. Интересная книга, кроличьи следы, каменная стена, белый снег.
  3. Свежее молоко, бабушкин платок, зимний день, золотые руки.
  4. Большое яблоко, лисья нора, деревянная посуда, теплые рукавицы.

5. Закрепление изученного материала

Выполняем задание в тетрадях.

А) Упражнение «Антонимы»

Учитель диктует прилагательные.

БЕЛЫЙ, КРИВОЙ, ДЛИННЫЙ, ГОРЯЧИЙ, СЫТЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ТОЛСТЫЙ, ЗДОРОВЫЙ, ОСТРЫЙ, МЯГКИЙ

Учащиеся записывают прилагательные, противоположные по смыслу.

(Чёрный, прямой, короткий, холодный, голодный, весёлый, худой, больной, тупой, твёрдый.) Называют разряд. (Слайд 8, приложение)

Б) Упражнение «Магазин»

Учитель диктует существительные.

ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, ЦВЕТЫ, КЕФИР, БАРАНКИ, ШКАФ, КОНЬКИ, ПОРОШОК, МАТРЕШКА.

Дети должны записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить данные предметы. (Овощной, книжный, обувной, цветочный, молочный, хлебный, мебельный, спортивный, хозяйственный, игрушечный.)

К какому разряду относятся записанные прилагательные? (Слайд 9, приложение)
 
Массаж рук.

(Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко распрямить пальцы, на парту положить ладони.)

В) Творческое задание. Работа в парах.

1. На доске запись: (слайд 10, приложение)

Сегодня ? день.

Смотрю на ? небо.

По небу плывут ? облака.

Падают ? и ? снежинки.

Вам понравился рассказ, который записан у меня на доске? (Нет.)

А почему? Чего не хватает в нём? (Имён прилагательных.)

Правильно, ребята, в нашем тексте сейчас нет имён прилагательных, поэтому наш рассказик получился не очень красивым. Я вам предлагаю немного пофантазировать. Вместе со своим соседом попробуйте вставить вместо знака «?» имена прилагательные и у вас получится красивый рассказ.

(Учащиеся зачитывают получившиеся рассказы).

2. Вставьте пропущенные слова, определите разряд и падеж, замените словосочетание одним словом. (Слайды 11, 12, приложение)

Шито… нитками, делать… глаза, ворона в … перьях, как баран на … ворота, избушка на .. ножках.

Совать нос в … дела, с … головы на …, встать с … ноги, как гром среди … неба, с … паром.

6. Итог урока.

Выполнили ли мы свою задачу на уроке? ДА

7. Рефлексия.

У вас на партах лежат две карточки: солнышко и тучка, если вам понравился урок, покажите солнышко, если не очень – тучку.

Приложение